Один из самых популярных американских коллективов на рубеже 60-х и 70-х занимался очень успешной пропогандой синтеза музыки кантри и хард- рока.Впоследствии это дело продолжили такие группы,как Black Oak.Энергия,напор в сочетании с мелодизмом и вестерновыми вставками-основные характеристики стиля. Удачными в творческом плане стали все альбомы группы,кроме последнего,тираж которого по выходе впервые не достиг золотого статуса.В 1973 году ансамбль распался,а сольную карьеру наиболее успешно продолжил Джон Фогерти.
Группа образована в 1967 году в США. Джон Кеймерон Фогерти (28.05.1945, Беркли, Калифорния, США) - гитара, вокал, гармоника, саксофон, клавишные Том Фогерти (09.11.1941, Беркли, Калифорния, США, - 16.09.1990, Сан-Франциско) - гитара Стюарт Кук (25.04.1945, Окленд, Калифорния, США) - бас-гитара Дуглас Рэй Клиффорд (24.04.1945, Пало-Альто, Калифорния, США) - ударные Начали выступать в 1959 году под названием Blue Velvets, в 1964 году сменили название на Golliwogs и за два года записали несколько десятков синглов (почти все они вошли в альбом, выпущенный в 1975 году - уже после распада). Название Creedence Clearwater Revival - часто использовалось официальное сокращение CCR - появилось в 1967 году. Большим событием стало выступление CCR на фестивале в Вудстоке летом 1969 года. Своего творческого пика группа достигла в 1970 году, записав альбом Cosmo`s Factory, который стал четвертой ``платиновой`` пластинкой в репертуаре CCR. В январе 1971 году группу покинул Том Фогерти, и втроем музыканты совершили гастрольное турне, результатом которого стала запись пластинки Live In Europe (была выпущена в 1973 году). В октябре 1972 года CCR распались, но переиздание их пластинок продолжается до сих пор. Кантри-року, который, как считают американские музыкальные обозреватели, изобрели CCR, пытались подражать как в США, так и в Европе, но превзойти CCR по мелодичности и динамике композиций не удалось никому. Джон Фогерти записал несколько сольных пластинок еще в семидесятые годы, но успеха они не имели. Вторую молодость музыкант обрел лишь в середине восьмидесятых, выпустив два сольных альбома ``Centerfield`` и ``Eye Of The Zombie``, оба альбома стали ``платиновыми``. Казалось, музыкант наконец-то нашел свой собственный почерк, все ждали продолжения победной серии, однако затяжной судебный процесс с фирмой граммзаписи свел на нет все его усилия. Клиффорд и Кук в середине 70-х входили в состав группы Дона Харрисона.
По материалам сайта:http://www.rubricon.ru/
Джон Фогерти (р. 28 мая 1945, Беркли, США, лидер-гитара, вокал), его братишка Том Фогерти (р. 9 ноября 1941, Беркли, США, у. 6 сентября 1990, Скотдейл, США, ритм-гитара, вокал), Стю Кук (р. 25 апреля 1945, Окленд, США, бас) и Дуг Клиффорд (р. 24 апреля 1945, Пало Альто, США, ударные) начали выступать вместе еще в школьные годы в далеком 1959-м. Первоначально известный как "Blue Velvets", затем "Tommy Fogerty And The Blue Velvets", квартет был довольно-таки популярным у себя в окрестностях Калифорнии и даже выпустил сингл "Bonita" на местной звукозаписывающей фирме совместно с одним провинциальным оркестром. В 1964 парни подписали контракт с более престижной "Fantasy Records", которая поставила им условие сменить название на "Golliwogs". В период с 1965-го по 1967-й год группа записала семь синглов. К концу 1967-го квартет полностью перешел на профессиональную работу и окончательно поменял название на "Creedence Clearwater Revival". "Криденс" принесли с собой в мир рок-музыки совершенно новый музыкальный саунд: в основе их стиля лежала сильно утяжеленная смесь традиционного рок-н-ролла и ритм-энд-блюза. Такие вещи с их дебютного альбома как "Suzie-Q" и "I Put A Spell On You" буквально ворвались в штатовские чарты. Выпущенный спустя несколько месяцев диск "Bayou country", закрепил славу Фогерти, как перспективного, талантливого композитора, а группа стала одной из ведущих в Америке конца 60-х. Композиция "Proud Mary" вошла в десятку лучших как в Новом так и в Старом Свете. Она представляла смесь южных креольских напевов, ритм-энд-блюза и рокабилли. Отныне и вплоть до 1972 года каждое новое произведение "Криденс" становилось бестселлером. "Green river" закрепила успех группы и две вещи с этого диска, "Green River" и "Bad Moon Rising", достигли высших позиций в британских хит-парадах. Оригинальный стиль калифорнийцев получил тогда свое название – "свамп-рок", хотя главное было конечно не в стиле, а в признании его уникальности. Пик творчества "Creedence" пришелся на выпуск диска "Cosmo`s factory". Он включал в себя три хита: "Travelin band", "Up Around The Bend" и Looking Out My Back Door". Альбом определил законченный саунд группы: напряженный и уверенный. Этот диск по достоинству стал бестселлером 1970 года. Однако отношения между братьями Фогерти становились все более и более напряженными, и это отразилось в следующем альбоме "Pendulum". И хотя сингл из этого концерта "Have You Ever Seen The Rain" стал золотым, альбом за некоторыми исключениями уступал предыдущим. В феврале 1971 из банды ушел Том Фогерти, подавшийся в сольную карьеру. Оставшиеся члены группы продолжали работать как трио, но это было уже не то, что прежде. "Криденс" гастролировал по США, Европе, Австралии и Японии, но их последний диск "Mardi Gras" оказался полным провалом. Он был в пух и прах раскритикован в прессе. Кук и Клиффорд попытались замутить сольные проекты, но без Джона Фогерти это уже не имело никакого успеха. И вот к великому сожалению в июле 1972-го "Creedence clearwater revival" был официально расформирован. Джон после распада группы время от времени выпускает сольники. Нечасто, конечно, но довольно-таки качественные и хорошо раскупаемые во всем мире. Кук впоследствии в конце 80-х играл в банде "Southern pacific". Том Фогерти оставил музыкальный бизнес в начале 80-х и начал было приторговывать недвижимостью, но в 1990-м умер от туберкулеза. В 1993-м "Криденс" был внесен в Зал Славы Рок-н-ролла, хотя враждебность между Фогерти, Клиффордом и Куком была очевидна. Раздоры вспыхнули снова в 1998-м, когда Клиффорд и Кук гастролировали под названием "Creedence Clearwater Revisited", с бывшим гитаристом "Cars" Эллиотом Истоном и вокалистом Джоном Тристано. Джон Фогерти выступил против использования ими благородного имени "Creedence". Классная ведь все-таки была группа.
http://hardrockcafe.narod.ru/c/index.html
CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL
В 1958, рок музыка только зарождалась. В эти дни, каждая средняя школа в Америке (и в большинстве мест во всем мире) имела по несколько рок-групп, играющих на вечерах и дающих концерты. В 1958 рок еще не был так популярен.Не многие средние школы имели рок-группу, уже не говоря о младших школах. Группа была создана в Эль- Сиррито пригороде East Bay San Francisco и,названа Blue Velvets ( Синим Бархатом). Они объединились, когда Джон Фогерти и Дуг Клиффорд обнаружили взаимную любовь к блюзу, R&B; и рок-н-роллу. Джон, истязает гитару Sears Silvertone за 80 долларов,купленную в кредит ,взятый его мамой, зарабатывающей 88 $, распространяющей газеты. Он отделил угол в своей комнате в доме своей матери и обучался игре на гитаре. Дуг уравновешивал свой барабан используя ловушки на цветочной подставке для горшков и играл двумя палками ,сделанными из склееных между собой старых реек. Не удовлетворенные звуком, они пригласили Сту Кука друга Дуга , присоединиться к ним. Сту обучался на классическом фортепьяно в течение многих лет, и был завербован на местной R&B радио станции, KWBR, в Окленде. Сту и Дуг родились в одно время с разницей в несколько часов и из-за своих фамилий, никогда не сидели рядом друг с другом в школе. Группу назвали Blue Velvets (Синим Бархатом). К концу 1959, они играли sock hops, у себя на ярмарках и в прилегающих областях. Несмотря на то, что они были одной из немногих подростковых групп в области, им приходилось так много играть sock hops (,который они только и могли играть), в течение зимы на ярмарках графства, что их трудно было застать дома. Совершенствуя свое ремесло, к 1961г. Blue Velvets бродил вокруг местных студий звукозаписи, отираясь среди местных артистов. В 1959, группа сделала свою первую запись с Джоном на гитаре, Дуг на барабанах и Сту на фортепьяно. Джон вспоминал : "Я имел мою гаражную группу на всем протяжении начальной и средней школы, и карьеры полурегистрации,однако я сделал мою первую запись, когда я был в девятом классе. Трое из нас от Криденс были резервной группой на записи с Джеймсом Пауэллом, черный певец из Ричмонда,штат Калифорния, на маленькой звукозаписывающей студии,Christy Records. Это фактически игралось на местной станции в ритме блюза - в течение приблизительно трех недель. Это была медленная дууоп песня состоящая из четырех аккордов, названная ,,Beverly Angel“. __ В то же самое время,как Blue Velvets утверждался, старший брат Джона Том, также засветился в местном масштабе, как музыкант и певец. Он гастролировал вместе с танцевальной средней школой с группой The Playboys. Его вокалы были настолько внушительны, что его попросили присоединиться к одной из главных групп в области, Spider Webb and The Insects. Они говорят, что он сделал версию Бобби Фримана " Do You Wanna Dance ", которая вызывала вопли восхищения девочек в аудитории. Он также иногда засиживался с группой своего брата. Spider Webb and The Insects распался в 1959. Вскоре после того, как они сделали запись мелодии с Пауэллом, Том пригласил группу своего брата на демонстрационный просмотр,с заднего хода. В то время как их друзья и семейство наслаждались записью двух мелодий Тома, артист Пат Бун, которому они послали записи, возвратил мелодии с уведомлениями об их отклонении. Том хотел поддержать мечту брата о рок-н-ролле, хотя он был уже женат и работал на местной сервисной компании. Он убедил Сту, Дуга и его младшего брата, что он мог бы быть полезен им. Он был, в конце концов, значительно старше их(на четыре года) и за время игры с группой Spider Webb and The Insects, стал местным героем на вокалах. Джон еще не начинал петь, так как большинство репертуара Blue Velvets этому способствовало. После присоединения к группе, группа изменяет название на Томми Фогерти и Blue Velvets (Tommy Fogerty and the Blue Velvets) ( TF&BV), они играли часто и везде, посещают, школьные вечера, ярмарки и т.п. всюду по Северной Калифорнии. Они также продолжали записываться. В 1961, в октябре маленькая компания грамзаписи Bay Area record company Orchestra объявила, что им понравилась запись Tommy Fogerty and the Blue Velvets ( TF&BV)и композиция Фогерти, "Come On Baby" и "О! Моя Любовь" и выпустила сингл.. Месяц спустя, компания выпустила другой сингл TF&BV, , "Have You Ever Been Lonely" and "Bonita." В июне 1962 Bay Area record company Orchestra дал группе еще один шанс.Выпущен еще один сингл "Yes You Did,"/ "Now You`re Not Mine." Сингл огорчил TF&BV. Запись сделана намного хуже, чем предыдущий сингл. "Это умерло," скажет годы спустя Том, "прежде, чем это даже вышло." Это была последняя запись TF&BV, когда-либо произведенная. В 1963, джазовый артист по имени Винс Гуаролди выпускает сингл, названный "Cast Your Fate To The Wind." Это стало самой редкой вещью из джазового инструментального хита. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА РАДИОВЕЩАНИЯ сделала специальную "Анатомию Хита." Наблюдая за этой специальной"Анатомией Хита.", группа была возмущена, когда они обнаружили, что звукозаписывающей студией была Фантазия, из пригорода Сан-Франциско. Факт, что местная компания грамзаписи нарушала музыку в национальном масштабе, впечатлил группу. В марте 1964, Джон и Том взяли оригинальные инструменталки Синего Бархата и обратились к Фантазии, надеясь продать мелодии Гуаролди. Энергия и смелость группы впечатляют Фантазию, и Фантазия с соучредителем Максом Веиссом делает запись. Он подписал их, как рок-группу, а не как инструменталс. Он также предложил, чтобы они изменили свое название, Синий Бархат, напоминающий о 50-ых. Они выбрали The Visions. Тем временем они сделали запись "Little Girl (Does Your Mama Know)" b/w "Don`t Tell Me No Lies" и выпустили 45-тку, Битломания случилась. Надеясь получить капитал на этом, не имея необходимости ехать в Англию и подписав группу,как Merseybeat band, Веисс выпускает запись, как "Голлиуогс". Прозвище, с которым группа будет жить в течение следующих трех с половиной лет. Как и Синий Бархат, Голлиуогс играл на военных базах, и, несмотря на то ,что они были значительно застенчивы (кроме Тома, который имел четыре года игры в другой группе), гастролировали вверх и вниз по Западному Побережью. Система оповещения публики во время гастролей в большинстве случаев имела сомнительное или несуществующее качество. Все это, держало в напряжении Тома. Во время гастролей группы,в течении двух недель по Штату Орегон, Джон уверовал в свое собственное пение. Джон начал выполнять некоторые вокальные партии. Он кричал вокал, чтобы компенсировать слабые акустические системы и развивал этот скрипучий, блюз, капающий вскрик, который станет впоследствии его торговой маркой с тех пор. Сту, тем временем, двигался от фортепьяно до электрического баса. Том становился более опытным на гитаре. Они начали применять эти музыкальные изменения в любом месте,где они выступали,если им платили за игру. Одним из этих мест был бар в Беркли по имени The Monkey Inn, который они позже описали как "занюханная таверна пива." Это сыграло формирующую роль в развитии группы. Хотя они были музыкантами они не могли оплачивать счета. Теперь из Средней школы, Голлиуогс должен был уйти, чтобы начать работать, и поддерживать свою музыкальную привычку. Том имел уже работу в энергетической компании и обзавелся молодым семейством. Сту и Дуг учились в государственном Колледже Сан-Хосе. Джон устраивается на работу в Фантазии Рекордс, как судоходный клерк. Они практиковали вечерами и играли на уикэндах. Джон оттачивал свое мастерство в студии. И Голлиуогс делал записи. Они были также формирующими годами для Джона Фогерти,как поэта - песенника. Он упорно трудился в этом ремесле, но в ретроспективе, он назвал большинство песен Голлиуогса "очень придуманными. Все, о чем я мог думать в коммерческой записи, я всовывал." В течение октября `65 они сделали запись песни, названной "Brown Eyed Girl" (Кареглазая Девочка) (на мелодию Вана Морризона). Которая подняла ажиотаж и фактически было проданa больше чем 10 000 копий. Это был только сингл, который Голлиуогс сделал, который не был ограничен общим количеством. Однако последовавшая после "Кареглазой Девочки," композиция Тома Фогерти, названная "Прогулка на Воде" была не в состоянии произвести такого волнения вообще. (Обновленная версия на альбоме дебюта Creedence Clearwater Revival несколько лет спустя.). Голлиуогс оставался неустрашимым и продолжал оттачивать свое ремесло. Они выступали в барах, клубах в течение трех лет. Дуг к этому времени оставил школу и пошел, чтобы работать. Папа Сту, адвокат, выбрал юридическую школу для своего сына, это был последний год в государственном колледже Сан-Хосе. Том уже работал пятый год в энергетической компании. Дядюшка Сэм уведомляет Джона и Дуга, что он хотел бы увидеть их на службе. Они стали резервистами в различных частях. В течение шести месяцев действительной военной службы, группа была задвинута на второе место. Сту получил высшее образование приблизительно в то же самое время, когда Джон, и Дуг закончили свою действительную военную службу. Однако, все члены из Голлиуогс вышли из детского возраста. К Лету 1967, члены группы сделали твердый выбор, что делать, когда они вырастут. Судьба Голлиуогс была неопределенна. Сту продал автомобиль, который его отец дал ему в подарок по окончанию школы. Он и Дуг арендовали маленький розовый дом, где группа болталась и репетировала. Том оставляет работу. Они объединили все свои деньги, заплатив кредиторам с дробовиками и оставляя остальных без денег, пока они также не становились противными. Они играли так часто, как только они могли, получив рабочие места, и деньги начали появляться немного лучше, но не очень. Падение группы в финансовом отношении было довольно страшным, The Weiss Brothers была в звукозаписывающем бизнесе в течение почти 20 лет, и имела прибыльный бизнес пластинок даже до того,как они были готовы выйти из бизнеса и успокоиться. Сол Заентз, продавец из компании, объединяет группу инвесторов и покупает Фантазию. Как судоходный клерк, Фогерти знал Заентза, и Заентз знал Фогерти. У них были дружеские отношения. Он сказал Джону, что он любил Голлиуогс, но они должны сделать некоторые изменения. Он сказал, что был счастлив от музыкальной сцены в Bay Area с выходом "underground radio" и от шоу Филмора с такими группами, как The Grateful Dead (Благодарные Мертвые)и The Great Society(Большое Общество) (которые после поменяли название на Jefferson Airplane).Тогда они изменили название на Creedence Clearwater Revival, взяв от имени друга Тома, Credence Nuball(Вера Набол) его имя и добавив одно Е . Clearwater(Clear water-чистая вода) также имел два значения. Одно происходило первоначально от коммерческого пива, но также и резонировало с расцветающим экологическим движением того времени.Revival (Возрождение), имело значение того,что это было стремление группы, после четырех лет игры как Голлиуогс, и после десяти лет совместной игры. Надежда на то ,что благосостояние посетит группу. Джон часто говорил, "самой важной частью было бы возрождение." Переименованная группа выпустила сингл, Портервилл, который затем вошел в их студийный альбом. Одна из мелодий, которую они переделывают, была одной из их версией фаворита, Dale Hawkins "Сьюзи К." И даже прежде, чем альбом был выпущен, "Сьюзи К" уже звучала по радио. КМРХ одна из более популярных частных станций на частоте FM в Bay Area, проигрывала ленты группы, которые группа принесла им, во время забастовки ди-джея. Прежде, чем сингл вышел, эта песня уже произвела фурор на Западном Побережье. Они играли в ЛА в закрытом клубе The Cheetah. Билл Дрэйк, один из самых популярных и влиятельных людей на радио в то время, предложил ее радиостанциям, которые пользовались его услугами ,понравившуюся ему песню. Тем не менее, группа не могла уезжать слишком далеко от дома. Дуг и Джон все еще были резервистами и должны были находиться, в лагере одну неделю в месяц. Но вскоре они были освобождены от воинской обязанности. В 1969 группа, попадает в чарты с тремя отдельными альбомами. Дебют, Криденсов достиг 52-ой строчки. Bayou Country достигла 7-ой строчки, в значительной степени на основании единственного хита монстра, "Гордая Мэри." Та мелодия, поднялась до 2 строчки в чартах и становится,как бы отправной точкой в начале длинной истории песен группы, которые будут занимать высшие места в диаграммах. Третья LP года, Грин-Ривер также занимает 7-е место, песня "Bad Moon Rising" занимает 2-е место. Группа выступила в Вудстоке, хотя к тому времени, когда они вышли на сцену, после The Grateful Dead, было три утра. Немногие из зрителей смогли дождаться, чтобы увидеть их. Они не захотели сниматься в фильме, потому что ни один из них не был особенно удовлетворен работой. Они не были ни на одном из альбомов, потому что Cotillion (фирма выпустившая музыкальный фильм)не мог получить от Фантазии разрешения на право выпуска песен Криденсов. Так как ККР, в разгаре их известности, выпускалось только на Фантазии. ( В 1994 Atlantic Records выпускает четыре компакт-диска повторно с песнями исполняемыми в Вудстоке,где помещены 5 песен Криденс.) Willy & the Poor Boys, появился около начала 1970, альбом достиг 3-го места в чартах. Песня "Down on the Corner," выпущенная в конце 1969, на стороне А альбома занимает 3-е место. "Fortunate Son," (Удачливый Сын) cо стороны В достигает 14-го места. На альбоме также выделяются несколько других известных песен, как переделанная песня Leadbelly "Midnight Special." "It Came Out Of The Sky", показал предвидение Джона, как поэта - песенника, который одним из первых музыкально сильно ударил по Рональду Рейгану. Группа совершила поездку по всей Америке, главным образом играя на уикэндах. http://www.creedence-online.net/history.php После десяти с половиной лет их удивительного успеха начали зарождаться разногласия в группе. Джон Фогерти с трудом взял господство в группе. Когда группа сделала запись " Down on the Corner," один из членов группы пожаловался, `Это - не рок-н-ролл.` Ища удовлетворения вне группы, Дуг произвел запись с Марком Споелестра. Cosmos Factory вышла в сентябре 70-го. Альбом занимает 1-е место в чартах Америки и в Англии,. "Traveling Band" достигает 2-го места. Песня"Кто Остановит Дождь," с B-стороны достигает 13. Одно из первых общественных политических утверждений Фогерти(кроме нежной насмешки в " It Came Out Of The Sky,") песня - аллегория о ситуации во Вьетнаме. Когда Битлз объявили об своем роспуске зимой 1970, ККР стал самой успешной группой,выпускающей больше всех синглов в мире. Лично группа никогда не становилась звездой, чтобы соответствовать их статусу в поп чартах. Они стремились изменить это с выпуском Pendulum (Маятника). Перед выпуском альбома, они решили, чтобы о них напечатали книгу,названную "Внутри Криденс".Написание книги заняло приблизительно шесть недель, от момента задумки до ее издания, которое совпало с выпуском Маятника. Фактически, много копий книги были проданы вместе с пластинками. Группа также выступила на телевидении ради шумихи в прессе и имела с этого 30 000 $ .Альбом был выпущен в колличестве миллиона копий. Были признаки внутреннего разногласия в группе. Сту Кук жаловался журналу Rolling Stone о нехватке уважения,которое он ощущал в группе. "Мы утомлены тем ,что являемся резервом в группе Джона Фогерти." Хотя Том Фогерти, и был одним из подстрекателей ,в том случае был сдержанным. Он - единственный член группы, кто не был непосредственно цитируемый в том опросе. В 1971, Том оставил группу. "Я начал в этом бизнесе в 1958 как певец," сказал он позже. "И я действительно расстраивался от неспособности стать, тем кем бы я хотел быть, когда я начинал…., я уехал из-за разногласий между Джоном и мной в музыке непосредственно и как мог я внес свой вклад." Группа решила продолжить как трио, но демократическое. К сожалению все, члены группы имели различные идеи о том, как демократизировать группу. Результат - Марди грас, назван худшим альбомом, когда-либо сделанным главной группой. После тура по Европе как трио, группа прекратила свое существование и объявила об роспуске 16 октября 1972.
http://www.creedence-online.net/history.php
CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧИСТОЙ ВОДЫ
О CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL являет жанровую квинтессенцию? Речь не об абсолютизации, а о наиболее типичном отражении национальной культуры. Все приходящие на ум славные имена, от Джимми Хендрикса до MONKEES олицетворяют либо какую-то часть истории рок-н-ролла, либо его специфические ответвления. Что же, у нашей задачи нет решения? Есть. Как насчет CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL (CCR)? Вот уж кто застал лучшее время, обогатил мир новациями и при этом сохранил свое "я"!
Группа так и осталась эталоном электрофицированного кантри. Кто станет спорить, что кантри - не исконно североамериканский мелос? Такими песнями хорошо озвучивать голливудские вестерны - еще один чисто "штатовский" вид искусства. Даже личностные качества музыкантов вписываются в искомый образ. Много ли найдется команд, не меняющих состава от начала до конца? Взгляните на конверты их пластинок: кудлато - бородатые мужики, словно лесорубы из книг Рида-Купера-Стейнбека, собравшиеся на досуге потешить себя и других напевами родной земли. Потому-то их помнят и по сей день.
Мозговым генератором КРИДЕНС всегда являлся Джон Фогерти (John Fogerty 28.05.46, Беркли). По его инициативе в 1959-ом году возникло трио BLUE VELVETS, другими участниками стали Стюарт Кук (Stuart Cook - 25.04.45, Окленд) и Дуглас Клиффорд по прозвищу "Космо" (Douglas Clifford - 24.04.45, Пауле-Альте). Школьники "спелись" в Эль-Серрите, пригороде Сан-Франциско. Джон вышел в лидер-гитаристы, Стю играл на самодельном басу, а Дуг - на том, что заменяло барабаны. Репертуар составляли трехаккордовые стандарты, а то время с полным правом можно назвать "юностью рока". В квартет BLUE VELVETS превратились с приходом Тома Фогерти (Tomas Fogerty - 09.11.41, Беркли). На правах старшего он отобрал у брата микрофон и они стали называться TOMMY AND THE BLUE VELVETS.
Популярность группы ограничивалась местными танцплощадками. Много терпения и сил пришлось приложить, чтобы дотянуть до 64-го года, когда удалось "пропихнуть" демо-записи на молодую студию Fantasy records в Сан-Франциско. За следующие пару лет они "нарезали" семь синглов, из которых лишь "Browneyed girl" попала в региональный хит-парад. Одновременно музыканты исколесили всю Калифорнию, что не принесло ни славы, ни денег, ни морального удовлетворения. Сменилась лишь "вывеска", теперь они назывались GOLLIWOGS - руководство студии сочло, что так они будут похожи на модных англичан. Не помогло и это. Лишь любовь к музыке, без которой не мыслилось жизни, не позволяла навеки зачехлить гитары!
Дальше больше: музыкантов призвали в армию. Полуторагодичный перерыв ликвидировал бы любую группу, только не будущих CCR. Воинская лямка даже пошла им на пользу, и возмужавшие парни с удвоенной энергией взялись за грифы и губные гармошки. Фогерти-младший понял, что топтание на месте - в маловыразительном вокале Тома, и потеснил того в бэкграунд. Отныне его надрывный голос стал фирменным знаком группы. А главное, Джон начал сочинять песни. На Scorpio records группа записала сингл "Porteville", продемонстрировавший оригинальность их нового звучания. Дела "Фэнтэзи рекордс" к тому времени расстроились. Бразды правления оказались в руках Сола Зенца (Saul Zaents), продюсера сколь дальновидного, столь и безжалостного. Он решил заняться музыкантами вплотную: они оставались единственными клиентами. Предложенные им условия даже полнейший профан в грамзаписи назвал бы кабальными. Вторая сторона соглашалась на ставку рядового персонала и отказывалась от авторских прав на свои творения; зато студия оставляла за собой право продлить контракт на какой угодно срок. Надо находиться на грани отчаяния, чтобы подписать такое, но... Неопытность соискателей и аванс 3000$, показавшийся баснословным состоянием, сделали свое дело. По крайней мере, одно было хорошо: в 68-ом году вышел первый "гигант" CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL (приблизительно "Чистой воды возрождение"). Пробил час пожинать плоды!
Дебют привлек широкое внимание. На фоне надвигающейся психоделии и концептуальных сюит, КРИДЕНС выделились первородным, "квадратным", слегка утяжелённым рок-н-роллом. Годы постоянных выступлений подняли мастерство музыкантов на колоссальный уровень. Простые, мелодичные гармонии были сдобрены сочными проигрышами. Группа попала в точку, примирив поколения отцов и детей. Из восьми композиций пять принадлежали Джону. Но наибольший успех выпал на сингловые "Sput a spell on you" Гая Хокинса (Gay Hawkins) и "Suzie 0" Дейла Хокинса (Dale Hawkins). Они заняли высокие места в чартах. Показателен пример с "Suzie Q". Интерпретация КРИДЕНС из-за инструменталов получилась чересчур длинной. Зенц распорядился записать песню по обе стороны диска. Беспрецедентное неудобство не отпугнуло слушателей! Диск укрепил изначальную ориентацию квартета не на заумные альбомы, а на танцевальные сорокопятки. В следующие четыре года в таблицах популярности побывали тринадцать их синглов!
Да и альбомы набирали очки. "Номер два" "Bayou countey" вышел в январе, и теперь песни Джона обошли всех: "Proud Mary" и "Born on the bayou" вошли в "горячие десятки" по обе стороны Атлантики, принеся первое "золото". Звучание стало еще динамичнее и вместе с тем глубже, слышались отголоски фолка, ритм-энд-блюза, соул, и конечно, кантри... Музыковеды растерялись, не зная, как классифицировать новаторов. Сошлись на термине суомп-рок (swamp-rock - болотный рок), что подходило более всего, поскольку ребята воспевали красоты родного края, романтику природы, безоблачное детство. Близкие всем темы содействовали успеху.
Летом окрылённые КРИДЕНС приняли участие в рок-фестивалях в Ньюпорте, Денвере, Атланте и легендарном Вудстоке, приносящем бессмертие. В компании "звезд" первой величины состоялся их выход на международную арену. Заодно КРИДЕНС могли убедиться, что их ривайвловый призыв услышан - в лице "Sha Na Na", названной самой веселой командой семидесятых. Мировая слава пришла! Компенсируя за прежние пробуксовывания, маховик шоу-бизнеса раскручивался в геометрической прогрессии. У большинства рок-кумиров при этом начинается головокружение, и лишь у отдельных инвалидов, к коим принадлежал Джон, плодовитость еще больше повышается. Следующий альбом "Green river" на четыре недели возглавил хит-парад Billboard. "Bad moon rising" и "Lodi" в считанные дни разошлись двуxмиллионными тиражами... Через месяц (!) появился "хитовый альбом "Willy and the poor boys", где "отличились" практически все вещи, a ocoбенно "Don`t look now", "Cotton fields", "Fortunate son", "It came out of the sky"... Прекрасно, когда коммерческий успех совпадает с рецензиями критиков! Свою эйфорию музыканты выразили в "ударном" "Down on the corner", ставшей здравицей рок-н-роллу. И на пике популярности они не отказались от заимствованных вещей, подтверждая реноме классных аранжировщиков. Песня неизвестного автора "Midnight special" вышла из стен Еармельской тюрьмы в Техасе 100 лет назад. Джон показал себя разносторонним поэтом, а тематика песен была уже городская, со взглядами на политику. В подтверждение социальной активности и антирасистской направленности группа сфотографировалась на обложки в негритянском гетто.
И все же их "звездный" год был впереди. В начале 1970-го КРИДЕНС отправились в масштабное турне по Европе, и концерт в лондонском Royal Albert hall впоследствии был издан "живьём". Между прочим, предваряли их выступление другие американцы - BOOKER Т. AND THE MG`S добилась признания много раньше. Как символ успеха, появились откровенные подражатели - вспомним ранних DOOBIE BROTHERS. Возвратившись домой с новыми впечатлениями, музыканты выдали свой лучший гигант "Cosmo`s factory". Такие песни, как "Travellin band", "Looking out my back door", "Run throught the jungle", "Up around the band", "Who`ll stop the rain" превратились в классику сразу после выхода. "Самая-самая" классика, "My baby left me" и "A heard it throught the grapevine" тоже присутствовала на "Фабрике". И закончили КРИДЕНС тот год абсолютными чемпионами музыкального рынка. За один день 16-го декабря стала "золотой" вся "великолепная пятёрка" альбомов CCR!
Музыка бравой четверки витала на каждой вечеринке, в каждом автомобиле, в каждой программе "Голоса Америки". За кулисами в казну "Фэнтэзи" текли миллионы, а те, кто их зарабатывал, довольствовались... миллионной частью. Сперва это мало волновало, они упивались переполненными залами и караванами поклонниц. Но, объевшись славой до отвращения, возжелали чего-то более осязаемого. На все вопросы Зенц любезно предъявлял тот самый контракт. Музыканты кусали локти, но юридически были бессильны. Возможно, этим и можно объяснить их эксперименты с новомодными тогда течениями на очередном лонгплее "Pendulum". A что им было терять!? Если альбом "провалится", они рады насолить продюсеру. Стилистически группа осталась на той же платформе, однако новая работа отличалась от прежних. Инструментальные вставки увеличились до целостных композиций, электронные клавиши вышли на передний план, вовсю использовались многоканальные наложения. Правда, богатством аранжировок палитра не блистала. Кантри - по природе музыка малых форм, и будучи растянута в микросимфонии, звучит надуманно и монотонно. Да и опыта наложений до того не было! Группа явно въехала "в чужую колею". Как следствие, здесь был лишь один хит-сингл - "Have you ever seen the rain?". Но со временем именно эта песня выкристализировалась в их визитную карточку, доказывая, что талант никуда не спрячешь, даже при желании. Альбом тоже стал "золотым"!
Президент фирмы потирал руки, строя планы один радужнее другого. И тут группа-коммуна дала трещину. Летом ушел Том. Уязвленный успехами брата, он давно подумывал проявить себя сольно. Это побудило продюсера организовать мировое турне на более выгодных для "питомцев" условиях. Ему было не понять, что группа рушится изнутри - не имея прав гневаться по назначению, музыканты отыгрывались друг на друге. Нервозность не способствует вдохновению, что выявил альбом "Mardi gras" - их лебединая песня. Последней полноценной работой CCR стал сборник "Golliwogs", вобравший синглы десятилетней давности. Джон де-факто устранился от лидерства, а друзья-соавторы Дуг и Стю не обладали композиторским даром. "Hello Mary Lou" весьма напоминала "Looking out my back door" - друзья грешили самоплагиатом. Вдобавок ритм-секция взяла на себя партии вокала - получилось лучше ожидаемого, но хуже привычного. Все признаки кризиса налицо, утратилась живая искра, но... альбом стал "золотым". Группу любили уже за то, что она существует и зовется КРИДЕНС! Это слегка успокоило Зенца. Помните условия контракта, согласно коему фирма могла его продлить? Зенц назначил срок в тридцать лет - до собственной гробой доски! Это был даже не нокаут, а форменное убийство без ножа. Последовало решительное объяснение. Жадность одержала верх. Музыканты от отчаяния выбрали распад: только так могли они избавиться от клейма индустриальных рабов рока. Официально о нём было объявлено 16-го октября 1972-го года. За "Фэнтэзи" остались все доходы от переизданий, музыканты же были богаты чуть больше, чем в пору юности. Вместе с четверкой трагедию переживали миллионы почитателей во всем мире. Нет БИТЛЗ, нет КРИДЕНС - что же будет дальше?..
Дальше были сольные работы. Том Фогерти, раньше остальных ступивший на эту стезю, достиг наименьшего. Десяток альбомов с новым проектом Ruby не имел и тени былого триумфа. Не сумев стать "суперстаром", Том оставил музыку и пристрастился к алкоголю. Дуг выпустил один сольник, а потом вместе со Стю они вошли в группу Дона Харрисона, с которой записали несколько никаких дисков, после чего переквалифицировались в сейшн-музыкантов. Наиболее плодотворно, как и следовало ожидать, сложилась судьба Джона. Первый альбом разочаровал: автор был слишком смел и сам записал партии всех инструментов - а вот имени своего не указал, скрывшись за псевдонимом "Blue Ridge Rangers", придумав мифическую группу для затемненной обложки. Второй "John Fogerty" оправдал название, а следующий не состыковался с переменчивым временем, и... Джон исчез со сцены.
Прошло немало лет, прежде чем международной сенсацией стал "Centerfield". Будто время повернулось вспять - такое чувство вызвала пластинка. Тексты стали куда жестче, досталось и бывшему менеджеру, было и судебное разбирательство, оправдавшее музыканта. Окрыленный двойной победой, он выпустил "Eye of the zombie", смоделировав "картину столетия". Простенькие гитарные пассажи здесь не годились, на диске синтезированы реггей, джаз и хард-рок. Совсем не КРИДЕНС, да ведь и замысел не для трехминутного рок-н-ролла! Среди коллег Джон оказался самым выдающимся не только музыкально. Именно он заявил, что в обстановке общей деградации, физического и психологического насилия лепетать о любви граничит с преступлением! Выложившись в альбоме без остатка, Джон снова надолго замолчал.
Новый альбом "Blue moon swamp" появился в 1997 году. Опять отличные отзывы, опять газеты запестрели заголовками типа "Возвращение к корням" - свежим ветром подуло на закисшем рок-подиуме! "Walking in harrieane" взяли на вооружение заслуженные "кавермейкеры" STATUS QUO. Сам Джон объясняет редкие выходы антипатией к кровосущей поп-машине, и торговать своими идеями позволяет лишь когда невмоготу стоять в стороне. Уникальная фигура в индустрии развлечений установила условный регламент: накипает у Джона примерно каждые десять лет. Стало быть, теперь мы услышим его в следующем тысячелетии. Да и контракт истекает 16 октября 2002 года...
Когда распадается великая команда, тут же возникают слухи о воскрешении. Как правило, они оправдываются лет двадцать спустя... Рок-энергия, задор, бесшабашность, и что ни говори, у этой музыки есть возрастной ценз, а фэны, умолявшие хотя бы об одном концерте, пост-фактом бурчат: "Лучше бы они не высовывались...". Был ли такой факт в биографии КРИДЕНС? И да, и нет. Впервые квартет воссоединился в 1980-ом году на свадьбе Тома. И даже предприняли небольшое турне, пока им не напомнили о злополучном контракте. Смерть Тома в 1990-ом году, казалось, похоронила все надежды. Однако год назад неразлучная парочка Клиффорд-Кук, взяв в помощь Джона Тристала и Элиота Истона, сколотили "CREEDENCE CLEARWATER REVISITED". Сейчас эта группа не без успеха разъезжает по Штатам со старым репертуаром. Но это лишь сиюминутная ностальгия, и то - подлинная ли? Что такое КРИДЕНС без Джона? Но понять можно - это последнее, что музыканты могут получить от жизни. И это их дело. К счастью, Джон Фогерти не собирается участвовать в саморазрушении легенды, чьё место там, в молодости рока. Те, для кого КРИДЕНС действительно что-то значат, сохранят в душе их настоящий образ. Наш технический век имеет память.
Бесчисленные "CREEDENCE CHRONIELE" к вашим услугам, люди третьего тысячелетия.
ДИСКОГРАФИЯ CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL:
1968 Creedence Clearwater Revival (Fantasy) 1969 Bayou Country (Fantasy) 1969 Green River (Fantasy) 1969 Willy & the Poor Boys (Fantasy) 1970 Cosmo`s Factory (Fantasy) 1970 Pendulum (Fantasy) 1972 Mardi Gras (Fantasy) 1973 Live in Europe (Fantasy) 1980 The Concert [live] (Fantasy)
ДИСКОГРАФИЯ ДЖОНА ФОГЕРТИ:
1973 Blue Ridge Rangers (Fantasy) 1975 John Fogerty (Asylum) 1976 Hoodoo (Asylum) 1985 Centerfield (Warner) 1986 Knockin` on Your Door (Warner) 1986 Eye of the Zombie (Warner) 1997 Blue Moon Swamp (Warner) 1998 Premonition [live] (Warner)