Всего-то два года прошло с момента получения автором этих строк промо-CD Royal Hunt "Moving Target", а дело, кажется, сделано: на сегодняшний момент русско-датско-американский состав Royal Hunt стал одной из популярнейших групп среди тех граждан России, кто достоин носить гордое имя "меломан". Главное, конечно, не то, что известность Royal Hunt в России шагает в ногу с общемировой популярностью незаурядного коллектива: наконец-то лидер Royal Hunt - композитор, клавишник, гитарист, аранжировщик и продюсер Андрей Андерсен - получил, пусть ограниченное, признание у себя на Родине и более того, в своем родном городе Москве. Биография первого русского рок-музыканта с мировым именем - еще одно доказательство того, что настоящий художник обязан упорно идти к цели своей жизни (простите за банальность) и не отступать ни перед какими обстоятельствами. И только тогда тяжкий труд принесет желанные плоды.
"Так и напиши, что история Royal Hunt началась в ЖЭКе №5 неподалеку от Киевского вокзала в Москве!" Андрей Андерсен сидит напротив меня за увековеченным японскими иллюстраторами в комиксах журнальным столиком в своем маленьком двухэтажном доме в северном предместье Копенгагена - Биркероде. Обстановка располагает к тому, чтобы вспомнить комментарий в одном из отчественных Web-сайтов: "Андрей Андерсен - музыкант, родившийся, выросший и начавший свою карьеру в Москве. Что из этого вышло, вы можете узнать по адресу..." Что вышло - это знает уже почти всякий отечественный ценитель качественной рок-музыки. Но историю (в том числе и рок-музыки) делают личности, и вряд ли кто-то будет отрицать, что полная неожиданностей и сюрпризов история Royal Hunt - продолжение незаурядной биографии лидера группы.
Андрей Андерсен родился 16 декабря 1961 г. в Москве. Его отец, Палле Андерсен, был корреспондентом одной из датских газет, аккредитованным в нашей столице; мать же Андрея, Галина Шанидзе, работала в театре им. Ермоловой. И нет ничего удивительного в том, что уже в пятилетнем возрасте Андрей, согласно пожеланий родителей и, в особенности, своей тети - Валентины Шанидзе, приступил к освоению мира музыки...
Самое начало путешествия к грядущему успеху оказалось весьма необычным. Вот как вспоминает об этом Андрей: "В детстве по какой-то странной причине я мечтал стать виолончелистом! И вот меня провели на первое в жизни прослушивание. Я правильно назвал все ноты, а потом преподаватель спросил у меня: знаю ли я, что виолончель - это девчачий инструмент? Я растерялся. Тогда последовал другой вопрос: сколько струн на виолончели? "Четыре." И тут преподаватель открыл крышку рояля: "Видишь, сколько здесь струн? Настоящий мужчина должен играть на рояле!" Карьера Андрея-виолочелиста не состоялась, а преподаватель явно не догадался, какое продолжение получит жизненный путь будущего пианиста. Итак, Андрей приступил к "мучительному", по его словам, курсу музыкальной школы-семилетки ("кажется, в районе Красной Пресни"), а по ее окончании в течение пяти лет брал частные уроки исполнительского мастерства у одного из профессоров Консерватории.
Однако частные уроки были еще впереди, а лет до тринадцати Андрея, по его воспоминаниям, вообще не интересовала рок-музыка. Но, как это часто бывает, все изменилось в один вечер...
"Мой друг и одноклассник Андрей Печенкин к тому моменту уже барабанил в какой-то ЖЭКовской команде," - вспоминает Андрей. "Однажды их группа играла в нашей школе на танцах, исполняя песенки из репертуара, кажется, "Веселых ребят". И мне чудовищно понравилось их выступление! Так я оказался в этой группе, тем более что мой друг еще раньше пытался затащить меня в ее состав - "ты, мол, умеешь играть на пианино!" Однако первые полгода совместных репетиций были очень бестолковыми - я не мог решить, какую же музыку я хочу играть. И тут мне необыкновенно повезло: мне досталась - не припомню уж, каким образом - пластинка Deep Purple "In Rock". И с этого начался праздник. Я был просто укушен этой музыкой, и у меня появилась идея: надо писать свои песни. Вот мы и крутились в этом самом ЖЭКе №5, но поначалу у нас вместо музыки получался шум! Однако, поднатаскавшись в деле слушания и обмена иностранных пластинок, я понял, что к чему в рок-музыке и начал первые собственные опыты в композиции. Послушать сейчас - бред сивой кобылы, но тогда собственные песни казались нам замечательными. И по традиции тех лет мы начали выступать на разнообразных конкурсах ВИА, но нас явно преследовал злой рок: на всех конкурсах мы стабильно занимали второе место. Покрутившись по конкурсам и наслушавшись разговоров на тему: "классно вы играете, и музыка у вас замечательная, но первое место вам давать нельзя", мы забросили идею пробиться таким путем, и начали играть по ЖЭКам, Красным уголкам и просто на танцах. Так продолжалось три года; я же тем временем поступил в Первый мединститут и до отъезда в Данию успел сдать экзамен на "полдоктора". Конечно, если бы я не уехал в Данию, а Андрей Печенкин не ушел бы в армию, то мы бы наверняка добились хоть какого-то успеха. Однако из тех, с кем я начинал играть в Москве, никто, кроме Саши Минаева, так и не пробился к известности." Добавим, что до отбытия в Данию Андрей самостоятельно научился играть на гитаре, а также успел позаниматься в Джазовой студии ДК "Москворечье", и, что уж совсем редкостно для самодеятельного отечественного рокера начала 80-х, поднабрался опыта звукорежиссуры и игры с оркестрами в московских театрах.
К тому времени интересы Андрея лежали уже в плоскости интеллектуального прогрессивного и арт-рока. "Так получилось", - говорит Андрей - "что в начале 80-х я уже был крепким поклонником непростой музыки - моими любимыми группами на тот момент были Rush, Kansas и Styx. Вообще я слушал в основном качественную и профессинально сделанную музыку - пластинки Queen, Pink Floyd и, естественно, Genesis и Yes просто не снимались с вертушки. На существование же российской рок-сцены я не обращал никакого внимания. Но в 1982-м мои друзья затащили меня на концерт в ДК АЗЛК в Текстильщиках, где играл "Автограф". Я был очень удивлен: живешь, слушаешь Kansas, и вдруг появляется какая-то странная русская группа, которая тоже, как и твои любимцы, пытается сделать что-то свое! "Автограф" стал для меня мостиком между мной и моим любимым западным прог-роком. Могу честно сказать, что "Автограф" сильно повлиял на меня, и не столько в музыкальном плане - ведь эти ребята доказали, что и они, и я вполне могу сочинять и играть музыку нисколько не худшую - а для себя и лучшую - чем те же Rush и Kansas. И моя композиция "Autograph" с альбома "Moving Target" является, несомненно, данью уважения этому коллективу." Но честолюбивым планам Андрея не было суждено сбыться в пределах России: контракт у его отца истекал в августе 1983-го, и семья Андерсенов уехала в Копенгаген.
Чужая страна, незнакомые люди, малопонятный язык... Предоставим слово Андрею: "Я попал в совершенно неизвестную мне страну - все мои друзья, все связи, да и мое музыкальное хобби осталось в Москве. К тому же я не говорил по-датски, а знал только английский. Первые полгода в Дании я вовсе позабыл о своей музыкальной карьере: нужно было что-то решать с дальнейшей учебой и работой, ведь наша семья не принадлежала к числу сверхобеспеченных. Я решил не продолжать учебу по медицинской линии - вместе с моими годами обучения в Москве она заняла бы десять лет, а поступил в Копенгагенский университет на факультет экономики стран Восточной Европы. Попутно я устроился на работу в некий ресторан, где играл на рояле. И где-то через полгода я подумал - не пора ли возрождать собственную рок-карьеру? К тому времени я снова начал писать песни - одной из первых была "Stranded", рассказывающая о том, как трудно ее автору в новой стране, без друзей и знакомых... Вдобавок, игра на рояле начала приносить реальные деньги, и постепенно я начал прикупать различную аппаратуру и потихоньку общаться с местными весьма закрытыми кругами хард-роковых музыкантов - к тому моменту я уже освоил датский язык. Правда, меня все время заносило в совершенно прямолинейные хард-роковые составы, хотя сам я тяготел к гораздо более сложной музыке."
"Правда, в моей карьере в 1986 г. произошло довольно забавное событие - я попал в аккомпанирующий состав одного из первопроходцев американского рок-н-ролла и рокабилли, гитариста и певца Линка Рэя. Дело в том, что Линк женат на датчанке, и он в течение восьми лет жил в Копенгагене. Кроме меня, в группу вошли басист из Jackal и барабанщик из Dorian Gray, и мы отправились с Линком в турне по Европе. А в 1987-м гитарист Pretty Maids Кен Хэммер приглашал меня в свою группу занять место только что ушедшего оттуда Алана Оуэна, однако в первом же разговоре со мной Кен держался с таким запредельным пафосом, что я порешил за лучшее воздержаться от его предложения. К тому же именно в 1987-м я окончательно понял, что пора строить собственную студию: меня совершенно не устраивало положение, при котором моя будущая группа записывала бы по одной демо-ленте в год. Что ж, я отправился ходить по банкам в поисках кредита, и в пятом или шестом банке мне попались люди с чувством юмора: мне был предоставлен кредит." Деньги были использованы по назначению: на среднеудаленной юго-западной окраине Копенгагена в местности, удивительно напоминающей иные московские предместья, обоснавалась собственная студия Андрея Mirand Studio. Обоснавалась на втором этаже над авторемнотными мастерскими, прямо под кирпичной трубой. Для Андрея начались суровые трудовые будни: "Кого я только не записывал в своей студии! Мне приходилось работать и с трэшерами, и с дес-металлистами, а брутальная группа Furious Trauma, записывавшая у меня в студии пару демо-лент, теперь даже стала знаменитой! Дабы расплатиться с банком, я работал не покладая рук - редко когда за пару недель у меня выдавался один свободный день." И, конечно же, Андрей не забывал о реализации собственных грандиозных планов...
"Еще в 1986-м я вошел в состав группы Witchcross, только что выпустившей свой единственный альбом. Witchcross оказалась последней группой, где я работал в качестве приглашенного музыканта: уже менее чем через год я наконец-то собрал первый собственный состав Trace. Trace играл куда более опопсованный рок, нежели мои последующие проекты - мы писали музыку в духе Electric Light Orchestra. Но уже вскоре я пожелал избавиться от поп-влияний, и так пару лет спустя возникла группа Apart, в музыкальном отношении более всего похожая на утяжеленный Marillion. С Apart я даже записал сингл c двумя пьесами - "Outlaw" и "It`s Over", вторая из которых вошла в последний альбом Royal Hunt "Paradox". Сингл был выпущен нами самостоятельно на фирме It`s Magic. Но проблема с Apart заключалась в том, что для музыкантов группы наше творчество являлось просто разросшимся хобби, для меня же моя музыка была карьерой. Итак, в 1989-м Apart оказалась распущена, и я приступил к комплектации совершенно нового состава."
"Первым музыкантом, ставшим моим партнером, оказался бас-гитарист Стин Могенсен. Его я просто нашел по объявлению в музыкальной газете, хотя до Стина мне довелось прослушать порядка 30 басистов. Вдвоем уже было легче, и вскоре мы уже репетировали вторем - с барабанщиком Кеннетом Ольсеном. Правда, певцы и гитаристы у нас все время менялись, так что к записи первого альбома - я забегаю вперед - мы подошли с явным последователем Роберта Планта, вокалистом Хенриком Брокманом, но без постоянного гитариста. Сначала в группе играл один из гитаристов Witchcross - талантливый парень с сильными влияниями Ингви Мальмстина, ушедший из группы из-за проблем с наркотиками. Затем его сменил Хенрик Йоханнессен, записавший большую часть соло для нашего первого альбома, но впоследствии уехавший в Аризону." А название Royal Hunt было придумано Андреем случайно. "Как-то в одном из музеев я увидел картину под названием "Royal Hunt" - "Королевская охота". Хорошее название для группы, подумалось мне!" Идея же эмблемы Royal Hunt - перевитого лентой щита с драконом - пришла в голову Стину и была доведена до ума художником Мартином Барриджем, позже работавшим над оформлением обложек первых четырех альбомов Royal Hunt.
Дебютный альбом Royal Hunt "Land Of Broken Hearts" был записан группой в Mirand Studio в начале 1992 г. К окончанию записи альбома постоянным гитаристом группы стал Якоб Кьер из состава Amazon, давно уж просившийся в группу Андрея и записавший пару соло для их дебюта; часть же гитарных соло на "Land Of Broken Hearts" была записана лично Андреем. Правда, выпуск дебюта группы был связан с немалыми бизнес-приключениями...
"Даже до записи альбома мы старались играть как можно больше концертов - на собственные деньги ездили в клубные туры по Европе, и даже добирались до США. Интерес же к нашему альбому в Европе был проявлен немецким филиалом фирмы-мэйджора WEA - им действительно понравился материал, и переговоры с нами вел сам Генрих Людтке, подписавший на WEA Scorpions. Однако фирма предлагала нам контракт с годовой отсрочкой: мы бы отдали им весь материал, сидели бы год без работы, а уж только потом боссы WEA решили бы - выпускать им альбом или нет! Нам это абсолютно не подходило, и мы решили издать альбом самостоятельно - у наших друзей на мелкой независимой фирме X-Treme. В Дании удалось продать всего около 400 CD, что само по себе не так уж плохо, однако в Швеции почти без всякой рекламы неожиданно было продано около 3 000 копий! Казалось бы, можно было радоваться и начинать активную деятельность в Европе, однако я решил, что нам необходимо подниматься в масштабах всего мира, и поехал в Нью-Йорк, где и познакомился с Майклом Райциным из фирмы Majestic Entertainment, работавшей к тому времени с группами Danger Danger и Mr.Bloom, гитаристом Skid Row Дэйвом Сабо и организовывавшей концерты в зале Carnegy Hall. Майклу очень понравился наш материал, и на следующий день после нашей первой встречи мне был предложен контракт, который, правда, еще дорабатывался в течение двух месяцев. Майкл не только решил подраскрутить наше творчество в Японии, но и переиздал "Land Of Broken Hearts" в США на собственной фирме Royal Records, впоследствии переименованной в Rondel Records. В США мы продали около 20 000 CD - конечно, это очень мало для Америки, однако в Японии наш дебют разошелся более чем 60-тысячным тиражом, мы попали в тамошние чартс, и доходы с продаж позволили нам организовать первое американское турне по 100 - 300-местным клубам, которому предшествовали концерты в Дании и Швеции."
Говоря об истории Royal Hunt, совершенно невозможно обойти стороной сумасшедший успех группы в Японии, где копенгагенская пятерка стала к настоящему моменту чем-то вроде национальной святыни (см. комикс). Как же начиналась дальневосточная история? "Первые экземпляры "Land Of Broken Hearts" попали в Японию как импорт из Швеции, а уж там на них обратил внимание прославленный журналист и ди-джей Макото "Капитан" Вада - он бесчисленное количество раз крутил наши песни по радио. Предложения от японских фирм грамзаписи посыпались как из мешка даже после вмешательства в этот неупорядоченный поначалу процесс Majestic Entertainment - помнится, за одну неделю мы получили от японцев сразу четыре проекта контрактов! Приходишь утром на студию, а тебя ждет пакет с очередным контрактом... В конце концов мы остановили свой выбор на подразделении Panasonic - Teichiku Records, поскольку только эта фирма прислала нам подробную схему будущего промоушна Royal Hunt. Это очень просто - обещать на 25 центов с проданного экземпляра больше, чем другая фирма, а вот такую схему составить - это признак по-настоящему профессионального подхода к делу. Ведь контракт с Teichiku не был самым денежным - но он был самым разработанным в плане долговременной промо-стратегии. И эти люди не обманули - до сих пор Teichiku обеспечивает нам широчайшую рекламу, и Royal Hunt является для этой фирмы группой №1 - более важным коллективом, чем даже Deep Purple и Bon Jovi!"
"Land Of Broken Hearts" был выпущен в Японии 21 ноября 1993 г., а всего лишь через семь месяцев, 22 июня 1994 г., Teichiku выпустила первый эксклюзивный продукт Royal Hunt - мини-альбом, названный безо всяких затей "The Maxi-Single" и содержащий, помимо титульной пьесы будущего альбома "Clown In The Mirror" и бонус-трека "Bad Luck", четыре акустических аранжировки композиций с дебюта - "Stranded", "Land Of Broken Hearts", "Age Gone Wild" и "Kingdom Dark". Причина появления на рынке столь странного продукта?
"К тому моменту", - объясняет Андрей - "мы уже два раза ездили в Японию на промо-туры и столько раз играли там чисто акустические программы, что руководство Teichiku само попросило нас записать эти unplugged-аранжировки. Что ж, мы пошли навстречу пожеланиям фирмы, и "The Maxi-Single" разошелся в Японии более чем 18-тысячным тиражом, что вообще-то нетипично для тамошнего рынка синглов и мини-альбомов." А 20 октября в продажу поступил второй полноразмерный альбом группы "Clown In The Mirror", часть материала к которому была записана в США. Новый альбом чудесным образом воскресил своей музыкальной стороной давно забытый помп-рок начала 80-х. Прогресс группы был налицо не только в возросшем качестве музыкального материала и значительно усложненном продюсировании, но и в текстах песен - конечно, Андрею было не впервой обращаться к размышлениям о прожитой им жизни, но никогда тема музыканта и его взаимоотношений с давно живущими совершенно по-другому старыми друзьями не всплывала так ярко, как в эпической пьсе "Epilogue", закрывавшей альбом. К тому же в этот момент Андрей решился на занимательный музыкальный эксперимент и... выиграл. "Многие спрашивают - как нам пришла в голову идея работать с бэк-вокалистками, в том числе и на концертах? Во время записи "Clown In The Mirror" мне захотелось более разнообразного хорового звучания, и я пригласил на запись Мэри Мактерк, чью группу я некогда продюсировал в Mirand Studio. Результат впечатлил, и я подумал - да, в Royal Hunt подпевают почти все, но в нашей музыке хватает очень сложных для исполнения на концертах кусков, когда петь одновременно с игрой почти невозможно. Но я не хотел использовать хоровые сэмплы - для меня в этом до сих пор кроется некий элемент обмана. Так не использовать ли на подпевках девчонок? Я спросил у Мэри, согласна ли она ездить в турне - и она не отказалась, а потом уж сама привела в группу свою подругу Лизу Хансен." Тем временем тираж "Clown In The Mirror" в США вновь составил около 20 000 экземпляров, в Стране же восходящего Солнца он взлетел к стотысячной отметке, и Андрей и его коллеги начали подготовку к первому настоящему турне по Японии, которое было запланировано на 25 - 29 января уже 1995 г. И вдруг - неожиданный телефонный звонок Андрею от менеджера Dream Theater Джима Питульского с еще более неожиданным вопросом: не будет ли согласен Андрей занять в Dream Theater место покинувшего группу Кевина Мура? Как вспоминает Андрей, "это было единственное предложение в моей музыкальной карьере, над которым я размышлял целых 30 секунд! И, конечно же, я сказал "нет", поскольку Royal Hunt уже была для меня делом всей жизни - хотя Майкл, к примеру, оставил вопрос о моем вхождении в состав Dream Theater на мое собственное усмотрение." Однако, несмотря на похвальную непреклонность Андрея, далеко не все шло гладко в стане Royal Hunt...
"Сразу после записи альбома "Clown In The Mirror" и очередного клубного турне по Штатам у нас начались проблемы с вокалистом. Да я бы не назвал это проблемами: похоже, что Хенрику просто надоело ездить в турне - а мы действительно к тому моменту уже очень много выступали - и, желая вырваться из вечной карусели - запись альбома - турне, запись - турне, он решил, что для него будет лучше вообще поставить точку в своей музыкальной карьере. Мы приступили к поиску вокалиста в Дании, США, Англии и Швеции, в результате чего получили огромное количество демо-кассет различных певцов. Петь в Royal Hunt напрашивалось немало и ярких имен мировой рок-сцены! Первым кандидатом был Джефф Скотт Сото из Talisman`а, но он плохо бы вписался в группу по своим личным качествам. Затем желание работать с нами изъявил Тед Поли из Danger Danger... Рвался к нам и бывший фронтмен House Of Lords Джеймс Крисчен, однако после ознакомления с материалом его сольного альбома нам расхотелось иметь с ним дело. Далее начались переговоры с вокалистом TNT Тони Харнеллом, но он заявил, что мы играем устаревшую музыку, и на этом все закончилось. Финальным аккордом нашей эпопеи с несостоявшимися вокалистами стал интерес к Royal Hunt Джо Линн Тернера! Несомненно, Джо мог бы исполнять наш материал, но, как и Тони, он очень боялся оказаться с нашей музыкой в начале 80-х... Мы с Джо разговаривали по телефону раз восемь, и под конец он начал задавать совсем уж дурацкие вопросы: куда в дальнейшем будет эволюционировать музыка Royal Hunt и как ему одеваться для сцены, если он будет нашим вокалистом? Год спустя я послушал его новый сольник "Nothing`s Change" и удивился: Джо боялся оказаться в прошлом, а сам-то какой материал записал? Мне же был нужен не сомневающийся фронтмен, а человек, который услышал бы нашу музыку и сказал: "Да! Мне она нравится и я готов исполнять такие песни!"
"Проблему с певцом решила одна наша американская приятельница - Мэрилин из нью-йоркского отделения PolyGram`а, помогавшая с организацией туров Royal Hunt по США. Она порекомендовала нам своего знакомого из Питтсбурга, некоего Д.С.Купера и передала мне демо его группы. Вокальные данные Д.С. пришлись нам по вкусу, однако трудность заключалась в том, что Д.С. в тот момент прошел прослушивание в Judas Priest, и считанные дни отделяли его от официального принятия в группу и пописания с ним контракта их менеджментом. Но Д.С. был недоволен тем, что Judas Priest по старым обязательствам не имел права выпускать альбом до 1997 г., и наше предложение оказалось для него как нельзя кстати. Я пообщался с Д.С. по телефону, а потом мы пригласили его на неделю в Копенгаген, дабы поиграть с ним некие джем-сейшны. После первой же репетиции Д.С. был зачислен в группу."
"Несмотря на то, что мы отправились в Японию с определенными опасениями - альбом был записан еще с Хенриком, а в турне поехал Д.С. - наше первое "электрическое" турне прошло наилучшим образом. А тут еще это страшное землетрясение, случившееся в Японии за неделю до начала нашего тура... Да, легенда гласит, что песня "Far Away", посвященная памяти жертв землетрясения, была написана мною прямо на борту самолета по пути в Японию - но это не совсем так: замысел этой композиции зрел давно, в самолете же я просто дописал ее текст и отдал Д.С.: учи! Мы исполняли эту композицию на всех четырех концертах в акустическом виде и невозможно описать, что творилось в залах, особенно на нашем первом выступлении в Осаке: полторы тысячи человек рыдали - ведь у каждого из них в этой катастрофе погиб кто-то из друзей или родственников... Честно говоря, я был против этих посвящений - получалось, что мы делаем собственный промоушн за счет чужого горя, однако главный японский рок-критик Масанори Ито уговорил меня не отступать от этой темы. В результате мы передали в фонд помощи жертвам землетрясения наши доходы от выпуска мини-альбома "Far Away", куда вошли и четыре концертные композиции, а также всю прибыль с продажи тур-мерчандайзинга - маек, курток и прочего." Можно сказать, что концерты Royal Hunt оказались настоящей сенсацией для требовательных самураев - почти все японские музыкальные журналы - Burrn!, Keyboard, Young Guitar, Music Life, Player, In Rock и What`s In? - не пожалели место для интервью с группой. А выпущенный 23 августа "Far Away" моментально взлетел на вершину японских национальных чартс (за три дня было продано более 30 000 экземпляров), где продержался два месяца - всего же мини-альбом попал в чартс на полгода. Интерес к Royal Hunt в тот момент Японии был таков, что местное отделение Федерации рестлинга обратилось к Андрею с просьбой написать инструментальные композиции к процедуре награждения одного из чемпионов Федерации. Спортивным функционерам была предоставлена свобода выбора, и инструменталка "Martial Arts" с "Land Of Broken Hearts" удлинилась в два раза и получила название "Crash", а выпущенная в виде сингла, она продалась более чем 30-тысячным тиражом. А вскоре Андрею пришлось написать специальную пьесу "Triumph" для награждения чемпиона в другой весовой категории, сингл с которой разошелся тиражом более чем в 50 000, а сама пьеса неоднократно проигрывалась во время чемпионатов Федерации, и ее могли услышать миллионы японских телезрителей. В итоговых чартс 1995 года ведущего японского хэви-металлического журнала Burrn! Андрей был признан лучшим клавишником, Royal Hunt - пятой группой года, а Д.С.Купер - восьмым вокалистом.
Вернувшись из Японии, Андрей немедленно приступил к написанию материала к очередному альбому Royal Hunt, получившему имя "Moving Target". Работа над альбомом длилась два с половиной месяца, он был издан в Японии в день рождения Андрея - 16 декабря, а тираж его на Дальнем Востоке, по словам Андрея, оказался "просто жутким". И тут-то наконец Royal Hunt обрела давно чаемый европейский контракт. Как же это случилось?
"К концу 1995-го наше творчество уже было достаточно хорошо известно в Европе - во всяком случае, японские CD Royal Hunt продавались здесь не в таких уж маленьких количествах. И тут мне позвонил менеджер немецкой независимой фирмы грамзаписи Long Island Records Георг Кате, купивший японский CD Royal Hunt и пришедший в восторг от услышанного. Он, естественно, предложил нам контракт. И мы не стали отказываться: во-первых, нам был необходим европейским промоушн, и, во-вторых, что может быть лучше, если наш A&R на фирме - настоящий фэн Royal Hunt?" В результате "Moving Target" был издан новым подразделением Long Island - Seagull Entertainment - в феврале 1996-го и его продажи в первый же месяц только в ФРГ составили 22 000 экземпляров! К тому же альбом отличался от японского издания - его венчал бонус-трек в виде акустической версии композиции "Far Away". И, по всей видимости, всякому цивилизованному поклоннику тяжелого жанра следовало снять шляпу перед этим творением Андрея и его ребят и без лишних дискуссий признать "Moving Target" одним из лучших альбомов 1996 года - по энергетическому накалу, драматизму мелодий и качеству продюсирования эта работа оставляет далеко позади альбомы гораздо более именитых коллективов и, особенно, для отечественного меломана: пьесы "Last Goodbye", "1348", "Stay Down" и уже упоминавшаяся "Far Away", заствляют трепетать сердце всякого молодого человека средних лет, в свое время протиравшего штаны на концертах "Автографа". Европейский релиз получил продолжение в виде первого европейского же турне Royal Hunt из 32 концертов, прокатившегося по клубным сценам Дании, Швейцарии, Германии и Австрии с 13 марта по 16 мая. Наши герои предваряли выступления швейцарских хард-рокеров Gotthard, а в Копенгагене им пришлось открывать выступление Status Quo. В конце мая группа вновь отправились в Японию, и не с простыми концертами:
"Руководство Teichiku уже целый год добивалось от нас записи концертного альбома, и весной 1996-го я посчитал, что подходящий момент наступил: наш новейший студийный альбом был совсем неплох, продажа его в Японии первзошла все самые смелые ожидания, и программа выступлений в значительной степени базировалась на материале "Moving Target". Но при этом я совершенно не хотел пользоваться услугами японских передвижных студий звукозаписи вроде Tamco Mobile - их аренда чудовищно дорога, чуть не $ 60 000 в сутки, и, кроме того, меня совершенно не впечатлило качество записи концертных номеров на "Far Away". Ничего не поделаешь - у японцев явно не европейские уши. И я отправил в Японию большую часть записывающего 32-канального цифрового оборудования Mirand Studio, а заодно и собственного техника. В Японии же мне пришлось немало поспорить с местными специалистами по поводу установки микрофонов, но в конце концов оказалось, что японцы беспокоились совершенно напрасно."
Турне из шести концертов оккупировало сцены Японии с 29 мая по 6 июня, а два выступения Royal Hunt перед совершенно экзальтированной публикой в Токио и Осаке 31 мая и 4 июня были записаны (и прекрасно записаны!) для монструозного двойного концертного альбома, в конце концов названного просто "1996" и, как и одноименная видеокассета, изданного 20 сентября в Японии и в феврале 1997-го в Европе. Всякий желающий смог убедиться в подлинном мастерстве инструменталистов группы - ведь в двухчасовой альбом были включены не только двадцать песен со всех трех студийных работ Royal Hunt, но и отдельные соло Андрея, Якоба, Стина и Кеннета. Нет нужды говорить, что маленькие желтые человечки радостно произвели скупку "1996", и к началу 1997-го суммарный тираж альбомов и миньонов Royal Hunt в Японии перевалил за 450 000. Вакханалия успеха в стране самураев закончилась триумфом в очередных годовых чартс того же Burrn!`а: Андрей был вновь признан лучшим клавишником, Д.С. обошел всех конкурентов в области голосового искусства, а сама Royal Hunt оказалась признана группой, отыгравшей "лучший концерт года в Японии". Попутно Royal Hunt оказалась пятой "группой года", а Кеннет Ольсен - девятым барабанщиком. Правда, в бочку дальневосточного меда затесалось известное количество дегтя - европейский лэйбл группы Long Island обанкротился, однако благодетель группы Георг Кате в мгновение ока оказался на фирме Semaphore, с которой быстренько был переподписан контракт.
Но не в правилах Андрея и его коллег почивать на лаврах: уже в конце 1996-го группа приступила к написанию материала для своего очередного студийного альбома "Paradox". Увы, его запись пришлось проводить в измененном составе: Кеннет Ольсен покинул группу из-за проблем со слухом, и его место занял суровый ветеран группы Narita, ученик легендарного Микки Ди - Аллан Соренсен. По существу, Аллан не был новичком в рядах Royal Hunt - еще весной 1996-го он подменял простудившегося Кеннета на нескольких концертах европейского тура. Однако музыканты группы не хотели рисковать и ронять свой облик в глазах многочисленной армии поклонников, и потому Аллан до сих пор считается в группе "специальным гостем" - впрочем, Андрей не теряет надежды, что Кеннет рано или поздно вернется в родной коллектив. "Paradox", выпущенный одновременно в Японии и Европе 21 июня, стал первым концептуальным альбомом группы и, по мнению Андрея, "первой настоящей прогрессив-роковой работой Royal Hunt". "Безусловно, я всегда был склонен к тому, чтобы исполнять именно прогрессив- или арт-рок," - говорит Андрей. "Но, с другой стороны, мы не хотим отпугивать обыкновенных рок-поклонников. Вот и приходится идти шаг за шагом: каждый наш новый альбом является куда более сложным в музыкальном смысле, нежели предыдущий." Да, "Paradox" оказался по-настоящему монументальной работой с могучим симфоническим звучанием, однако музыканты не забыли и о рок-радиостанциях: впервые в истории Royal Hunt был выпущен сингл "Message To God", куда вошел не только специальный радио-микс титульной композиции, но и первая проба пера басиста Стина Могенсена - баллада "The Final Lullaby". "Нет, я вовсе не диктатор в своей группе," - улыбается Андрей - "я не мешаю никому писать собственные композиции. Но я хочу, чтобы творчество ребят было выдержано в том же стиле, что и мое - а вот этого-то у них до последнего момента не получалось." Летнее совместное с Saxon`ом европейское турне группы имело цель, по словам Андрея, "напомнить нашим континентальным фэнам, что группа жива", а параллельно Майкл Райцин вел напряженные переговоры с заокеанскими воротилами грамзаписи, результатом чего стал выход "Paradox" 23 октября в США на хорошо известной всякому поклоннику неопрогрессива фирме Magna Carta.
19 сентября в Копенгагене стартовал "Paradox Tour" с совершенно новой программой и замечательным оформлением сцены, 2 октября вновь приведший Royal Hunt в Японию, где и был записан второй (!) концертный альбом группы с рабочим названием "Exit Paradox", европейский релиз которого запланирован на конец апреля - начало мая. "Мне кажется", - говорит Андрей - "что этот концертник, куда вошел весь материал "Paradox`а", звучит даже лучше, чем сам студийный альбом!" А вслед за состоявшимся недавно выпуском сборника всех видеоклипов Royal Hunt явно намечается выход концертного видео, снятого в Японии также во время "Paradox Tour".
Невозможно не упомянуть о деятельности Андрея Андерсена за пределами Royal Hunt: в прошлом году ему довелось принять участие в записи альбома "The Unknown" проекта гитариста группы Narita Хенрика Поульсена Prime Time, а в настоящий момент Андрей озабочен записью собственного сольного альбома, материал к которому уже написан и оформлен в виде инструментальной демо-ленты. "Однако пока рано говорить о конкретных именах, задействованных в этом проекте," - утверждает Андрей. "Ведь этим музыкантам придется согласовывать со мной свои графики работы, и поэтому пока неясно, будет ли записан альбом до начала мая, но и в худшем случае он не будет издан позже сентября." Вдобавок на горизонте нарисовался некий совместный проект Андрея и еще двух, а то и трех величайших звезд мирового хард-рока, однако о его конкретных деталях пока говорить рано. Японские же итоги 1997-го опять ужасно похожи на триумф: в чартс Burrn! Андрей и Д.С. сохранили за собой первые места клавишника и вокалиста, а в категориях "лучшая группа" и "лучший альбом" Royal Hunt и ее последнее творение оказались на вторых местах, пропустив оба раза вперед лишь Megadeth.
Пожалуй, на сегодняшний день Андрей Андерсен имеет все, о чем может мечтать и куда более известный западный музыкант: потрясающий успех в Японии, где Royal Hunt уже превратилась в национальное достояние, культовая популярность во всем мире, собственная студия... И, пожалуй, единственное, чего не хватает Андрею - полного и окончательного признания на собственной Родине. Да, Royal Hunt исполняют музыку, совершенно не ассоциирующуюся с эмигрантской русскоязычной эстрадой, а представляющую собой прогрессивный хард-рок высочайшего класса, способный запросто противостоять альтернативной сцене - тем более в России, где публика всегда была благосклонна к роскошной мелодике. Так ощущает ли Андрей себя русским музыкантом? "Ты знаешь, вряд ли в моей музыке так уж прямолинейно выпирают русские корни. Но даже моя мама, человек далекий от рок-музыки, говорит, что в моих песнях сквозит что-то особенное... Собственно, поэтому Royal Hunt так притягивает слушателя: наша музыка не очень-то похожа на европейскую или американскую - в ней есть некая специфичность. Люди сначала не понимают, в чем дело - а потом узнают о моем происхождении и начинают рассуждать о традициях русской классической музыки!" Но мы не будем рассуждать о корнях и традициях, а просто отвесим земной поклон Андрею за то, что он оказался первым музыкантом, открывшим для мировой публики двери восприятия нормальной англоязычной рок-музыки, создаваемой нашими соотечественниками. Если кому-то этого кажется мало, покажите мне - кто сделал больше?
P.S. Автор выражает искреннюю благодарность тем, кто несказанно помог расширить его познания о прошлой и настоящей истории Royal Hunt: Галине Нестеровне Шанидзе, Андрею Печенкину (также предоставившему архивный фотоматериал), Георгу Кате (Long Island Records / Semaphore) и менеджеру Royal Hunt Майклу М.Райцину.
Напечатано с сокращениями в газете "Джокер-МК" 19.04.1998