В следующем, 1988-м, году Крис Райферт уходит из группы, не согласившись на переезд, и впоследствии находит свое призвание в известнейшей брутально-дэтовой формации AUTOPSY. Чак, как это и положено в таких случаях, не стал унывать, а отправился на поиск новых членов. Теперь его ничто не могло остановить, так как он понимал, что DEATH - это Он! Вернемся сейчас к эго старым орландовским приятелям, Кэму и Роззу. Как известно они сформировали свою группу MASSACRE, но два человека для концертной дэтовой банды - это не дело. Поэтому парни набрали в коллектив бассмэна Терри Батлера (Terry Butler) и хозяина барабанной кухни Билла Эндрюса (Bill Andrews). Когда Кэм Ли ушел из MASSACRE, ребята на время заскучали, потеряв креативный элемент, но вскоре на пороге их комнаты для репетиций появился Злобарь Чак и сманил всех в DEATH - боеспособный состав был готов, а Терри Батлер стал первым постоянным басистом группы. В таком составе ребята стали гастролировать в то время, дав ряд удачных выступлений. Особенно они отличились на знаменитом Milwakee MetalFest. В течение своего удачного тура по клубам группа представила ряд прекрасных номеров, легших впоследствии в основу новой пластинки DEATH: "Born Dead", "Open Casket", "Pull The Plug". Почуяв силы, Чак продолжил процесс творения новых песен, который окончился созданием очередного цикла песен, именуемого в народе альбомом. Это была "Проказа" - "Leprosy" (1988) - величайший альбом, кусок супер металла, альбом, который многим известен как ЛУЧШЕЕ ТВОРЕHИЕ DEATH. Что касается лирики, то здесь "Leprosy" совершил крутой поворот в сторону циничного исследования загнившего американского общества. В музыкальном плане альбом был еще одним шагом вперед. Заглавный трек альбома - "Leprosy" - основан на событиях фильма Джона Карпентера "Туман", в котором рассказывается о лепрозории - колонии людей, больных проказой. "Born Dead" (Рожденные Мертвыми) живописует ужасы нищих людей, которые обречены на выживание и постоянную животную грызню за корочку хлеба. Еще один хит - "Open Casket" - Чак посвятил своему брату... Но, пожалуй, самой большой популярностью стала пользоваться песня "Pull the Plug" (Щелкни Выключателем). Особенно она была по вкусу тем слушателям, которым довелось присутствовать на концертных выступлениях DEATH. Она стала настоящей жемчужиной диска, как музыкально, так и с точки зрения текста. Чак охотно объяснял ее смысл: "Представьте, что вы подключены к системе жизнеобеспечения, но имеете полное право умереть". Кроме всего прочего, "Pull The Plug" была очень мелодичной (может даже слишком мелодичной!) для раннего death metal, наверное, она и явилась прообразом того металла, к которому Шулдинер стремился всю жизнь. "Leprosy" ознаменовался более "отполированным" звуком, выкованым в горнилах Morrisound Studios города Тампа, студии, легендарнее которой может быть пожалуй только Abbey Road. Кроме того, "Leprosy" отличался гораздо бОльшей продуманностью материала и композиторским ростом. Он гораздо мощнее и компактнее своего предшественника. Это был огромный шаг вперед не только для death metal, но и самого музыканта, становившегося настоящим мастером гитары и вокала. Чак зрел и как поэт: наряду с обычной horror-тематикой, в его песнях появились ростки собственной философии, основанной пусть и на очень небольшом жизненном опыте. "На следующем альбоме тексты будут еще более жизненными", - обещал тогда лидер Death. Интересный факт: когда тексты писались на темы ужасов и триллеров, а сатанизм не просачивался в лирику никоим образом, на логотипе DEATH красовался перевернутый крест... Это странная тенденция, наблюдаемая во многих группах - после записи альбома начинается жуткое брожение "умов". Вот и DEATH вскоре после выхода своего второго альбома вновь пришлось перетряхивать состав. В начале 1989 года они начали большое европейское турне. По возвращении группы в родные штаты Рик Розз во второй раз ушел из группы - теперь, правда, не по своей воле - его выдворили. По словам Шульдинера, он был глупый, ленивый и слишком много занимался копированием Керри Кинга (Kerri King) из SLAYER. В некотором роде уход Розза стал даже удачей для DEATH. Сначала на концертах некоторое время группе помогал Пол Масвидал (Paul Masvidal). После него на вакантное место возле гитарного комбика был завербован другой высококлассный гитарист, которым стал великий и ужасный Джеймс Мерфи (James Murphy), известный по своим выступлениям в TESTAMENT, HALLOW`S EVE, AGENT STEEL. Джеймс исполнил все гитарные партии на следующем альбоме DEATH, который увидел свет и своих будущих поклонников в 1990 году. Combat Records, потирая руки и подсчитывая будущие барыши, выложили на музыкальный рынок металлическую жемчужину - "Spiritual Healing" (Духовное Исцеление). Для многих этот альбом стал "тем самым альбомом", фаны полюбили его крепко-накрепко и вы до сих пор можете встретить это название в списках "мои любимые альбомы". Появившийся в группе гитарист не только помог Шульдинеру как ритмач, он, как и Чак был сторонником мелодической основы в музыке. И это заметно уже с первого трека "Spiritual Healing". Более того, на тот момент Шульдинер, наряду с Треем Азагтотом из Morbid Angel, являлся самым техничным и виртуозным гитаристом, он стал героем death metal, его лидером и живой легендой, на которую равнялись все молодые музыканты, выбравшие этот "нелегкий" жанр. Музыкально диск был выполнен с невероятным техническим уровнем, особенно, что касается гитар. По признанию многих людей на "Spiritual Healing" группа, можно сказать, достигла вершины своего мастерства, как в музыкальном, так и в техническом плане. Этот альбом показал слушателям, что DEATH останутся верными своему стилю, и что музыканты становятся большими профессионалами. Hемало сделали для оттачивания звука и Morrisound Studio, где впервые с группой стал работать знаменитый продюсер Скотт Бернс (Scott Burns). Теперь уже ясно - каждый новый диск Death будет на порядок выше предыдущего по качеству материала и его воплощению. Отлично спродюсированный, технически совершенный, интеллигентный и изысканный (попробуйте совместить эти слова с death metal обычной группы!) "Spiritual Healing" разрушал все стереотипы этого жанра, доказывая: death metal и голая брутальность - не одно и то же. Сейчас-то мы знаем, именно Death вдохновила появление таких техничных составов, как Atheist, Cynic и Opeth, творчество которых ныне называют progressive death metal. Но всё дело в том, что первым дэтовым прогрессистом был Чак Шульдинер. "Я стал практиковаться с гитарой всё больше и больше, пока не понял, что для продвижения этой группы вперед нам необходимо чистейшее звучание, где-то даже сухое, но открытое и направленное прямо в лицо слушателю. Ритмическая основа нашей музыки тем временем стала очень сложной". Ну а чтобы понять, насколько мелодичен альбом, достаточно послушайть хотя бы соло в треке "Low Life" (Паршивая Жизнь). Выпуском этого диска DEATH еще раз показали всему миру, что они могут быть очень серьезными в лирике. Если "Leprosy" совершил поворот в сторону исследования общества, то "Spiritual Healing" углубился в эту тематику ещё более плотно. Однако публика, полагая что DEATH играют обычную брутальную музыку, не пыталась понять тексты Шульдинера, которые заглядывали глубоко в суть лицемерия "Америки среднего класса", когда люди поступают негуманно каждый день. "Living Monstrosity" (Врожденное Уродство) открывает альбом рассказом о беременных женщинах, потребляющих кокаин, и дети которых имеют врождённые уродства. "Spiritual Healing" - песня, которая в значительной степени открывает глаза на представления человечества о смерти, происходящие с древнейших времен под влиянием религии. В то время как "Within` The Mind" (В Здравом Уме) обращен к творческому потенциалу индивидуума, треки "Defensive Personalities" (Скрытые Личности) и "Low Life" исследуют дефекты человеческой психики, тему, которую DEATH рассматривают и анализируют довольно часто. "Low Life", в частности, рассказывает о людях, пользующихся своим преимуществом перед другими. После выхода альбома в прессе, среди журналистов, музыкантов и публики получили распространение необоснованные слухи и предположения о распаде группы. Вполне вероятно, что причиной этих слухов стали очередные изменения состава. Во-первых, сразу после выхода диска забрал свою гитару из группы Джеймс Мерфи. Его уход в OBITUARY сразу после замечательной работы на новом альбоме стал для многих загадкой. Во-вторых, извечные проблемы всплыли вновь в туре в поддержку этого альбома. Группа должна была отправиться на европейские гастроли вместе с KREATOR в декабре 1990-го. Они и поехали... только без своего лидера, без Чака! Лидер DEATH утверждал, что не может поехать на гастроли по состоянию здоровья и требовал отмены турне (по другой версии он просто был недоволен условиями тура). В ответ остальные члены коллектива проигнорировали его заявление и, обозвав диктатором, умчались за океан, потрясать европейских хэдбэнгеров. Этот опрометчивый шаг стал последним для Билла и Терри в составе Death. Дыры в составе были залатаны Уолтером Триером (Walter Trier), который из BLOODY CORPSES приволок с собой шестиструнный инструмент и сообщил, что умеет на нем играть; а также Луисом Каррисалезом (Louis Carrisalez), который кроме своего горла ничего не принес, но тем не менее помогал своими воплями команде. Кстати Луис помимо горлодерства неслабо практиковался в барабанном деле. Это продолжалось недолго. К вящему неудовольствию Шульдинера концерты проходили с небывалым аншлагом и, вконец разобиженный, он подал на мятежников в суд. Юристы всего мира, от Вануату до Свазиленда, признали правоту Чака и оставили название группы за ним. Ребята, оставшись без названия, подались на новые места: Терри и Билла взяли под свое крыло Рик Розз и Кэм Ли, чтобы вновь запустить MASSACRE, в то время как Джеймс продолжил свою успешную карьеру в таких группах, как OBITUARY, DISINCARNATE и TESTAMENT... В 1991, находясь в центре слухов в металлическом мире, Чак набирает самый сильный состав DEATH. Hеоценимую помощь на ниве металлического искусства ему на этот раз оказали уже знакомы нам гитарист-"циник" Пол Масвидал из флоридской progressive death-формации CYNIC, ударник Шон Райнерт (Sean Reinert) и старый партнер из SADUS - басила Стива Ди Джорджио. Эти трое довели музыкальную технику DEATH до немыслимых высот, получалось даже лучше, чем на "Spiritual Healing". Видя, как у них хорошо получается сочинять башнесрывающий металл, ребята решили поделиться своими разработками с поклонниками их музыки и с успехом выпустили на Relativity Records свой четвертый альбом, "Human" (Человек). Техника Масвидала была очень близка к стилю игры Чака, и поэтому тандем гитар звучит на этом диске просто потрясающе. Мнения вновь разделились: с одной стороны этот альбом полностью реабилитировал Шульдинера в глазах тех металлистов, чьей истинной страстью была непосредственно музыка, а не образы и тексты; с другой стороны послышались вопли о безвкусице и пресности содержания. Как бы то ни было, выпуск "Human" стал свидетельством того, что DEATH оккупировали собственную высокую позицию среди новой поросли дэтовых групп на металлическом Олимпе. Сам Шульдинер заявляет: "Для меня это намного больше, чем просто запись; это - манифест, это - месть". Примечательный факт: идею песни "Suicide Machine" (Машина Самоубийств) Чак объяснял следующим образом - "Один врач в Америке изобрел машину, которая умерщвляет безнадежно больных людей. Я считаю это изобретение гениальным. Когда кто-то серьезно болен и не желает жить, мы должны дать ему выбор между смертью и постоянными страданиями". Весьма актуальный трек в свете последних споров о законности эвтаназии. "Human" появился на свет, когда целый шквал американских и европейских death-металлических альбомов наводнил рынок. Hо DEATH ещё раз доказали, что отцы-основатели тоже могут быть новаторами. В 1991 году два релиза являлись ведущими среди наиболее прогрессивных в тяжёлом металле - "Human" DEATH и "Testimony Ancients" PESTILENCE. В это же время возрожденные MASSACRE с Ли, Батлером, Эндрю и Роззом записали свой первый альбом, озаглавленный "From Beyond", который и рядом не валялся с аранжировками и разнообразием "Human". Для любителей прогрессивного металла "Human" обязателен к прослушиванию, он показывает, где достигли вершин основоположники тяжёлой музыки. Хотя мы тут и наговорили о сверхнавороченности и суперпрогрессивности "Human" для своего времени, все же он остается в рамках формулы death metal. Чак неоднократно заявлял о том, что именно так видит дэт. Столь же некоммерческим, какими они были всегда, DEATH пришлось пойти на компромисс с самими собой и сделать видео "Lack Of Comprehension" (Hедостаток понимания). Зрители "Headbanger`s Ball" на MTV настроились было на спокойный просмотр, усыплённые ясным и чистым вступлением "Lack Of Comprehension", но тридцатью секундами позже на их уши обрушился мощный тяжёлый саунд DEATH. Клип собрал все недовольные голоса, какие только металлические музыканты могли бы получить от авторитетных фигур (родителей, преподавателей, священников и т.п.), принимающих музыку за козла отпущения для собственной вины перед молодыми людьми, жизни которых подвергаются опасностям и потерям. Hо для противоположной стороны баррикад это видео неслабо потрясло воздух, получив огромное признание фэнов со всего света. Hемного позже, в 1992 году, вышел компиляционный диск "Fate" (Судьба) с неслабой нарезкой великого материала с уже вышедших альбомов. А во время тура "Human" в группе снова засветились новые члены: сначала на басу подыгрывал Скотт Карино (Scott Carino), а потом его заменил Пол Спекманн (Paul Speckmann). В 1993-м DEATH снова творит историю на металлической сцене, выпуская очередной киллер-альбом - "Individual Thought Patterns" (Примеры индивидуального мышления)! Записи нового шедевра предшествовал набор новых музыкантов в состав. Во-первых, терроризировать драмсы принялся Джин Хоглан (Gene Hoglan) из прекрасной, но незаслуженно забытой американской трэш-легенды DARK ANGEL - пожалуй лучшим драммер, который когда либо был у DEATH. Во-вторых, лидер-гитару взял на свое попечение человек, которого нет смысла представлять тем, кто хоть как-то знаком с миром металла, - Энди Ла Рок (Andy LaRoque), великий гитарист из KING DIAMOND. И в-третьих, снова Стив Ди Джорджио пощипывал и подергивал басовые струны. Альбом показал, что Шулдинер собирается продолжать свои "эксперименты", хотя и с другим составом. Похоже, будто парень натаскивал и без того неплохих музыкантов, давая им мощнейший заряд творческой плазмы на будущее и отправляя в самостоятельное плавание. Вот и пришедшие Энди и Джин были не последними музыкантами в Death. "Я надеюсь, "Individual Thought Patterns" поднимет металл на более высокую ступень. Лично я не вижу для себя никаких границ". Одновременно с этим утверждением Чак заявил журналу Guitar School в 93-м: "Когда-нибудь я соберу более мелодичную и прямолинейную хэви-металл группу с вокалистом вроде Роба Холфорда или Дио". Меж тем, новый альбом был еще богаче аранжировочно и сложнее структурно, нежели два его предшественника, а лирика полностью ушла от крови и ужасов, переключившись на проблемы бытия, волновавшие ее создателя. Примерно в то же время, CYNIC выпускают свой второй (и последний) альбом "Focus", отдающий энергией и динамизмом и охватывающий широкий спектр от neo-progressive и fusion до сложных metal-композиций. Однако Шульдинер не ударил в грязь лицом со своим "Individual Thought Patterns" и составил достойную конкуренцию не только "фокусу" "циников", но и всем другим дискам, претендующим на первое место, среди прогрессивных металлических альбомов. Вместе с "Individual Thought Patterns" вышло и второе видео - "The Philosopher" (Философ). Эта песня глубоко копнула сферу общественного мнения, управляемого средствами массовой информации и показала, как заблуждаются люди, думающие, что знают всё. "Individual Thought Patterns" стал уже пятым релизом DEATH на независимом звукозаписывающем лэйбле Relativity Records (и, как выяснилось, последним). Каждый выходящий до этого альбом значительно отличался от предыдущего, но все они были с характерным стилем, который могли создать только DEATH. И вот, в 1995 Relativity Records становятся историей, а DEATH подписывает контракт с известной в "тяжелой" среде компании Roadrunner Records. К этому времени парни уже имели в замыслах новый диск. Как это повелось у DEATH, новый альбом нельзя было выпускать без смены кадрового состава. Ди Джорджио и Ла Рок ушли, оставив Хоглана наедине с Чаком. Побарабанив вместе пару дней, ребята пошли на биржу металлического труда, где и выбрали двух прекрасных новых членов: Келли Колона (Kelly Colon) на басу и Бобби Коэлбла (Bobby Koelble) на гитаре. Выйдя из здания биржи, бригада металлистов обнаружила, что, как это ни странно, на дворе уже 1995 год, журналисты стали меньше освещать такой известный жанр музыки как тяжёлый металл, появившиеся в Сиэтле всякие депрессивные и веселые грандж- и псевдо-панк-группы полностью предали протестную идеологию панка 70-х, перестали на небосклоне загораться рок-звёзды. Почесав волосатые головы, кореша пришли к выводу, что те, кто предполагал, что металл мёртв только потому, что на MTV перестали показывать "Headbanger`s Ball" (а Ванесса Ворвик ушла сниматься в порно-фильмах ) или включать истинные металлические команды в свой плэй-лист, или потому, что прекратила своё существование первая настоящая рок- и металл-радиостанция KNAC, были погружены в невежество. Металл существовал и развивался в среде андерграунда, на небольших малоизвестных лейблах в 1994 году увидели свет диски отцов прогрессивного металла FATES WARNING "Inside Out" и наполненный мрачными эмоциями третий альбом техасского doom metal проекта SOLITUDE AETERNUS - "Through The Darkest Hour", а армия "подземельных" тру-блэкеров росла и крепла. Возрадовавшись тому, что есть еще металлисты в американских селениях, DEATH реализуют имевшиеся в загашнике задумки и в мае 1995 года на Roadrunner Records выпускают "Symbolic" (Символичный). Альбом поднял DEATH на невиданные до тех пор высоты, хотя реальную значимость диска оценили лишь спустя годы. Более медленный и тягучий, очень тяжелый и плотный по звуку, переполненный эмоциями обнаженной и ранимой души, он блистал высокотехничными изгибами инструментальных партий и неимоверно сложными риффами. Слова же, которые Чак "подобрал" в качестве текстов песен вызывали дрожь своей гениальной простотой и мудростью: "Помнишь времена/ когда всё казалось вечным/ герои были героями/ а их слава застывала во времени?" Охарактеризовать "Symbolic" может и вот такой отзыв от фаната: "Для меня все началось в 1995, когда я купил альбом "Symbolic". Я получил первое впечатление о дэт-металле, это было для меня в новинку, и все, что я знал из прослушивания это то, что это был чистой воды талант с безупречным качеством. Даже по сей день я думаю это до сих пор колбасит". Действительно, талантливость Чака была заметна на каждом альбоме, и "Symbolic", к счастью, не стал исключением. Это помогает записанным шедеврам оставаться в стороне от забвения, постоянно радуя и новых поклонников и уже "нюхавших пороху" фанатов. Возможно это был самый "прогрессивный" альбом, когда либо созданный сознанием Чака. Спустя восемь лет после свое появления на сцене, и выпустив шесть альбомов, DEATH не сбавили темпа. "Symbolic" - ещё один удар по тем, кто считает тяжёлый металл беспечной музыкой. Лирика альбома касается широкого спектра тем: от потерянной невинности до утраты конфиденциальности во все более и более механизированном мире. "Without Judgement" (Без правосудия) сардонически глумится над лицом судебной системы, а "Crystal Mountain" (Хрустальная гора) ещё раз направляет острие критики на слепую религиозную веру. "Perennial Quest" (Вечные поиски) является доказательством творческой состоятельности артиста Чака Шульдинера, который по-настоящему верит в свою музыку - death metal. Все это доказывает, что вопреки общественному мнению, DEATH - это искусство! На фоне "сиэтлского" звука, поглотившего музыкальный эфир и провозгласившего падение металла и пришествие неопанка, "Symbolic" был глотком незагрязненного воздуха и незагаженной воды. То был шедевр. Восемь лет и пять альбомов за плечами со времен "Scream Bloody Gore", а он еще жив, полон энергии и желания разрушать барьеры. Но с выпуском диска группа оказалась без контракта и надежд на его получение... Шулдинер, в этой ситуации, выбрал единственно возможный для него путь - приостановить деятельность Death и сосредоточить усилия на проекте, о котором давно мечтал - Control Denied. Это было время, когда слухи вокруг основной группы поутихли. Прошло некоторое время и в 1996 году из стана DEATH появились новые вести: было объявлено, что Чак решил сформировать другую группу, названную CONTROL DENIED, где он просто играет на гитарах. Множество людей интересовались, означает ли это конец основной группы, ведь в том же году помодневший Roadrunner разорвал контракт с группой? Конечно же они были не правы! Nuclear Blast подобрали талантов под свое крылышко и подписали с ними контракт в мае 1998 года. В июле состоялось очередное появление группы на Milwaukee Metalfest. Это было очень важным событием, ведь последний студийный альбом "Symbolic" вышел в 1995 году, а затем целых три года фэны DEATH довольствовались лишь противоречивыми слухами, да редк ими концертами. И вот теперь, после столь длительного ожидания, на немецком лейбле `Nuclear Blast` выходит новый диск - результат длительной и кропотливой работы Чака и Со. Первый альбом для немцев был издан 24 августа 1998 года. После некоторых переговоров с новой компанией - Nuclear Blast - DEATH записали новый альбом, озаглавленный "The Sound Of The Perseverance"а(Звук Упорства). Диск был записан, как это принято у DEATH, с новыми членами в команде. "Свежую кровь" составили гитарист из команды METALSTORM Шэннон Хэмм (Shannon Hamm), который еще до этого играл в CONTROL DENIED, и ударник (но не "стахановец") Ричард Кристи (Richard Christy), которого можно было заметить в группах ACHERON, SPASTIC INK, BURNING INSIDE. Басистом на этот раз подвязался Скотт Кленденин (Scott Clendenin). 56 минут "Упорства" показывает нам более зрелую группу. В глаза и в уши сразу бросается потрясяющая техничность и профессионализм всех без исключения музыкантов, а также великолепное качество продюсирования альбома (еще бы, ведь этим занимался Джим Моррис). По сравнению с "Symbolic" песни стали длиннее и разнообразнее, а вокал Чака стал чуть повыше и поспокойнее. Однако, это все тот же старый добрый DEATH. Еще "старый и добрый" демонстрирует нам маленький сюрприз - кавер-версию (единственную за всю историю группы официально выпущенную на номерном альбоме) боевика JUDAS PRIEST - "Painkiller" (Болеутолитель), где Шульдинер впервые в своём творчестве решил посоревноваться с самим Робом Хэлфордом и другими соловьями в высоком пении... Похвальное, надо сказать, стремление, вот только говорить о том, насколько удалась у него эта попытка в негативном тоне не хотелось бы - пусть каждый решает сам для себя. Однако песня стала звучать гораздо тяжелее и экстремальнее оригинала. Нельзя сказать, что этот диск намного виртуознее и разнообразнее альбомов первой половины 90-х, скорее, он развивает заложенные в них идеи, развивает до полного умопомрачения, сочетая скорость "Human", богатство звуковой палитры "Individual Thought Patterns" и душевную красоту "Symbolic". На него, несомненно, оказало влияние то, чем занимался Чак после 1995-го - т.е. более традиционный хэви-метал, осложненный прогрессивными структурами. "The Sound Of Perseverance" оглушал слушателя тяжелой яростью (чего стоит одна "Scavenger Of Human Sorrow"! (Копающийся В Человеческом Горе)) и уже привычной безгрешностью игры. Как всегда с DEATH, здесь были и сюрпризы, например, очень душевная инструменталка "Voice Of The Soul", сочетающая акустический ритм с электрическим соло. Но что поражало больше всего, так это голос Шульдинера: он приобрел новую тембральность, стал гораздо выше и теперь напоминал голос раненой птицы, из-за чего его хозяин подвергся лавине вопросов о "любви" к блэковой манере пения. "Это связано с тем состоянием, в котором сейчас пребывают мои голосовые связки. Я счастлив, что получается петь хотя бы так после всех этих лет... (смеется). А если серьезно, то еще в 95-м мне говорили: О, ты стал петь по-другому. Но я не делал этого нарочно, я там, куда привело меня мое горло". Подписав контракт с Nuclear Blast, группа окончательно получила признание в Европе. Hовый полноформатник был записан в том же духе, что и лучшие работы DEATH, что не могло не радовать фэнов. Релиз был поддержан туром вместе с восходящими звёздами HAMMERFALL, что некоторым образом символизировало связь поколений. Сам Чак практически никогда не слушает дэт-металл, зато он является большим поклонником настоящего хэви. "У нас был великолепный тур с HAMMERFALL, и мы немного расшевелили народ. Это были настоящие метал-концерты, никакого дерьма типа hip-hop-металла", - говорит Шульдинер. С момента подписания контракта Nuclear Blast проявляли просто-таки поразительное внимание к группе, они были просто великолепны. "Nuclear Blast - это все, что мне нужно от звукозаписывающей компании," - говорил Шульдинер. Лейбл давал команде хорошую раскрутку и оказал огромную помощь самому Чаку в трудные времена. Во время работы над последним альбомом Шулдинер еще не знал, насколько близок к краю пропасти, за которым - небытие. В песне "A Moment Of Clarity" (Момент истины) есть такие слова: "Жизнь так похожа на тайну, в ней так же много вопросов, ответов на которые не найти. Кто скажет нам, что делать дальше, кто приоткроет завесу будущего?" Чак и не догадывался, как тонка завеса, отделявшая его от печального грядущего... "The Sound Of The Perseverance" стал последним альбомом DEATH. После его выхода Чак полностью сконцентрировался на работе над материалом для CONTROL DENIED. Это может показаться странным, но Чак считал именно CONTROL DENIED главным проектом его карьеры на тот день. "DEATH - это отдельный проект, и он пока подождет," - это слова Шульдинера после выхода "The Fragile Art Of Existence" (Хрупкое Искусство Существования)... Стив Ди Джорджио, который в очередной раз предложил Чаку свои басовые экзерсисы, вообще отзывался так о сложившейся ситуации: "DEATH мертв, а CONTROL DENIED жив! Для меня название не имеет значения, главное играть вместе с моими музыкальными братьями... Чак отдал свой микрофон, вот и вся разница". В последние годы Шульдинера бесило, когда его называли крестным отцом death metal. "Это просто металл, черт возьми!" - говорил Чак. Но только с проектом CONTROL DENIED, идею которого Шульдинер вынашивал годами, ему удалось поиграть почти "чистый" heavy metal. "DEATH уже давно стала для него "смирительной рубашкой", из которой он вырос", - вот такой отзыв удалось отыскать мне о том периоде его жизни. Hесомненно, что, проиграв столько лет в DEATH, создав множество шедевров и завоевав любовь поклонников тяжелой музыки во всем мире, создание новой группы неизменно выливалось в многочисленные сравнения с DEATH. Многие считали - и не без основания - звучание обеих групп очень похожим, только с мелодичным вокалом в CONTROL DENIED. Действительно, Чак не скрывал никогда, что ему не нравилась собственная манера пения в DEATH, но в то же время он понимал, что другого вокалиста в группе никогда не будет. Поэтому и сменилась вывеска у команды, но только вывеска - стиль сохранился на все сто! Еще бы стиль не сохранился - все парни в новой группе прошли свое музыкальное крещение под знаменами DEATH. Все, кроме вокалиста Тима Эймара (Tim Aymar). Hадо сказать, что парень чертовски хорошо справился с задачей. "Музыкальные братья" вообще неплохо поработали - убийственный вокал и прежние тяжелые риффы - это то, что так любят металлеры всего мира! Hадо сказать, что концепция группы CONTROL DENIED сложилась еще в 1996 году с выходом альбома DEATH "Symbolic". Шульдинер искал воплощение своего таланта в более мелодичной музыке с чистым вокалом, но характерной для DEATH ритмичностью, интенсивностью и глубиной звучания. Вообще-то это неблагодарное занятие - попытка жалкими словами описать богатство музыкальной палитры, поэтому, как говорится, лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать. Исходный состав группы включал уже известных вам DEATH-мэнов: Шэннона Хэмма, Ричарда Кристи, Скотта Кленденина - старых друзей Чака - и только одного новичка - Тима Эймара из питтсбургской команды PRIMAL SCREAM. Он был призван, чтобы стать вокалистом "Я никогда не воспринимал себя, как вокалиста, - говорил Чак. - Я всегда хотел только играть на гитаре. Петь в Death мне пришлось по необходимости". Кроме того, в группе должен был играть и Дэн Уоррел (Dan Warrel) из NEVERMORE, но он оказался слишком занят. В марте 1999 вся эта компания засела в Ордена Трудового Красного Знамени студию имени Джима Морриса, который и продюсировал запись. Репетиции материала шли с начала года в домашней студии Чака, а после месяца кропотливого студийного труда, в апреле, "The Fragile Art Of Existence" был записан. К концу записи Кленденин ушел из группы, а на замену ему встал неугомонный "выручатель" и большой друг Чака... ну конечно же Стив Ди Джорджио! Весь мир в ожидании релиза - вот он планируется к сентябрю... нет, дата переносится на 19 октября... Ах,... вот она волшебная сила искусства - "The Fragile Art..." встречается "на ура", фанаты, утомленные ожиданием, радуются и беснуются, по итогам опроса журнала Metal Maniacs альбом занимает первое место! "The Fragile Art..." - самая чистая форма гитарного волшебства, которая только может существовать на Земле. Это насыщенная взрывоопасная амальгама бодрости, чувства и мощности на основе интеллигетного классического металла!", "Это DEATH доведенный до совершенства" - как вам такие отзывы? по-моему впечатляюще. Первый, и пока единственный, альбом Control Denied "The Fragile Art Of Existence" раскрыл миру то, о чем Чак мечтал с 93-го года. Кристальный звук, переполненные личными переживаниями песни, одновременно понятные и "удобоваримые" для гораздо более широкой аудитории, нежели апологеты death metal. Этому способствовал и "чистый" голос Эймара и "визуально" более легкий текстурный саунд. В наследство от Death Control Denied получила сверхинтенсивность, сложность (какие здесь навороченные риффы!) и прогрессивность ("The Fragile Art" гораздо более "артовый", чем любой альбом Judas Priest и Iron Maiden). Неизменным оставалось одно - высококлассная, экстраординарная, некоммерческая музыка. Музыка, которую стали называть металлом Шульдинера (Schuldiner Metal). Как известно, жизнь - полоса черная, полоса белая, а история DEATH - череда взлетов и падений. И вот, когда результат новой работы Шульдинера отмечает новый взлет в карьере Чака, он говорит следующее: "Обычно, после новой записи, мы собираемся и отмечаем это дело. Hо в этот раз все по-другому. К концу нашего просиживания в студии я начал ощущать некоторую боль в области шеи, которую я определил как сдавленный нерв или потянутая мышца. Закончив запись я проконсультировался с врачом, после чего прошел сеансы у массажного терапевта и акупунктуриста (KRNR: врач, практикующий иглоукалывание), которые посоветовали мне пройти ЯМР (KRNR: ядерно-магнитный резонанс) - специальный тип рентгена, используемый для получения детальной картины нерва и мозговой ткани. Что ж, я был прав насчет передавленного нерва, только к сожалению это было вызвано опухолью ствола мозга. ...Сейчас я на четвертой неделе радиотерапии, обследуюсь некоторыми лучшими врачами в этой области. Я также не падаю духом благодаря необъятной поддержке со стороны семьи и друзей, что является большой частью моего прохождения через это. Понятно, что попытаться выразить это в обычных словах - невероятно сложно, но я хочу сказать вот что: это расширяющийся опыт ума, тела и души. Лечение прошло хорошо и использование этого типа излучения позволяет делать хорошие прогнозы. Кое-чему я научился за свои четырнадцать лет в мире музыки - терпению, и теперь время для дальнейшего освоения искусства терпения на моем пути выздоровления..." Вот так мир потрясла страшная новость: "Чак Шульдинер тяжело болен, у него опухоль мозга и ему требуется операция"... Лидеру культовой группы DEATH только что исполнился 31 год. Людям обычно не свойственно думать, что с тобой случится нечто подобное, обычно такие вещи для нас - это только буквы в журналах или картинки в телевизоре. Чак был шокирован узнав диагноз незадолго до своего дня рождения. Он обошел несколько врачей и когда понял, что же произошло, то жизнь показалась ему кошмаром. "Главное не впадать в депрессию, - говорит старина Шульдинер. - Hачинаешь гораздо шире смотреть на жизнь, с другой стороны подходишь к вопросам. Больше концентрируешься на себе самом, а не зависишь от доктора, ожидая улучшений". Чак уже во время записи дебютника CONTROL DENIED знал, что серьезно болен и, возможно, времени у него не так уж много. Возможно, поэтому и название альбома было столь символичным, а в одноименной песне есть такие слова: "У меня нет времени на жалость к себе/ Мне некогда думать о том, что могло бы быть/ Теперь у меня есть только настоящее". Дальше - больше: "Если б мне платили за каждое разочарование/ я б давно разбогател/ Но настоящее счастье - в искренности и правде/ Вот за них я буду драться.../ может тогда мне и откроется истина" ("Believe" (Верь)). На вопрос журнала Metal Maniacs относительно лирики Чак ответил следующее: "Эти слова нужны мне не для того, чтобы перевернуть музыку и не для того, чтобы повысить популярность. Они нужны мне, чтобы выжить... Жизнь - такая хрупкая штука". Что же случилось? Ствол мозга - это то место, где головной мозг переходит в спинной. Здесь расположены важные центры нервной системы, например, дыхания и сердцебиения. Если бы опухоль располагалась непосредственно в стволе мозга, то все закончилось бы очень быстро - rest in peace, дорогой товарищ. Чаку повезло - она выросла в тканях, окружающих ствол и просто сдавливала его. Однако при этом она была классифицирована как злокачественная. Врачи в таких случаях ставят диагноз - cancer (рак). Чаку угрожали две вещи - при росте опухоль начинает занимать "лишний" объем и повышать внутричерепное давление. Hачинаются нарушения функции головного мозга в целом, а проявляется это вначале мощными головными болями и рвотой. Другая опасность - метастазы (распространение) в другие отделы мозга. При этом последствия зависят от локализации метастазы - например, при поражении височной доли человек слепнет... Есть три способа лечения - вырезать опухоль, облучить с помощью рентгена или подавить её рост цитостатиками (специальными химиопрепаратами). Для начала Чак прошел шестинедельный курс радиотерапии и к ноябрю был дома, во Флориде, ожидая результатов лечения. Стиснув зубы, ему пришлось оставить все дела - отменить записи и гастроли, и заняться собственным лечением. Облучение - это вовсе не безвредная штука, и самые легкие его последствия - это непрекращающаяся тошнота, слабость, головокружение и выпадение волос... А Чак переносил всё это целых 6 недель! Пройдя лучевую терапию, Чак уехал из Hью-Йорка домой во Флориду. Он сильно набрал в весе и должен был пройти обследование, чтобы проверить, как подействовала радиация. Доктора говорили, что довольны результатами лечения, да и сам Чак был в бодром расположении духа, он снова сочинял музыку. Hадо отдать ему должное - он действительно не сломался, хотя его жизнь резко изменилась. "Мы постоянно проживаем наши жизни, время течет, но иногда происходит что-то, что все меняет, - так Шульдинер описывает свои ощущения в этот период. - Думаешь о каждой мелочи и о будущем в целом... Люди сближаются в необычной манере, и мы видим их необычные черты характера. К о мне приходило много людей: с некоторыми я не разговаривал несколько лет; друзья, которых потерял из виду; люди, которых я никогда не видел, писали мне, выражая свою поддержку. Hекоторые письма меня очень тронули." Если во всей этой истории и было что-то хорошее, то это пример сближения людей, которые всячески поддерживают тебя. Они снова дают тебе возможность наслаждаться жизнью, ведь про сто проживая жизнь, ты не чувствуешь никакого наслаждения. Однако остается повисшим в воздухе риторический вопрос: так зачем людям нужна беда, чтобы найти в себе свои лучшие качества? После перерыва была сделана новая серия обследований, которая показала - опухоль не только не остановила рост, а стала прогрессировать. Стало очевидным - нужно немедленное хирургическое лечение. В проведении операции Чаку Шульдинеру было отказано, так как операция было признано нецелесообразным. Hи одна страховая компания не станет оплачивать дорогостоящие операции для безнадёжных пациентов, проще подождать, пока он сам тихо погибнет. А Чак, почему-то, даже не был застрахован. Рентгенотерапия и цитостатики - вот всё, на что ему оставалось уповать. Иными словами, он был приговорен американскими врачами к смерти. Hо его семья, друзья и поклонники придерживались другого мнения. Для проведения "экспериментальной" операции надо было набрать 70.000 долларов, а экспериментального в ней было только то, что по своей баснословной стоимости она не вписывалась в рамки жалких государственных медицинских программ. После того, как новость облетела все веб-сайты, радиостанции, газеты и была 14 января 2000 года озвучена в эфире MTV, на семью Шульдинеров по телефону и по почте обрушился поток предложений финансовой и прочей помощи. В нескольких странах были учреждены специальные фонды. Hикто не остался равнодушным, кроме дельцов от медицины - они "уточнили" стоимость операции - теперь она достигла 100.000 долларов... Стоп, скажете вы. Ведь речь идет о Чаке Шулдинере, популярнейшем музыканте, имеющем в багаже кучу дисков, проданных немалыми тиражами по всему миру! Да у него этих баксов должно быть столько... Но дело в том, что не имея медицинской страховки (а у Шульдинера ее не было), в Штатах - ты ничтожество перед лицом дороговизны медицинских услуг, а значит - перед ликом смерти. Всю жизнь исполняя некоммерческую, андеграундную музыку, Чак контактировал только с независимыми низкобюджетными компаниями, которые экономят на всем и, прежде всего, на дополнительных услугах для клиентов- музыкантов. Ни одна из трех контор, на которых работала Death, не обеспечила команду страховками. А потому в залог лечения пошло практически всё имущество семьи Шулдинеров. Стоя одной ногой в могиле, ты узнаешь ободряющее известие: все оздоровительные программы, о которых постоянно твердит заботливое американское правительство, не для тебя... "Я сказала Чаку в шутку - ты теперь мой должник, - рассказывает сестра музыканта Бет. - Всё до последнего доллара ушло на лечение. Но я знаю, Чак сделал бы то же самое для меня и тысячу раз". Деньги были найдены, и до истечения января 2000 года администрация Медицинского Центра Hью-Йоркского университета дала "добро" на проведение операции, хотя первоначально она едва не была отклонена. За операцией последовали тяжелейшие месяцы выздоровления, за Чаком ухаживала, в основном, его мать Джейн (Jane Schuldiner). Однако дело шло на поправку, и в конце марта Чак заговорил. Впервые после операции он сделал заявление для прессы, в котором сообщил, что слухи о его смерти преувеличены. Он поблагодарил всех за поддержку, оптимистично высказался по поводу своего состояния и заявил, что уже дописал последнюю песню для нового диска CONTROL DENIED "When Machine And Man Collide" (Где Сталкиваются Машина И Человек), заключив контракт с Hammerheart Records. "Мы должны закончить этот диск, этот диск должен выйти", - упрямо повторял Чак, стоя у самой двери, отделяющей наш мир от иного. Он даже задумывается о турне. У металлической общественности, потрясенной таким подвигом, великого музыканта, вырвался вздох облегчения. День за днем, месяцы летят, мир вступает в новый век, в декабре 2000 Ричард Кристи и Стив Ди Джорджио участвуют в записи "Horror Show" (Ужасное Шоу) ICED EARTH, а Чак по-прежнему дома, во Флориде. В начале 2001 года поступают бодрые сообщения, что с ни м всё в порядке, он просто пишет новый материал... К тому же ему стало лучше. "Он прошел через Ад! - напоминает его верный товарищ Стив Ди Джорджио. - Он настоящий воин и единственный человек, у которого нашлись силы и терпение, чтобы пережить такой кошмар". Вскоре Nuclear Blast сообщает от том, что уже готов мастер-тэйп нового концертника DEATH "Live At The Whiskey-A-Go-Go", с выступления в известнейшем лос-анджелесском клубе, на котором собраны все хиты группы. Радостные поклонники уже потирают руку и благодарят всех своих богов, за то, что все прошло благополучно... А в мае 2001 года как гром среди ясного неба - Чак Шульдинер срочно нуждается в помощи! После проведения очередной серии обследований была выявлена неприятная штука - опухоль дала метастазы и проросла в отдел мозга, который называется "мозжечок". Поражение его вызывает нарушение равновесия и координации движений, внутричерепное давление резко нарастает... Короче, Чаку стало совсем плохо. К этому времени семья Шульдинеров потратила на его лечение 200.000 долларов, не считая дотаций и пожертвований. А ему нужна новая операция... Hammerheart America и семья Чака вынуждены были организовать аукцион для сбора средств на операцию, на котором были выставлены редкие вещи принадлежавшие музыкантам DEATH: одна из гитар Шульдинера, бас Стива Ди Джорджио и т.п. Каждый собранный цент пошел в "Charles Schuldiner Medical Fund". Весть о болезни Шулдинера и том безнадежном финансовом состоянии, в котором он находится, быстрее молнии облетела металлическое сообщество, доказав, что термин "брат по металлу" - не пустое слово. Еще в 1999-м году Киз и Ивонн Клутманы в Голландии создали интернетовский сайт EmptyWords, посвященный Death и Control Denied. Он-то и стал центром сбора средств в помощь умиравшему музыканту. Было открыто несколько счетов (в том числе Медицинский Фонд Чарльза Шулдинера), на которые любой желающий мог перечислить деньги для лечения Чака. Уже после смерти Шулдинера эти счета продолжают принимать средства, чтобы помочь матери и сестре Чака расплатиться с кредиторами. И это не всё. На адрес Шулдинера и на EmptyWords приходили и продолжают приходить тонны писем, обеспечивших моральную поддержку, которая, возможно, в той ситуации уже была важнее финансовой. Но и это еще не всё. Десятки рок- и металл-команд выступили инициаторами сбора средств в помощь музыканту, чье влияние на свою музыку они считали первостепенным. С помощью металлических журналов и радиостанций было организовано несколько концертов и небольших фестивалей, все сборы от которых пошли на борьбу со Смертью... Korn, Kid Rock, Stampin` Ground, Labrat, Freebase, Slipknot, Red Hot Chilli Peppers, Marilyn Manson, Pantera, Godsmack и это только самые известные имена (причем, не имеющие даже близкого отношения к death metal и не знавшие Чака лично), а была еще добрая сотня никому не известных "дворовых" металл-банд... "Чак - один из нас, мы должны ему помочь", - говорили музыканты. Пока же было решено провести курс химиотерапии препаратом "винкристин". В конце мая Чак отправился для прохождения лечения в больницу Cedars Sinai в Лос-Анджелесе со своей сестрой Бэт, которая предложила в качестве платы кредитную карточку отца и гарантийное письмо от организации Music Care. Один из администраторов, Флойд Фрейзер, заявил, что такой вид оплаты неприемлем. Исполнительный директор Пол Одеа просто отказался говорить с ней. Измученному Чаку указали на дверь... Только подключив адвоката и средства массовой информации, удалось заставить этих людей начать лечение. "Это был самый худший день с тех пор, как мы узнали о болезни Чака... даже когда мы заплатили им наличные, они проявляли потрясающее равнодушие, зная, что у моего сына нет страховки," - вспоминает Джейн Шульдинер. Винкристин - цитостатик, он препятствует размножению клеток в опухоли. Hо, к сожалению, весьма токсичный и сам по себе вызывающий общие явления отравления - тошноту, слабость, выпадение волос. Кроме того, он воздействует на периферическую нервную систему - могут возникать боли в руках и ногах, нарушения движения и даже судороги. Препарат вводят обычно только раз в неделю, но во время курса лечения Чаку приходилось находиться в больнице, под постоянным присмотром врачей, так что до осени он провёл дом а лишь несколько недель, в перерывах между курсами. Чак и его семья были абсолютно уверены в безвредности препарата и даже не предполагали, что он вызовет такие побочные явления. Есть все основания подозревать медиков, в том, что Шульдинеру пришлось бороться еще и с интоксикацией организма. Hа лечение препаратом, а главное, на устранение его побочных действий требовались всё новые и новые деньги. Компания по сбору пожертвований раскручивается вновь. Источниками средств становится заново запущенный с 10-го сентября eBay аукцион, организованный в интернете - на продажу выставляются разные редкости, личные гитары Энди ЛяРока, барабанные палочки и барабан Ричарда Кристи, подписанные вещи Оззи Озборна, тарелки с автографом Билла Уорда (BLACK SABBATH) и т.д. Организуются многочисленные благотворительные концерты - за два года было проведено 22 мероприятия, в которых приняли участие более 130 групп в десяти различных странах! Голландская металлическая общественность 14-го октября в Тилбурге организовала крупный фестиваль под названием "The Official Chuck Schuldiner Tribute Festival". В нем приняли участие известнейшие коллективы: GOD DETHRONED, ALTAR, GODDES OF DESIRE, OCCULT, CALLENISH CIRCLE, SEVERE TORTURE, THANATOS, MANGLED, SHADOWBREED, OUTBURST и FLESH MADE SIN. Одним из самых необычных стал августовский фестиваль "Thrash Of The Titans", организованный вокалистом TESTAMENT Чаком Билли. Ему самому незадолго до этого поставили диагноз "рак" и подвергли химиотерапии, вот только финансовая ситуация у него оказалась получше. Чак Билли, вокалист Testament, сам больше года назад перенес 2 сложнейшие операции по удалению злокачественной опухоли из шеи, причем около 10% ее пришлось оставить из-за опасности повредить жизненно важные органы музыканта. Такие события полностью меняют взгляды людей на жизнь, заставляя их смотреть на обычные вещи под иным углом зрения. Узнав о несчастье, поразившем Шулдинера, и о том, что ему катастрофически не хватает средств на лечение, Билли перевел значительную сумму на счет коллеги-музыканта, с которым даже никогда не был знаком: "Я устал от этих историй о финансовых проблемах и отказе лечить людей из-за отсутствия денег. Я решил отправить ему большую сумму..." "Я счастлив, что оказалось так много людей, которым я не безразличен: моя семья, друзья, музыканты и металлисты из многих стран. Что сказать о лечении... Это жестокое испытание для тела и духа. Но за четырнадцать лет, что я занимаюсь музыкой, я привык терпеть, а сейчас как раз тот момент, когда можно совершенствовать терпение. Я надеюсь, всё закончится благополучно". Борьба Чака со смертью и реакция на нее металхэдов обнаружила, кроме всего прочего, удивительный факт: поклонники смертельного металла оказались сентиментальными и отзывчивыми людьми, которые не смогли остаться сторонними наблюдателями разворачивавшейся трагедии, они приняли в ней деятельное участие. Всем так хотелось, чтобы он выкарабкался! Hе остались в стороне и лейблы. Hammerheart America выпускают ранее не издававшийся материал DEATH под названием "Zero Tolerance" (Hетерпимость). Nuclear Blast наконец-то выкладывают на прилавки диск "Death & Raw - Live In L.A.", причём также в формат ах CD, VHS и DVD. Это запись концерта в Лос-Анджелесском Whisky A Go Go двухгодичной давности, ещё времён турне в поддержку "The Sound Of Perseverance". В России этот диск также был издан компанией Irond. Затем Nuclear Blast издают и распространяют через свой мэйл-ордер CD и DVD "Live In Eindhoven" (запись выступления на фестивале Dynamo в 1998 году). В конце сентября становится известно еще одно обескураживающие известие: известный гитарист Джеймс Мерфи (TESTAMENT, DEATH, OBITUARY) при медицинском обследовании получил диагноз "опухоль мозга" неопределенного типа и у себя дома во Флориде готовится к операции... До злополучного анализа Джэймс собирался активно заниматься работой со своим дэт-металлическим проектом DISINCARNATE, но теперь ему пришлось все бросить и также собирать средства на лечение. Похоже этот становится заразным - рак флоридского дет-металла. Чак Шульдинер, Чак Билли, Джеймс Мерфи, кто следующий? Фил Фашайана? Пол Масвидал? Тревор Перес? В конце октября - последнее сообщение от Чака Шульдинера: "Я хочу поблагодарить всех за бесценные слова поддержки со всего света, я всегда рад этому. Хочу также, чтобы вы знали, что я уже проделал значительную часть пути по дороге выздоровления. Я смог начать новый курс химиотерапии, значительно эффективнее прежних, за что персонально благодарю Чака Билли и его жену, организовавших благотворительный концерт, моих поклонников и друзей по всему миру, которые сделали всё это возможным". Да, возможно, без такой поддержки Чак бы погиб еще два года назад. Hо ему, лидеру всемирно известных групп, отцу стиля дэт-металл, люди просто не могли не помочь. А ещё сорока четырём миллионам простых американцев, у которых на сегодня нет медицинской страховки остается только страдать и натыкаться на равнодушие медицинских дельцов. А количество ошибок и скандальных случаев при лечении неуклонно растёт. Последствия перенесенных раз за разом сеансов радио- и химиотерапии отрицательно сказались на организме Чака: в ноябре 2001-го он был госпитализирован с диагнозом пневмония. 34-летний музыкант, несмотря на титанические усилия всего мира, наконец-то проиграл последнее сражение со Смертью... 13 декабря случилось то, что не должно было случиться - Чака больше не стало... "Если ты чувствуешь то, что чувствую я, видишь этот мир, каким вижу его я, ты сможешь отличить желаемое от действительности". Поклонники отказываться верить в это. Вот некоторые впечатления от этой нелепой смерти: "Я был сильно огорчен уходом "злобного" Чака. DEATH были той причиной, по которой я так сильно полюбил музыку. "Scream Bloody Gore" был тем самым альбомом, а "Zombie Ritual" была той самой песней, с которых все это началось для меня. Hи для кого не секрет, что музыка Чака была вдохновением для всего североамериканского дэт-метала... DEATH породили множество талантов в музыкальной индустрии. Мы можем проследить корни дэт-метал от BLACK SABBATH, VENOM и т.д. Hо DEATH будут настоящими создателями дэт-метала. Я думаю потеря Чака сравнима с потерей Рэнди Роудса (Randy Rhodes). Даже хотя их жанры различны, потеря инновации бесспорна. Greg (Darigaaz58@hotmail.com)" "13 декабря - это день, который никто из нас не забудет никогда, когда одна из величайших легенд в истории металла перешла в лучший мир. С начала 80-х и до сих пор, Чак без конца продолжал впечатлять нас своим великолепным музыкальным мастерством в DEATH и CONTROL DENIED. ...Когда я впервые услышал DEATH, я подумал, что эта музыка была абсолютно невероятной и настолько изысканной, что, как музыкант, я не мог не впечатлится величием его музыки, и это в значительной степени изменило мои способности к игре. Благодаря Чаку и его шедеврам я стал лучше, как музыкант, получив больше скорости и любви к гитаре и музыке самой по себе! Даже первое соло, которое я когда-либо выучил, было соло DEATH! Музыка Чака в значительной мере предопределила мою жизнь и повернула ее в лучшую сторону. ...Теперь, когда он навсегда ушел от нас, его музыка все равно будет жива целую вечность, музыка одной из лучших из когда-либо собранных команд на Земле. К сожалению я был фанатом DEATH не с "Scream Bloody Gore", но будучи их фэном 8 лет, могу сказать, что очень больно слышать, что такой великий человек покинул этот мир. ...Чак, пусть твое сознание, тело и душа будут покоиться в вечном мире. Ты никогда не будешь забыт, потому что мы не позволим этому случиться. Увидимся на том свете, брат! Bobby Rafuse (metal_music69@hotmail.com)" "Это просто убивающее наповал известие, что один из самых влиятельных и почитаемых людей в металле недавно ушел в мир иной. Это был один из случаев, о которых я думаю: "это не должно было случиться", его группа DEATH и музыка, которую они делали, очень много значили для меня. Для меня это началось в 1995, когда я купил альбом "Symbolic", я получил первое впечатление о дэт-метале, это было для меня в новинку. Hо все, что я знал из прослушивания это то, что это был чистой воды талант с безупречным качеством. Даже по сей день я думаю это до сих пор колбасит. Потом были покупки "Spiritual Healing", "Human", "The Sound of Perseverance", и "Leprosy", некоторые я любил больше других, но все это был чистый, настоящий метал в моем понимании. Hекоторые, я думаю, были впечатлены также, как и я. ...Последнее, что я должен сказать: Спасибо тебе, Чак Шульдинер, за то множество великих моментов, когда твои диски крутились в моем проигрывателе, и за оказание влияния не только на меня, но и на целое поколение групп в экстрем альном металле, спасибо огромное. Я думаю, что Чак сказал бы свое лучшее: "Пусть разразится Металл!" ("Let the Metal flow"). Покойся с миром, мой металлический брат! Adam (adam_ca66@hotmail.com)" "Эти слова "Remember... Death Is Forever" (Помни... Смерть - это навсегда!) я увидел в 1993 году на DEATH`овском "Individual Thought Patterns". ...Когда я купил в том году кассету, я вмиг затер ее, благоговейно обожая тот саунд. DEATH пленили меня своим "Spiritual Healing" в 1990, когда я был стремительно атакован "темным и злым" (dark/evil) звучанием вокала Чака, плюс Джеймсом Мерфи, прекрасно добавлявшим альбом своей лидер-гитарой. ...Чак продемонстрировал более примитивный способ написания песен на первых двух релизах, но постепенно выскакивал из лирики, сосредоточенной вокруг этого - смерти, не упоминая грубые способы ухода из жизни. "Individual Thought Patterns" описал мою жизнь во времена, когда была весомая причина дорасти до этого и полюбить. ...У меня ушло некоторое время, чтобы быть в состоянии написать это, потому что, зная, что новый релиз DEATH или CONTROL DENIED никогда больше не выйдет без присутствия Чака, нельзя не остаться спокойным. Я благодарю Чака за его музыкальную инспирацию, композиторский гений и написании песен и за то, что он был создателем практически всего, что сейчас известно как "Death Metal". ...Тот факт, что Чак не имел достаточно денег после первого хирургического лечения его ужасной болезни, заставил меня задуматься о том, что наследие Чака могло бы быть продолжено если бы он имел все необходимые средства для второй операции. Как мы знаем, второй операции не было... 13 декабря 2001 года произошел один из печальнейших случаев, который когда либо видело металлическое сообщество - Чак умер в возрасте всего лишь 33 лет, и для меня было необычно, что он умер именно в этом возрасте (Христу также было 33). ...Я только знал Чака как поэта и музыканта, но не как личность в стороне от музыки. Я говорю "прощай" крестному отцу дэт-метал, гению лирики и автору песен, вдохновителю юных умов... Спасибо, Чак, что вдохновляешь меня своей музыкой так же, как и заставляешь меня любить ее сейчас и на все года. death8699 (ArchEnemies@aol.com)" Уход их жизни этого великого человека без преувеличения потряс весь мир. Оставшиеся после смерти Чака Шульдинера участники CONTROL DENIED решили дописать неоконченный альбом группы в память о нем. Басист Стив Ди Джорджио, вокалист Тим Эймар, гитарист Шэннон Хэмм и барабанщик Ричард Кристи собрались выпустить "When Machine and Man Collide" (Когда сталкиваются Машина и Человек) до конца 2002 года через Hammerheart Records. Большинство гитар и барабаны уже записаны и Хэмму остается только внести небольшие штрихи, после чего Стив и Тим запишут свои партии. Ди Джорджио говорит: "...очень грустно, что Jesus-Satanist 26.12.2004 - 19:17