Учиться надо у Блэкмора или Грапова,а Slipknot,Limp Bizkit-ну чему у них можно учиться???Интервью с Алексеем Булгаковым СЛОВО «ЧЕСТЬ» ПЕРЕСТАЛО БЫТЬ АРХАИЧНЫМ
Группа «Легион» о времени и о себе
Жизнь развивается по спирали. После периода бездумья и безверия люди неизбежно двигаются в сторону нормы и общечеловеческих ценностей. Слова «патриотизм» , «честь» перестают быть странными и архаичными.
Есть такая традиция восприятия тяжёлой, металлической музыки – какая-нибудь бесовская рожа на заднике, безумный взгляд рычащего или визжащего вокалиста и гривы гитаристов, которые стеной нависли над грифом и в бешеном ритме подметают рампу… Человечество вообще мыслит стандартами и аналогиями. Но вокалист группы «Легион» Алексей Булгаков аккуратен и спокоен. Он говорит о вещах, которые кажутся странными, но всё звучит очень естественно.
Рок слушают молодые
О главном
-Почему Ваша группа называется «Легион», и есть ли у Вас собственное толкование названия вышедшего недавно нового альбома?
-«Легион» - военное подразделение. А в нашем видении это группа собранных, серьёзных мужчин, устремлённых к победе. Альбом «Маятник времён» - о связи поколений. Есть молодое поколение, которое воспринимается через сникерсы, пепси, дискотеки, и были мальчишки, которые полегли в 41-м, в Афгане или Чечне и не попадут на этот праздник жизни. Половина песен посвящена битве за Москву, и потому тексты выдержаны в военно – историческом ключе.
-Тема для нынешнего времени нестандартная.
-Вот мы и стараемся ребят вывести из «формата», ведь обычно металлический рок слушают молодые.
-Ваше отношение к патриотизму?
-Когда я рос, смотрел фильмы о войне. Мой дед пропал без вести, и я всегда тосковал о нём. Он на полуторке возил снаряды и, вероятно, погиб под бомбёжкой. А од того работал на заводе, ему давали бронь, но он отказался: «Как я могу! Все воюют, что обо мне скажут люди!» и ушёл на фронт, не долюбив детей, не приласкав внуков. В «Маятнике времён» это вылилось в нечто значительное, тем более что в основу легли классные стихи, написанные Владимиром Сергеевым. Так «Легион» своим творчеством доказывает, что в нашей жизни есть место для памяти, для патриотизма.
-Вы выступаете перед солдатами?
-Достаточно часто, включая участие в акциях – «Осенний призыв» и других.
Чёрное и белое
О музыке
-Для меня «Легион» - это такие воспоминания конца 80-х, рок-лаборатория…
-Действительно, середина 80-х – пик работы группы. Потом были разногласия с основателем группы Олегом Царевым, мы с ним разошлись, и каждый пошёл своей дорогой. Общие друзья предложили оставить название за мной как за вокалистом. В 1995-м вышел англоязычный альбом на Polygram’е, а вот в 1997 году появилось второе дыхание. Начали с переиздания старого материала. На “Moroz рекордс” вышел альбом старых песен, а следом альбом «Дай мне имя». В 2000 – «У окна», в 2001 – «Пророчество», и вот теперь выходит новый альбом – «Маятник времён».
-Изменилась ли Ваша музыка?
-Стиль остался тот же, но раньше мы больше тяготели к хэви-металлу, теперь это просто металлический рок, уже тяжело дать определение, что это треш, или спид, или пауэр-рок. Изменился, конечно, звук, последний альбом мы постарались сделать с использованием западных мировых технологий.
-Обязательно ли нести белую или чёрную энергию, можно просто выдавать напор? Вот Оззи – что угодно делает, но от него идёт нормальная энергия. Мэнсон, к которому я отношусь – «лучше пусть в сторонке постоит», и всё равно его преподносят как борца с системой…
-Оззи – просто клоун, а Мэнсон решил сделать имя на скандале, он лукавит, тем более что по музыке это слабо сделано, не цепляет.
-А есть ли реальное деление на «вайт» или «блэк» металл, чувствуется ли это по энергетике зала?
-Да. На определённый стиль приходят определённые поклонники, одетые и вырожающие себя определённым образом.
Надо ставить планку выше
О тенденциях
-Кроме тяжёлой музыки, что звучит дома? Классика?
-Стараюсь обязательно слушать: Прокофьева «Александр Невский», Моцарта, Бетховина, Баха. Люблю чтобы эмоции бурлили.
-А хочется делать сложную музыку?
-Хочется, чтобы она была достойна, мелодична и профессиональна. У нас в роке это редкость. Я сталкивался с удивительной вещью – мелодичный металлический рок популярен давно, но в сфере нашего шоу-бизнеса это новое явление, людям, казалось бы, профессионалам, это в новинку, как 12 – 14-летним, они такова раньше просто не слышали.
-А как Вы относитесь к нынешним музыкальным тенденциям?
-Люди не хотят воспринимать профессионально сделанные вещи, потому что шоу-бизнес впихивает всем то, что непрофессионально.
-Специально? Заговор?
-Они тупо хотят делать деньги, но я надеюсь, что всё это изменится, если в жизни и в экономике всё будет стабильно.
-То есть это политическая составляющая?
-Политэкономическая.
Они боятся показаться глупыми
О формате
-Твоё отношение к формату?
-Формат убивает творчество, хорошую музыку, всё упрощается. Например, на радио нам говорят, что песня должна быть не более 4 минут. Я должен писать песню и смотреть на часы?! Это абсурд.
-Выходит, по радио хорошая музыка не звучит?
-Нет, почему же, на «Открытом» есть и хард, и арт. Бывает и качественная попса. Неплохи музыкальные передачи «Земля-воздух», «Тотальное шоу» на MTV. Просто супер – недавние передачи с «Вежливым отказом», особенно с Мамоновым, мы с ним вместе давно играли. Вот он остался верен себе, не продаётся и не прогнулся.
-А как же так? Радиолюбители любят одно, а ставят в эфир другое?
-Они боятся показаться глупыми, немодными, поэтому не хотят быть искренними.
Должна быть здоровая истерия!
О жизни
-Как Вы работаете над песнями?
-Прихожу и показываю ребятам музыкальную идею, в рамках которой работаем, например над гитарной партией. Коллектив – как пальцы в кулаке: встречаемся, общаемся. Скажу больше, мы даже особо не спорим.
-Что ближе группе – истерия или вдумчивое слушанье? Как надо слушать группу «Легион»?
-Должна быть здоровая истерия! Нужно, чтобы выплёскивались эмоции.
-Я знаю ребят юного возраста, которые открывают для себя хорошую тяжёлую музыку.
-Этому надо учиться, и играть, и слушать. Должен быть процесс, надо ставит для себя высокую планку. Для начала похож, допустим, на Блэкмора или Грапова, а Slipkknot, Limp Bizkit – ну чему у них можно научится?
-Но уж очень ладно они сшиты…
-Это модно, это стечение обстоятельств. А в России есть хорошие команды – например «Оргия праведников» Калугина. Или Алексей Айги.
-«Легион» не стал играть то, что модно. Были попытки менять стиль?
-Я не могу поменять себя и не представляю группу в другом стиле.
Легион / Э.С.Т./ Ампиръ 3.07.2004, Клуб "Апельсин" (Москва) СУПЕР КОНЦЕРТ Легион / Э.С.Т./ Ампиръ 3.07.2004, Клуб "Апельсин" (Москва)
Этот концерт стал моим первым знакомством с клубом "Апельсин", который не так давно открылся в районе метро "Краснопресненская", и надо сказать, что клуб оставил самые положительные впечатления. Лояльная охрана, просторный зал, исправно работающая вентиляция и, самое главное, хороший звук и вменяемый звукоинженер - в принципе, все дополнительные (не зависящие напрямую от музыкантов) компоненты хорошего концерта имеются в наличии. Правда, со слов рассерженных очевидцев могу сообщить, что цены в баре соответствуют уровню сервиса, но это, в принципе, объяснимо.
На разогреве в этот день значилось семь-восемь малоизвестных групп, но их я счел за лучшее пропустить, поскольку в 19.00 в клубе началась пресс-конференция Алексея Булгакова и Сергея Терентьева, которые представляли журналистам свой новый проект Артерия. К сожалению, мероприятие оказалось несколько смазанным, во-первых, по причине отсутствия микрофона, в результате чего музыкантов было еле слышно на фоне грохота одного из разогревающих коллективов, а во-вторых, по причине присутствия в помещении некоторого количества личностей, не имеющих никакого отношения к музыке или журналистике, зато ведущих себя чрезвычайно шумно и зачастую по-хамски. Особенно усердствовало в этом занятии некое существо с короткой стрижкой неопределенного пола, возраста и происхождения, которое не только достало всех присутствующих своим зычным голосом и откровенно неуместным панибратством, но и чуть позже вылезло на сцену, откуда с выражением собственного превосходства на лице обозревало толпу. Что же касается того, что удалось услышать, то если вы следите за разделом "Интервью" нашего сайта, подробный пересказ пресс-конференции не будет для вас особенно интересен. Поэтому я ограничусь лишь перечислением того, что не было объявлено нами раньше. Главной новостью для меня стало представление третьего участника проекта - израильского басиста по имени Роберт Бойм, который на родине играл во множестве самых разнообразных коллективов, а в России засветился в проекте Химера. Вопреки тому, что сообщалось раньше, Анатолий Шендеров в Артерии играть не будет, вместо него барабанщиком станет Сергей Еранов из Легиона. Место второго гитариста до сих пор вакантно, так что желающие могут обращаться к Сергею Терентьеву. Ну и главная сенсация - на пресс-конференции прозвучали демо-записи трех новых песен проекта, пока только с псевдо-английской "рыбой" вместо вокальных партий. Судя по первому прослушиванию, материал напоминает джем Rammstein и Dio, причем с минимумом клавишных, зато с совершенно шикарными вокальными партиями. Думаю, при наличии адекватных текстов альбом в таком духе может быть бомбой. Ждем с нетерпением!
Когда я покинул пресс-конференцию, как раз начинала выступать последняя из разогревающих групп, Ампиръ. Лидер группы Сергей Задора известен не столько как вокалист, сколько как менеджер Арии в 1995-1997 гг. и директор знаменитой Рок-Гимназии, в стенах которой инструменты осваивали, в частности, басист Алексей Харьков (Маврик, Кипелов) и гитарист Андрей Голованов (Кипелов, экс-Легион). Я же хорошо помню выступления Сергея с группой "Я" лет пять назад, на которых регулярно звучала гениальная по своей эмоциональности композиция "Жизнь - дерьмо!" В этот раз, увы, Сергей ее не сыграл, зато чуть не убил меня наповал первым же треком в своем сете, в котором я с удивлением узнал "Tomorrow" группы Europe на русском языке! Дальше - больше: сет Ампиръ состоял полностью из каверов западной классики, среди которых "I Surrender" Rainbow, "The Final Countdown" тех же Europe, "I Just Want You" Оззи Осборна и даже: "The Show Must Go On" Queen! Инструментал снимался музыкантами практически "в копейку", а вокальные партии на русском языке звучали крайне непривычно, но достаточно любопытно, тем более, что если абстрагироваться от языка исполнения, Сергей без проблем справился практически со всеми вещами, за исключением бессмертной классики Фредди Меркьюри, которая в принципе не поддается воспроизведению. А если добавить к этому харизму Сергея и улыбку, которая не сходила с его лица весь концерт, получается очень забавное выступление, оставившее после себя только положительные эмоции.
После этого на сцене появились Алексей Булгаков и Сергей Терентьев, которые коротко рассказали о проекте Артерия и ответили на вопросы из зала. Разумеется, большинство вопросов сводилось к взаимоотношениям Сергея с бывшими коллегами из Арии и Кипелова. Выяснилось, что с Валерием Кипеловым Сергей сейчас не общается, поскольку "для этого просто нет повода", а на вопрос, что он думает о новой Арии, Сергей ответил: "Альбом не слышал, но здорово, что люди что-то делают. По крайней мере, выпускать альбом лучше, чем не выпускать альбом".
Следующими на сцену вышли Э.С.Т., которые, несмотря на заявленное в афишах хэдлайнерское положение, отыграли всего полчаса. С одной стороны, это печально, поскольку в программу не вместились такие классические произведения, как "Нет, слышишь, нет", "Э.С.Т. - это Best!" и даже "Катюша", но с другой, к моему великому счастью, не были сыграны откровенно похабные "Проклятая Алиса", "Круши все на х:" и другие композиции такого же плана, которых у Жана Сагадеева куда больше, чем хотелось бы. Звук был куда лучше, чем на недавнем 15-летии группы, с энергетикой и подачей у Жана тоже все более чем в порядке, но вот его внешний вид: Одним словом, женская половина нашей делегации, которая хорошо помнит раскрученный в свое время видеоклип "Нет, слышишь, нет", была в шоке.
И, наконец, на сцену вышел Легион. Я не видел эту группу "живьем" два года, и с тех пор в составе остались лишь Алексей Булгаков и басист Стас Козлов, но с молодыми музыкантами группа звучит ничуть не хуже. Сет-лист был в основном построен на свежем материале, в первую очередь, на хитах с альбома "Маятник времен" (2003), но не были забыты и более старые вещи - "В поисках Авалона", "Царица черных скал", "Ночные волки" и даже классический "Листопад" еще 1981 года сочинения. Меня лично больше всего порадовало исполнение свежего сингла "Игра", который я считаю лучшей песней Легиона за последние лет пять, а также совсем новая вещь, опять-таки на псевдо-английском, которая дает надежду на то, что новый альбом Легиона будет просто сокрушительным. А в целом, выступление в "Апельсине" еще раз убедило меня в том, что Легион - в первую очередь концертная группа, и таланты как инструменталистов, так и Алексея Булгакова раскрываются в полной мере именно на концертах. Если вы остались разочарованы студийными работами Легиона, сходите на концерт, вы не пожалеете.
Выражаем благодарность Евгению "Монаху" и Марине Булгаковой за предоставленные аккредитации.
Сергей Терентьев и Алексей Булгаков создают сольник АРТЕРИЯ Сергей Терентьев и Алексей Булгаков создают проект «Артерия»
Сергей Терентьев (экс-«Ария», экс-«Кипелов») и Алексей Булгаков («Легион») объявляют о создании проекта «Артерия». Музыканты планируют не только работать в студии, но и вести активную концертную деятельность. Музыкальное направление проекта можно охарактеризовать, как очень тяжёлая мелодичная музыка.
Первый результат совместной работы увидел свет в начале мая 2004 года, когда вышел диск С.Терентьева «30+3+infinity». На диске представлены три песни С.Терентьева с вокалом А.Булгакова. Прежде всего, это новая песня «Звёзды легли на дно», текст для которой написан А.Елиным.
Две другие песни – «Потерянный рай» и «Кто ты?» - были написаны С.Терентьевым в 1999 году для группы «Ария». Новые версии песен звучат не менее интересно, чем оригинал – А.Булгаков показал, что ему под силу не только металлические «боевики», но и лирические баллады. Партии барабанов для этих песен были исполнены Дмитрием Кириченко.
Кроме этого, в диск вошли восемь инструментальных композиций с сольного альбома С.Терентьева «Up to 30». Альбом был записан в 1994 году на студии «Ария рекордс». Для переиздания запись была ремастирована.
Сейчас С.Терентьев и А.Булгаков закончили работу над музыкальным материалом для нового альбома. Запись альбома начнётся сразу, как только будут готовы тексты к новым песням. Музыканты планируют, что альбом выйдет осенью 2004 года.
Параллельно ведётся поиск музыкантов для проекта.
Об участниках проекта:
А.Булгаков – лидер и бессменный вокалист московской группы «Легион», образовавшейся в 1979 году. «Легион» был среди групп, которые первыми начали играть тяжёлую музыку в Советском Союзе. «Легион» регулярно даёт концерты, а за последние пять лет записал три альбома. За мощный и экспрессивный вокал А.Булгакова сравнивают с Ronnie James Dio.
С.Терентьев играл в группе «Ария» восемь лет и записал три альбома. После раскола в группе в 2002 году он принял сторону В.Кипелова и больше года сотрудничал с ним в группе «Кипелов», записав концертный альбом «Путь на верх» и сингл «Вавилон». До прихода в «Арию» С.Терентьев был участником групп, как «Гюнеш», «Родмир» и «Новый завет».
Маятник Времён ЛЕГИОН «МАЯТНИК ВРЕМЁН»
• Диск абсолютно лишён бессмысленных украшательств. Старейшая метал-группа, основанная ещё в 1979-ом, выпустила свой пятый по счёту диск. Альбом отсылает к драматическим событиям русской истории ХХ столетия Большинство песен с него написаны на стихи доктора исторических наук В.К. Сергеева
В текстах Сергеева нет глубокого экскурса в историю России. Они универсальны: например, «Последний глоток», посвящённый афганской кампании можно было с таким же успехом отнести и к чеченским событиям. Особо приятно, что, в отличие от многих своих коллег, Сергеев не хает огульно советский период. Так, песня «Проводы» написана от лица старого революционера, благословляющего сына на битву за Москву. Сергеев и «Легион» выстраивают недвусмысленную логическую цепь: победа во Второй мировой во многом стала возможна благодаря завоеваниям Революции.
Диск абсолютно лишён бессмысленных украшательств, вообще очень свойственных «патриотическому» металлу. Вокалист Алексей Булгаков ухитряется быть сдержанным даже тогда, когда поёт на пределе возможностей. Под стать общей концепции и ненавязчивые аранжировки. Они словно отступают на задний план перед героизмом русских солдат. В кульминационных моментах звучат гитарные партии, не обременённые никакими эффектами, что действует на подсознание даже сильнее привычных «металлических» запилов.
К концу эпопеи неожиданно «всплывает» несколько «аполитичных» песен на стихи Алексея Булгакова. К чести автора и музыкантов группы, выглядят они не менее внушительно, чем «патриотический блок». Особенно хочется выделить приджазованный «Мой Сон» (вокальная партия разложена на два голоса) и переписанный в новой манере старинный «Листопад». Что и говорить, «Легион» - породистая группа!!
Интервью с Булгаковым перед выходом Альбома "Пророчество" ПЯТЫЙ ПУТЬ "ЛЕГИОНА"
-Алексей, не мог бы ты рассказать о своем новом альбоме, о том, как он взаимосвязан с твоим предыдущим творчеством? -Это по счету пятый альбом. Задумали мы его пару лет назад, записали год назад, а выпускаем только сейчас; называется он "Пророчество" За всю историю группы "Пророчество" может по праву считаться самым мощным и динамичным альбомом. В него вошли девять композиций. Первая - "До Святой Земли", посвящена служивым людям прошлых веков. Стихи к песне "Царица Черных Скал" написаны в духе фантастического романа, такая небесная мистика. Композиция "В поисках Аваллона" повествует о древних кельтах и Короле Артуре, которые пытались найти таинственный, мистический остров Аваллон. Предание гласит, что на этом острове росли золотые яблоки, съев такое яблоко человек обретал бессмертие. Ключевая песня под названием "Пророчество" - сага о величии и падении Римской Империи. Да что там много говорить, проще приобрести альбом и тогда сами услышите - в нем есть песни на любой вкус. Взаимосвязь нового альбома и предыдущих работ "Легиона" можно проследить, слушая и сопоставляя записи группы различных периодов в нашем творчестве. Если расставить альбомы в хронологической последовательности, вот что получится: 1993 г. - англоязычный альбом "Knights of cross"; 1997 г. - переиздание "Лучшие песни 1980-1987гг."; 1997г. - "Дай мне имя"; 2000г. - "У окна"; 2001 г. - "Пророчество". Все альбомы можно найти в магазинах. -В чем заключается отличие "Пророчества" по звуку и по стилю от первого альбома и вообще, что в нем такого концептуально нового, интересного? -В плане звука мы хотели сделать или приблизить этот альбом к лучшим произведениям хард`н`хэви начала и середины восьмидесятых. Мы выросли на этой музыке и она нам очень дорога. Хотя само звучание мы все же попытались сделать современным. Альбом "Пророчество", как я уже говорил выше, динамичнее, быстрее и может быть мелодичнее, чем, например первый альбом и на 50% он концептуальный. Сейчас в Европе очень в моде такой стиль и разновидность тяжелой музыки. Его называют power-metal. Скоростной, мелодичный металл-рок. В творчестве мы не стремимся угнаться за модой, идем своим путем. Но я не думаю, что когда на каких-то этапах работа группы и модность какого либо направления в музыке совпадают, характеризует наш коллектив в худшую сторону. -По этому поводу у меня возникает сразу два вопроса: во-первых - является ли попытка синтеза различных музыкальных культур в вашем творчестве некой эклектикой, то есть, условно говоря, искусственным совмещением, либо это поиск нового стиля и стремление творчески развить тот хэви-метал, который был в 80-х? И второй вопрос, по поводу движения хэви-метал в России. Если на Западе есть много металлических групп и много соответствующих ниш, то у нас повальная коммерциализация создала своеобразную "тоталитарную попсу", которая не позволяет серьезным группам существовать в рамках шоу-бизнеса - На первый вопрос - стилистически ли развивается ли "хэви-метал" или нет... Дело в том, что если брать второй альбом - это новое слово в "хэви-метал", а третий, я бы сказал, - это возврат к традиции, в начало 80-х. Естественно, что на первом плане там мелодия. И гитарная мелодия, и голосовая, и структура песни. Главный критерий это мелодичность. То, что касается стиля "хэви-метал" группы "Легион", то мне бы хотелось, чтобы это было новое слово, т.е. "хэви-метал" 90-х годов. Надеюсь, может получиться что-то интересное в новом ключе. То, что касается "хэви-метала" в России, мне кажется, что наши продюсеры либо не понимают этой музыки, либо они ее сдерживают искусственно. Почему? Потому что поп-культура очень примитивна. И вот, представь, если дать возможность рокерам играть, будет свет, звук - настоящее шоу. Рокеры поют и играют живьем - попсовики - нет. Если поставить рокеров и попсовиков в равные условия, я думаю, что последние сильно проиграют. Ведь что касается нашего российского попсового исполнителя: человек берет фонограмму, все, что ему еще надо - две колонки. Он фонограмму включил, покривлялся, бабки получил, бабки его продюсер получил, все довольны. С рок-группой - творческая, более обстоятельная и сложная работа. Здесь не только деньги. Здесь еще что-то в душе должно быть у продюсера. -Кстати, это любопытная тема. Мне вообще кажется, что искусственно сдерживаемое развитие "хэви-метала", "индастриэла" и т.д., во многом объясняется какой-то чудовищной неспособностью организовать нормальные гастроли в силу того, что люди не вкладывают в это деньги. И, в конечном счете, получается, что не выгодно заниматься серьезной музыкой, а выгодно раскручивать дешевые всевозможные однодневные песенки. -Ну да, такое своего рода, извращение музыкальное. Непонятно, почему они не вкладывают денег. Я знаю, что некоторые крупные фирмы грамзаписи могут поднять любой проект, хоть проект глухонемых или слепых. Конечно, эти фирмы располагают лишними средствами. Другое дело - маленькая независимая фирма не может вложить такие деньги… -Понятно. Вот опять ситуация на Западе. Нужно отметить, что там существует ниша и для тех и для других и для третьих. В России этого нет. Вообще, ты мог бы сказать несколько слов о выживаемости групп подобного рода в России? -Очень больной вопрос. Выживаемость здесь равна нулю. Ну, вот, например, молодая группа, полная амбиций собралась, они хотят играть. Отрепетировали программу. Встает вопрос: где выступать? В Москве всего несколько клубов, которые по-настоящему работают в полный рост. Может быть, есть еще какие-то клубы другие, но о них ничего не слышно. Может они и проводят какие-то акции раз в полгода. Встает вопрос, как развиваться молодой группе? Допустим, отыграют они в клубе раз, два, три, что дальше? Дальше надо контракт на запись. Тут-то и возникают проблемы. Я считаю, что в этой ситуации надо быть безумным фанатом музыки, верить в свое дело, считать, что ты прав. Нельзя думать - "вот я сейчас поиграю, денег заработаю" - нет. Прежде всего, ты должен любить музыку. И в наших условиях группа должна минимум пять лет проработать, тогда, может быть, ее полюбит публика, у нее появится культовый статус. Может быть, что-то эта группа себе сможет вырулить. То есть упорно, в поте лица, не щадя нервов своих надо работать. -Еще один вопрос по поводу "хэви-метал" как стиля. Не кажется ли тебе, что он в последнее время размывается? Именно стилистический. Даже смена имиджа той же "Металлики". Что это - поиск нового стиля или уход в другую музыкальную культуру? -А ты знаешь, что мне кажется. Сейчас вообще все стили размыты. Вот в частности, если говорить о "хард-н-хэви". То "Металлика", они захотели идти с модой в ногу. "W.А.S.Р." тоже. Но ведь есть другие группы. "Айрон Мэйден", например. Или взять сольные работы Брюса Диккенсона, Рони Джеймса Дио, которые не хотят отступать от своих принципов. Кто из них прав трудно сказать. Бог им судья. Но возьмем "Айрон Мэйден". Они создали собственную культуру, зачем им идти в ногу с модой? Мое мнение: надо делать то, что у тебя лучше всего получается. Что ты можешь искренне сделать, то, что у тебя в душе, чтобы ты себя выразил на 100%. Например, что касается меня, я знаю все модные направления, альтернативы: гранж, индастриэл, death, dооm. У нас были эксперименты с этим. Но наиболее удобно я себя чувствую все-таки в разделе "хард-н-хэви". Я знаю, что это мое, я искренен в этом. -То есть это лучший способ самовыражения -Да, для меня это, безусловно, лучший. -Еще несколько слов по поводу "хард-н-хэви", судя по последним работам " Iron Maiden", " U.D.O.", " Accept " развитие этого стиля идет по пути усложнения музыкального рисунка, он становится более насыщенным, чистым, многоплановым. В 80-е годы больше ставилось на ритмику на драйв. Сейчас идет развитие музыкальных структур в целом. Есть это или нет? Мне кажется это близко к каким-то твоим работам. Усложнение музыки, усложнение текстов, группы вообще? -Трудно сказать. У "Айрон Мэйден" в 2000 году всего один альбом был. Интересно вот следующий такой же будет или нет. Но он музыкально прост "мейдэновский" последний альбом. То, что касается "Ассерt" опять же пытались они модный звук сделать на альбоме. Ну, зачем? Вдруг если бы они стали играть так, как в начале 80-х, я думаю, это прибавило бы им очков. Мне кажется, именно сейчас у них не хватает чего-то. Или Рони Дио - взять его работу 96 года. Я забыл, как называется. Он ушел вообще в какое-то экстремальное направление, наоборот бы ему сыграть как в начале 80-х и все. Я считаю, что успех бы обеспечен -То есть культура 80-х годов не исчерпана? -Думаю, что нет. Вот посмотри, например, какой хороший - "Неllоwееп", - его "второе дыхание" с новым вокалистом в 94-96 году. Америка вообще такая страна, в которой все меняется очень быстро. Сегодня "гранж", завтра "метал", потом еще что-то, еще что-то. За этим за всем, конечно, не угнаться. Там вообще жизнь сложнее протекает, музыканту сложнее, хоть и больше возможностей. А с другой стороны у нас все это только начинается. Пусть в первобытном виде, но есть шанс еще что-то сделать в музыкальной культуре России. -Что ты можешь сказать по поводу существования "хэви- метала" в России. Это московская культура или общероссийская? Как ваши концерты проходят? Бывают ли они в областях, регионах? -Я должен сказать, что, вообще, это московское явление - "хэви- метал". Москва диктует здесь свои условия игры. Из Москвы идет культура в Россию. Может быть в России, даже я уверен, есть достойные группы и альтернативные, металлические, но у них нет возможности показаться. И поскольку Москва - центр, все идет отсюда. Знают ли нас за пределами Москвы? Я думаю, что знают. Когда я бываю на радио, например, звонят из Владимира, из Рязани, из других городов и задают такие вопросы: "А где песни, которые вы играли в конце 80-х?" или "Я слышал, что у вас есть англоязычный проект какой-то. Когда вы его выпустили и где?". Например, был такой звонок из Брянска: "Ребята, приезжайте к нам на фестиваль. Первый день будет "трэш", второй - "альтернатива", третий будет "хэви-метал". То есть, если они приглашают нас, то имеют о нас представление. Вот еще был такой случай. "Полиграм" выпустили такую пластинку "Knights of cross". У меня был знакомый журналист. Он мне как-то звонит и говорит: "Хочешь, приятную новость расскажу"? Я говорю: "Хочу". "Я звонил в Калугу" - говорит он мне. Спрашивал знакомого журналиста, - "Что вы там слушаете?" Он сказал: "Металлику", "Скид Роу", а из наших "Легион". -Кстати, по поводу вашего англоязычного альбома. С чем были связаны такие эксперименты с языком? Это была ориентировка на Запад? -Дело в том, что в 92 году у "Легиона" появился менеджер Кирилл Немоляев. Получилось так, что у нас задумки были прогрессивного характера, то есть такая совсем не коммерческая музыка. Кирилл это услышал и говорит: сделайте это все на английском языке. Я фанатею от такой музыки, я вам буду помогать. И вот мы написали несколько песен на английском языке. У него была программа "Нержавейка". Он начал рекламировать наши песни. Потом в один прекрасный день пришел и сказал: "При "Полиграме" создается "Дэт сити рекордс" - такой подлейбл "полиграмовский". Я вас познакомлю с Алексеем Сидоровым, но вы для него должны сделать англоязычную программу. Он хочет двигать это на Запад. Нашу, российскую музыку, только экспортный вариант получается". Вот так, "Knights of cross" - был заказ для "Полиграма", но по воле обстоятельств этот проект не пошел и мы решили вернуться к корням и истокам своим. -Не мог бы ты сказать несколько слов о зарубежной карьере наших команд. Мне кажется, что команды, которые что-то поимели с этого "Парк Горького", например, они очень сильно потеряли, конечно, как музыкальные группы, то есть они потеряли какую-то индивидуальность и влились в некий "общий поток", довольно попсовый. Тебе так не кажется? -Дело в том, что завоевать Америку, вообще, найти там хороший музыкальный контракт - это невозможно. По ряду причин. Это здесь должна быть фирма, которая отсюда наш товар будет пропагандировать на Западе, а не мы должны ехать туда, что-то просить, искать... Это бесполезно, там своих хватает. Надо прожить там 20 лет, чтобы найти контракт. Если ты уехал в Германию, значит надо хотя бы наполовину немцем стать. А вот так приехать, я крутой. Сейчас я на фирму зайду, положу кассету, они послушают и подпишут меня. Это глупо, вообще. Я считаю, что лучше в России это делать. Хоть у нас сейчас все криво и плохо... -Кстати, по поводу английского и русского. Сейчас появилась такая тенденция, когда поют либо на плохом английском, либо на ... русском. А у вас как раз третий вариант, третий путь, который позволяет использовать хорошие качественные тексты и на русском и на английском в рамках хорошей музыки. Не мог бы ты рассказать о поэтической стороне своего творчества? -Всегда текстам мы придавали огромное значение. С самого начала своей музыкальной карьеры, когда мне было 14 лет. Был Олег Царев, к сожалению, в 93 году он умер, один из основателей "Легиона". Он всегда говорил: "Леша, смотри за текстами. Тебе их петь. Осторожно обращайся со словом, отвечай за него". В принципе, мы конечно тогда молодыми были, не за каждое слово отвечали, но старались, чтобы тексты были со смыслом. Потом нам повезло, попался талантливый поэт, текстовик Евгений Миканба. Он написал все тексты для "Дай мне имя" и для "Пророчества". -Каковы твои пожелания для развития такой культуры в России, Что должно быть? -Должно быть больше клубов, рок клубов, где группы могли бы совершенствоваться в звуке, в качестве игры. И люди, которые любят эту музыку, тоже должны приходить, чтобы посмотреть. Побольше бы продюсеров хороших. Больше независимых грамзаписей. И я думаю, что все будет отлично.