Ее неуловимая, почти джокондовская улыбка говорит о вечном, о том, что у природы нет плохой погоды, о том, что не стоит слишком уж заботиться о тщете всего сущего - все преходяще. Музыка Энии (как и наше восприятие этой музыки) не меняется уже много лет, в независимости от того, царит ли за окном слякотная сырость или палящий зной, кто стоит у власти и есть ли в магазинах сахар. Загадочная ирландская кельтка продолжает очаровывать нас своими возвышенными композициями в стиле "этнический new age". Она любима во всем мире, но русским народом - в особенности. Новый альбом Энии "A Day Without Rain", вышедший в конце 2000 года, вполне оправдал это высокое доверие.
Может показаться странным, но о жизни Энии - артистки, признанной суровой статистикой самым "продаваемым" музыкантом Ирландии (ее пластинки разошлись общим тиражом более 44 миллионов экземпляров) - известно не так много. То ли не дает она поводов для пересудов, то ли тщательно ограждает свою жизнь от посторонних вторжений… Впрочем, и самое тщательное расследование не обнаружит в биографии Энии каких-либо фактов, могущих претендовать на статус "жареных". Чистый образ певицы не запятнан любовными интригами, гражданскими браками и даже законными супружескими связями. Это в некотором смысле вызывает сожаление: неужели такая красивая, талантливая, тонко чувствующая женщина до сих пор не встретила свою судьбу? Но что может значить сожаление, высказываемое простыми земными смертными, для ангела, прилетевшего с медоносных вересковых полей, для дочери древнего галльского народа? К тому же у Энии есть одна, всепоглощающая страсть, о которой читатель, конечно, уже догадывается. О ней - и речь. Известно, впрочем, что на самом деле Энию зовут Eithne Ni Bhraonбin - по-английски пишется как Eithne Brennan, а произносится как Enya Brennan. Чтобы никто не путался, девушка предпочла писать свое имя неправильно, да к тому же опустить фамилию. Впрочем, среди русских поклонников все равно согласья нету - произносить ли имя певицы как Эния, Эниа или Энья. Да это и неважно. Главное, что Eithne в ирландской мифологии - это имя богини, решившей никогда не выходить замуж по настоянию отца, которому пророки предрекли смерть от руки зятя. Она удалилась на далекий остров, где полюбила бедного пастуха, с которым тайно обвенчалась. Несколькими годами позже ее муж убил-таки отца в случайной ссоре. Может быть, Эния, чувствуя над собой власть собственного имени, именно поэтому обрекла себя на добровольное одиночество? Интересно, что при этом она не поленилась официально зарегистрировать свое имя как торговый знак.
Эния родилась 17 мая 1961 года в Гвидоре, небольшом городке на северо-западе Ирландии, среди спокойной красоты лугов, холмов и гор. В доме говорили только на родном, галльском языке. Семья была очень многочисленной и очень музыкальной. Эния появилась на свет четвертой из девятерых сестер и братьев, а еще у нее были молодые дядья - все, как на подбор, голосистые! Отец Лео содержал небольшой паб, но при этом сочинял песни - в основном медленные баллады, хорошо знал церковную музыку. Мама Баба (это тоже имя такое) была учительницей музыки в школе. У нее девочка получила первые уроки фортепиано. С раннего детства Эния слушала "классику" и традиционную кельтскую музыку. А братья и дядья, сколотившие группу An Clann As Dobhar, регулярно выступали на местных фольклорных фестивалях. В 1973 году семейный музыкальный коллектив решили переименовать в Clannad (что в переводе с галльского и значит "семья"), а состав его расширить за счет старшей сестры Мэри. Ансамбль завоевал большую известность исполнением традиционных кельтских мелодий в поп-обработках и собственных песен "a-la Celtic", выпустил целый ряд дисков, много гастролировал, и до сих пор продолжает активную деятельность. Сам Боно из U2 почел за честь сотрудничать с ним! Однако для Энии участие в Clannad было лишь стартовой площадкой для ее сольного творчества. Присоединившись к Clannad по окончании школы в 1980 году как клавишница и бэк-вокалистка, Эния записала с ансамблем два диска и провела два года в европейском турне. Но как только ансамбль начал набирать коммерческий успех, Эния почувствовала, что должна отойти в сторону, вернувшись к той музыке, на которой выросла, к своей "классической школе". В это же время Clannad расстались со своим долговременным продюсером Ники Райаном, который уже давно обратил внимание на талантливую музыкантшу, остававшуюся в тени своей шумной семейки. Он сумел убедить Энию в том, что ей следует заняться собственным творчеством, и пригласил ее погостить у себя дома, в столичном городе Дублине. Но - нет, нет, не подумайте дурного! - только ради того, чтобы познакомить со своей женой, поэтессой Ромой. Девушки сработались: Рома писала тексты, Эния - музыку. Все втроем они очень быстро превратились в слаженную команду. Первые плоды этого сотрудничества сказались довольно скоро. Когда Рома впервые услышала мелодии Энии, она обратила внимание на их способность вызывать визуальные образы. Рома показала музыку Энии знакомым, работающим в киносфере. В 1985 году режиссер Дэвид Путнэм предложил Энии написать музыку к фильму-сказке "The Frog Prince" (что-то вроде нашей "Царевны-лягушки"), а на следующий год от телеканала ВВС поступило еще более серьезное задание: проиллюстрировать шестисерийный фильм о культуре кельтов. Это была несказанная удача, именно то, о чем грезила молодая артистка! Увлеченная историей родного края, Эния сочинила и исполнила всю музыку к картине. Фильм "The Celts" вскоре был показан на телеэкранах, а саундтрек к нему вышел на пластинке, озаглавленной просто "Enya" (1986). В композициях-зарисовках звучали волынки и скрипки, галльские и уэлльские напевы, возникали образы из народной мифологии - от св. Патрика до Эпоны (кельтская богиня лошадей). Однако широкого резонанса первый альбом певицы, увы, не имел. Эния затаилась, хотя и не исчезла: довольно неожиданным было ее появление в одном из треков альбома "The Lion And The Cobra" Шинейд О`Коннор, где полная христианского смирения (в отличие от землячки Шинейд!) Эния читала отрывок из Библии. Тем не менее, дебютный диск привлек внимание Роба Дикинса, главы британского отделения фирмы Warner. Эния подписала контракт, и деятельность ее отныне приобрела совсем другой размах (кстати, благодарности Дикинсу содержатся в credits к каждому альбому, но почему-то сплошь на галльском). Альбом "Watermark" (1988) - жданно ли, гадано ли - стал хитом №1. Особенного успеха добилась песня "Orinoco Flow", повествующая о плавании по далекой реке. Сама музыка тоже лилась, словно плавные водные потоки: звуки фортепиано и арфы, пиццикато strings , объемный электронный бэкграунд, голос певицы, цифровым образом размноженный в целый хор - все это стало "визитной карточкой" Энии, по которой можно безошибочно опознать ее музыку. Большую известность получила также композиция "Storms In Africa", в струящуюся звуковую ткань которой были удачно вмонтированы африканские там-тамы и бонги, да и остальные вещи были под стать. Альбом "Watermark" достиг платинового статуса в 14 странах мира; на сегодняшний день он продан тиражом более 10 миллионов экземпляров.
Дальше Эния не стала гнать лошадей: следующий диск, "Shepherd Moons", вышел только в 1991 году. И даже превзошел успех первого! Он достиг 1 номера в британских чартах и оставался в хит-параде Billboard 199 недель (почти четыре года). Этот альбом стал классической работой в стиле new age. Прозрачное, разреженное звучание, создаваемое с помощью синтетических струнных, кое-где "разбавленных" живыми инструментами (перкуссия, кларнет, корнет, волынка), размеренные темпы, ангельское многоголосие обволакивали слушателя, а свободные, пластичные, ароматные кельтские мелодии заставляли проникнуться поэтикой далеких, безвозвратно ушедших времен. Впрочем, главными хитами это диска стали более ритмичные песни - очаровательный вальс "Caribbean Blue" и героико-эпическая "Book Of Days", хотя мечтательный романс "Marble Halls" (чем-то напоминающий баркаролу) был также чрезвычайно хорош. Следующего альбома пришлось дожидаться еще четыре года - "The Memory Of Trees" вышел в 1995-м. Он отличался насыщенным и торжественным саундом: впервые на нем столь выпукло прозвучал орган, фортепианные переливы поистине завораживали, а голос Энии приобрел большую материальность. Одна из песен - "Pax Deorum", сосредоточенная молитва о мире - была исполнена на латыни, а в "Tea-House Moon" ненавязчиво проявился японский колорит. Хотя, конечно, как и прежде, основное содержание альбома составляли нежнейшие баллады в кельтском духе. За "Shepherd Moons" и "The Memory Of Trees" Эния получила две награды Grammy Awards в номинации "Лучший альбом в стиле new age". В 1996 году, в день тридцатипятилетия Энии, верные поклонники скинулись и отправили певице сотню прекрасных роз. Говорят, кельтская леди была очень тронута. Все эти годы Эния не бросала работу на кинопоприще: ее музыка использована в фильмах "Green Card" (1990), "L.A. Story" (1991), "Far And Away" (1992), "Sleepwalkers" (1992), "Toys" (1992), "Age Of Innocence" (1993), "Cry The Beloved Country" (1995). В 1992 был переиздан дебютный альбом, собственноручно отремастированный Энией (теперь он получил название "The Celts"), а в 1995 наконец увидел свет саундтрек к "The Frog Prince". Кстати, воротилы рекламного бизнеса, сразу же проникнувшиеся очарованием эниевской музыки, стали активно использовать ее в рекламных видеороликах. Чему сама артистка, надо думать, не препятствовала. В 1997 Эния выпустила сборник лучших вещей "Paint The Sky With Stars", в который вошли две новых песни - одноименная названию пластинки колыбельная и маршик "Only If" с задорными дробями кельтских барабанов. Но очередного "номерного" творения опять пришлось ждать очень долго - целых пять лет. Тому есть свои причины: "Поскольку все, что вы слышите на альбоме, сыграно и спето мной, это занимает очень долгое время. Поэтому мне приходится дольше задерживаться в студии, чем другим артистам", - объясняет Эния.
Альбом "A Day Without Rain" (2000) вышел меньше чем за месяц до Рождества и стал превосходным подарком к этому чудесному празднику. Он исполнен поистине религиозного чувства, звучит как осанна всему сущему, как гимн мировой гармонии. Кажется, что такая музыка может исполняться и в церкви, и на веселом новогоднем празднике (к тому же, знакомые пиццикато strings звенят теперь почти как бубенчики с упряжки кельтского Санта Клауса). Звуковая ткань альбома полностью выстроена средствами электроники, хотя и без использования столь модных нынче сэмплов. Безусловный лидер альбома - песня "Only Time" с ее простой, бесхитростной мелодией и философским текстом, повествующим о том, откуда текут реки и где рождается день. (На эту композицию режиссер Грэм Финк снял видеоклип - "маленькую историю лета, осени, зимы и весны", которую затем и положили в основу заставки веб-сайта). Прелестна "Flora`s Secret" - своеобразный римейк "Вальса цветов" Чайковского. А "Fallen Embers" - почти оперная ария, в которой чарующий голос Энии звучит в прямом смысле соло (редкий случай!), без обычного мультитрекового "сюрраунда". Просветленность, надежда, вера слышны в музыке Энии. Даже о грустном - о расставании - она умеет сказать так, что это выглядит как некая приходящая мелочь на фоне вечности ("One By One"). Единственное, что может нарушить гармонию - это вторжение неподвластных человеку злых сил ("Tempus Vernum" с "готическими" мотивами, вновь исполненная на латыни). Но и это проходит. Сердца соединяются, сказки сказываются, жизнь продолжается. Да будет так.
Похожая одновременно на Инфанту Маргариту, "Незнакомку" Крамского и эльфийскую принцессу Галадриэль, Эния появляется на фото с обложек своих дисков, облаченная в кружева, драгоценности, тяжелые ниспадающие одежды, с затуманенным мечтой взором, устремленным в романтические дали. Она сама - картина в раме, прекрасная и таинственная незнакомка. И пусть на фото с обложки "A Day Without Rain" Эния впервые появилась на люди в чем-то, напоминающем современную модную одежду, посмотрела нам в глаза и даже улыбнулась загадочной джокондовской улыбкой, мы точно знаем: Эния - не от мира сего. Она ангел вересковых полей, живущий в собственном доме в Дублине. Богиня Eithne, случайно попавшая во вторую половину ХХ века, и устроившая (не так давно) пресс-конференцию в старинном ирландском замке Humewood. А еще она - зарегистрированный товарный знак, за которым скрываются не только сама певица, но и ее верная команда - продюсер Ники Райан и стихотворец Рома Райан. Наличие на последнем альбоме целых двух инструментальных интермедий, в которых нет даже намека на вокальный бэкграунд (чего прежде не случалось) говорит о том, что Эния все дальше улетает от нас в заоблачные дали, растворяясь как личность в своей музыке. Она почти не дает интервью, практически не гастролирует (хотя на то есть объективные причины - ведь для исполнения своих произведений Энии придется переаранжировывать их для целого оркестра), очень редко показывается на публике. Она - женщина, сказавшая однажды: "Для меня жизнь без музыки просто невозможна, я не представляю своей жизни без нее. Музыка - это моя первая любовь, и любовь на всю жизнь". И пусть идет дождь, падает снег, меняется правительство - песня Энии останется все той же.