Валерий Гаина: "Ждите ломового шоу!" Наверняка многие меломаны, особенно поклонники тяжелой музыки, помнят и до сих пор любят группу "Круиз". Для них у нас есть хорошая новость - трио "Круиз" вновь вместе, чтобы порадовать россиян своим творчеством. Лидер "Круиза" Валерий Гаина, ныне живущий в Лос-Анджелесе, рассказывает в интервью корреспонденту "Нового Города" о современной музыке, о себе и о возвращении в Россию.
Справка:
Валерий Гаина. Родился в Молдавии 25 июля 1957 года. Виртуозный музыкант. Основатель рок-групп: Гейн (Россия), КАRМА (США), iNSULATED (США) и суперпопулярной рок-группы 80-х годов "Круиз". Работал в России, Германии, Канаде. В настоящее время проживает в Лос-Анджелесе, основал собственную профессиональную студию, успешно занимается продюсированием различных команд и исполнителей в Америке.
- Валерий, вы сейчас, можно сказать, американец. Чем живет эта страна в музыкальном плане, что исполняют, что слушают?
- Америка - это большая страна с очень большим музыкальным рынком. Здесь достаточно поклонников тяжелой музыки, особенно сейчас, когда рок-музыка снова на подъеме. В этом году, например, лидерство по продажам держат исполнители рок-альтернативной музыки, далее идут поп-исполнители, исполнители, работающие в стиле хип-хоп и R&B. Правда, эта ситуация меняется каждый год. Могу отметить, что стиль heavy metal, который играли в 80-х и 90-х годах, уже не популярен. Сегодняшний слушатель предпочитает альбомы и группы новой волны в тяжелой музыке. Я имею в виду то, что сейчас называют NU-metal. Korn, Linkin park, System of a Down, Marylin Manson - вот то, что сейчас пользуется популярностью в Америке. Набирают силу группы мелодичного альтернативного рока - Puddle of Mud, Nickel Back, Calling и другие. В США все просто: если группа популярна, то концертной работы у нее будет предостаточно. Очень многие известные группы выступают и с клубными концертами, и это абсолютно нормально. Metallica, собирая многотысячные арены, очень часто выступает и с концертами в клубах на одну-полторы тысячи человек. По Европе, насколько мне известно, тоже много хороших клубов для выступлений. Клубный концерт - это абсолютно нормальное явление, и никто такие выступления не называет полуподвальными.
- Что, на ваш взгляд, из Америки происходит в России?
- Скорее всего, нынешняя российская молодежь могла бы воспринять тяжелую музыку в более массовом порядке, но такую музыку, которая бы отвечала их сегодняшним взглядам. Понимаете, музыка ведь тоже должна быть актуальной, и тогда она обязательно найдет своего слушателя. Наверное, для российского музыкального рынка сейчас очень важно проснуться и перестать штамповать только одну легкую поп-музыку, которая очень легко делается и представляет собой очень дешевый музыкальный продукт, и начать делать то, что интересует мирового слушателя. Очень радует, что в России, наряду с гастролерами под магнитофон, стали появляться и живые группы, что внушает уверенность в перемене российской музыкальной индустрии в лучшую сторону. Ну а мы, со своей стороны, хотим этому поспособствовать возрождением "Круиза".
- Что вы знаете о сегодняшней российской "металлической сцене"?
- Честно признаться, не очень много. Просто я уверен, что в России мало что происходит в этом плане. Хороший пример того, что делается, - группа "Ария". Нашлись же люди, которые стали продвигать эту группу, в итоге, как мне рассказывали друзья, "Ария" сейчас очень популярна и без особых проблем собирает полные залы.
- Speed, hardcore, crossover, thrash... За последние 15 лет в мире успели развиться и занять свою нишу и другие направления тяжелой музыки: death, grindcore, black, industrial. Проявляете ли вы интерес к этим стилям?
- Уже нет. Когда-то слушал много разной музыки такого рода и даже очень это любил. Но всему свое время. А я всегда любил и люблю идти в ногу со временем, открывать для себя новые стили. Послушаю, поработаю и иду дальше искать что-нибудь новое. Даже во время работы в "Круизе" - все начиналось с "Крутится волчок", а чем это закончилось - ты и сам прекрасно знаешь. "Круиз" всегда тем и выделялся, что играл разную музыку. Мы записали в Германии альбом, который был совсем мало похож на формат музыки "Круиз-1", а наш материал на "Культурном шоке" уже мало напоминал первую германскую пластинку. "Круиз" для нас сейчас - это новое движение вперед. Только так. Знаешь, стили, которые ты перечислил, уже давно находятся на закате, в том числе и индустриал. Nine Inch Nails, которых я очень любил в свое время, сейчас интересны лишь узкому кругу слушателей. Я не сторонник узкого формата в музыке. Нельзя останавливаться на достигнутом, нельзя ставить музыку только в рамки одного стиля.
- Что нам ждать от "Круиза" 2002 года?
- От сегодняшнего "Круиза" надо ожидать того, что наши поклонники всегда получали: хороших песен, большой энергетики и ломовых живых шоу. Я очень надеюсь на то, что "Круиз" сумеет объединить свою музыку с реалиями сегодняшнего дня, подарив все это нашим и старым, и новым поклонникам.
- Ваша работа в Лос-Анджелесе и "Круиз" совместимы?
- Вот я и пытаюсь совместить. Конечно, "Круиз" добавил мне очень много работы, но это настолько все в кайф, к тому же и ностальгия присутствует, да и хочется наших фэнов порадовать.
- Такой долгий путь к возрождению "Круиза" обусловлен контактными обязательствами или просто вам в Америке было интереснее?
- То, что о "Круизе" не было слышно несколько лет, никак не связано с контрактом. Все дело в том, что в Америке у меня появилась новая дорога, по которой надо пройти и очень многому еще научиться. Другими словами, я начал там новый, интересный и нелегкий жизненный путь, который продолжается до сих пор. Много времени занимала моя работа и как музыканта, и как продюсера в Америке. А сейчас просто настало время для работы с "Круизом".
- Были ли у "Круиза" шансы продолжить работу в 1991 году? Желали ли вы тогда и дальше работать в "Круизе"?
- В 1990 году я полностью устал от "Круиза". И сольный концерт, который мы играли в Москве в "Крыльях Советов", был одним из последних. За десять лет работы в группе мне хватило всего и в музыке, и в отношениях с музыкантами, и в постоянной борьбе за дальнейшую музыку "Круиза".Девяностый год стал пиком всего этого. Да еще и европейское турне сказалось на нашей общей усталости.
- Каковы планы "Круиза" в стране и в мире?
- На данный момент мы будем концентрировать "Круиз" на Россию. Планы у нас на этот счет очень серьезные и большие. Коротко говоря - собрать наших поклонников вновь на больших площадках и аренах и еще раз подтвердить, что в России можно заявить: "Рок - навсегда"!
- В "Круизе" все песни ваши. Неужели при всем своем профессионализме ваши коллеги Сергей Ефимов и Федор Васильев, кроме собственных партий, ничего не предлагали? Или ваши музыкальные пристрастия и вкусы были настолько различны?
- Хороший вопрос. Хм. Скорее всего, дело было в том, что нам так было удобнее делать свою музыку. Работать над созданием композиций именно таким образом: я писал мелодию, а потом мы собирали это все вместе. Разумеется, что всегда существуют различные взгляды и пути в музыке. И Федор, и Сергей предлагали очень много и от себя, над чем мы потом вместе работали.
- С кем вы общаетесь из тех американских и европейских музыкантов, кто может быть известен и интересен широкой публике в России?
- Общаюсь я со многими и по рабочим делам, и просто в силу дружественных отношений. Эрик Сингер, Фрэнк Заппа, но особенно дружественные отношения у меня сложились с Марти Фридменом (экс-Megadeth). Мы с ним познакомились еще в 1993 году на концерте моей американской команды Karma. После концерта Марти зашел к нам с просьбой показать несколько моих гитарных приемов. Так и познакомились.
- Вы обеспеченный человек?
- Достаточно.
- Верующий?
- Нет.
- Семейный?
- Не женат.
- Вы типичный американец?
- Не знаю по поводу "типичного", но веду достаточно американский образ жизни.
- Ваша женщина?
- Она моя самая любимая.
- Ваш автомобиль?
- BMW-525 1998 года выпуска.
- Любимый напиток?
- Маленький стакан хорошего вина.
- Ваш спорт?
- Йога.
- Ваше кино?
- Хорошие фильмы с глубоким смыслом.
- Книга?
- Очень трудно назвать всего одну.
- Ваше отношение к американской и российской политике?
- Не люблю ни тех, ни других.
- Вы действительно работали в Сургуте?
- С 1977 по начало 1978 года.
- И каким он вам запомнился?
- Запомнился очень интересным. У Сургута какая-то своя, особенная красота. Великолепная природа и обилие белого снега, который намного лучше московского.
- Тяжело, наверное, вспомнить о работе в нашем городе...
- Нет. Я помню, что работал в Сургуте во Дворце культуры. Мы аккомпанировали одной танцевальной группе, а по субботам и воскресеньям работали на танцах. Это было еще задолго до "Круиза". Наш ВИА, где все музыканты, как и я, были из Молдавии, участвовал в региональных конкурсах и фестивалях. Правда, вот названия этих конкурсов я уже не помню. Я играл с ребятами из Тирасполя, тогда я еще учился в музыкальном училище. Вот с этим ВИА мы и приезжали к вам. А вообще, Сургут является хорошим творческим моментом в моей жизни.
- Привет от вас кому передать?
- Директору дворца культуры. Не помню его имени, только фамилия запомнилась - Монастырский. (Александр Монастырский был в те годы директором ДК "Строитель". К сожалению, его уже нет в живых - ред.). Очень интересно было бы узнать, кто к вам заезжает с концертами, где сейчас проходят выступления. Хотелось бы и с "Круизом" появиться, а заодно еще раз вздохнуть сургутским воздухом.
- Спасибо за интервью. Будем ждать!
- И тебе спасибо, очень приятно, что нас до сих пор помнят и любят. Я надеюсь, что мы снова увидимся в вашем городе. Всем пламенный привет!
- P.S. Автор благодарит Игоря Чехова за содействие при создании материала.