Появление на эстраде галантного красавца с добрым открытым взглядом и сиятельной улыбкой стало достойным отпором засилью бездуховности, пошлости и грубой силы. Вместо привычного шоу- бизнеса на сцену вышло настоящее живое Искусство. Со всех концов России, Ближнего и Дальнего зарубежья течет к Николаю поток писем от простых людей, полных благодарности и признания.
Николай Басков стал первым российским оперным певцом современности, заслужившим такую широкую популярность. Он соединил классику и эстраду, на его концертах звучат и оперные арии и современная музыка. Его первый сольный концерт в зале "Россия" собрал полный зрительный зал. Билеты были раскуплены буквально за несколько часов!
Николай Викторович Басков родился 15 октября 1976 года в подмосковном городе Балашиха, в интеллигентной семье. По материнской линии корни Николая с Украины. Бабушку звали Фекла Савченко. Известно также, что прадед Николая из самородков. Он играл на многих музыкальных инструментах безо всякого музыкального образования. Папа - военный полковник, пожертвовал генеральской карьерой и не уехал из Москвы, чтобы Николай мог учиться. Мама - учительница математики. Она дала ему всю свою любовь и посвятила ему все свое время.
Мама видела в нём все свои нереализовавшиеся мечты и целенаправленно готовила сына к артистической карьере: учила красиво ходить, держать осанку, улыбаться. Мама делала всё, чтобы выпестовать в нём стремление чего-то добиться. Всю свою жизнь она нацелила на сына, и сначала он был под жёсткой её опекой. Коля понял, что всё это делается для его блага. Тогда мама стала давать ему больше свободы, поэтому в нём никогда не было жеманства, излишней стеснительности. В любых ситуациях мама была для Коли главной поддержкой, учила быть сильным, твёрдо верила в его талант.
Как и все семьи военных, семья Басковых переезжает с места на место. Коле приходится менять школы - в первый класс он поступает в Германии, с пятого по восьмой класс учится в Новосибирске, затем продолжает учебу в Москве. Началось все с того юного возраста, когда маленький Коля с уверенностью, выразительно читал стихи в кругу близких и гостей. Многие думали, что Николай станет актером. Но совершенно неожиданно в пять лет обнаружился высокий, звонкий голос - колоратурное сопрано. И Николай наряду с обычной школой поступил в классическую музыкальную, а позже в музыкальную школу при консерватории в Новосибирске. С самого раннего детства мама заставляла его заниматься на фортепиано, надеясь, что со временем он станет знаменитым пианистом. В курс его подготовки также входило и плавание, по которому он имеет второй разряд.
После того, как начальное музыкальное образование было закончено, Николай попал в музыкальный театр юного актера (детский музыкальный театр Федорова). С ним он ездил на гастроли в США, Израиль, Швейцарию, Францию. И тогда у него, под влиянием опер Джузеппе Верди, изменились музыкальные симпатии в сторону классики, и Коля решил стать певцом. В 16 лет Николай поступил в ГИТИС. Проучившись там год, он поступил в Российскую Академию музыки им. Гнесиных, которую закончил в 2001 году с отличием. В этом же году он поступает в аспирантуру при московской консерватории, где сейчас продолжает свое образование. Также с 16 лет Николай начал заниматься вокалом частным образом с заслуженной артисткой России - Лилианой Сергеевной Шеховой. Все эти годы он старается не пропускать ни одного занятия, если только не уезжает куда-то с выступлениями.
Лилиана Сергеевна является для него примером среди профессионалов. Когда еще Николай поступал в Гнесинку, она сказала: "Подожди, Коля, пройдет время, - и тебя будут слушать и плакать." Как она оказалась права! Потом были 7 лет упорного труда - каждое утро артист пил сырые яйца, распевался у рояля, шел на урок к Лилиане Сергеевне, вечером слушал Паваротти и засыпал с включенным плеером. Для Лилианы Сергеевны Николай не просто талантливый ученик, он - часть её жизни. Она вложила в него свою душу. Не смотря на то, что Коля работает не только в оперном, но и в эстрадном жанре, она продолжает давать ему уроки оперного пения и верит, что Николай может стать гордостью русской вокальной школы.
Благодаря своим педагогам, которые верили в Николая и развили в нем дарованный природой талант, звезда Николая Баскова засияла на современном музыкальном небосклоне во всем своем великолепии. Усилия генерального продюсера Бориса Шпигеля и исполнительного продюсера Рашида Дайрабаева помогли ему обрести известность и популярность, сделали его творчество доступным широким массам. На его счету многочисленные победы как на российских, так и на международных конкурсах молодых исполнителей. В 21 год он получил национальную российскую премию "Овация" в номинации "Золотой голос России". Николай Басков является лауреатом Всероссийского конкурса "Романсиада" (вторая премия, 1997), а так же испанского конкурса "Grand Voce" (вторая премия,1998).
Когда Николаю было 22 года, весь оперный мир уже знал о феноменальном теноре из России, которого по мощи таланта сравнивали то с Паваротти, то с Карузо. Западная пресса восхищалась мощным юным голосом российского певца, который выражает гамму чувств, свойственных русской душе - страстности, чистоты, жажды жизни и стремлении любить. Ему предложили остаться в Америке и доучиться там при школе "Метрополитен-Опера", но он не захотел уехать из России. Николай сделал свой выбор в пользу Родины. У него прекрасная русская душа и именно здесь Николай хочет добиться успеха и признания.
По мнению профессионалов, одно слово которых способно дать пожизненный пропуск в мир оперы, Николай Басков - это настоящий феномен, талант, который появляется раз в сто лет. С 1998 года Николай Басков пел в Большом театре, как приглашенный певец. После окончания музыкальной академии им. Гнесиных он стал солистом Большого театра. Сейчас на его счету три оперные партии - это Ленский в "Евгении Онегине" Чайковского, Моцарт ("Моцарт и Сальери") и царь Измаил в опере Верди "Набукко". Дебют Николая в роли Ленского состоялся в Новосибирске.
Вот как вспоминает об этом Светлана Михайловна Годлина: "Второй год живу в Москве, а до этого 40 лет проработала на сцене Новосибирского театра Оперы и Балета. Слышала многих и многих исполнителей партии Ленского. И вот в октябре 1998 г. я вдруг увидела юношу на сцене, где шла сценическая репетиция "Евгения Онегина" для введения в мизансцены приехавшего певца. Я изумленно и восхищенно увидела живой настоящий пушкинский образ - стоял и пел молодой, красивый, трогательный до слез певец с необычайной красоты и обаяния голосом, как видение чуда". В 21 год он был самым молодым исполнителем роли Ленского в мире и в истории ГАБТа. Сам директор Большого театра признает, что такие голоса, как у Николая Баскова, он "не слышал уже 50 лет". Более того, в театральной среде замечена приятная тенденция, которая не наблюдалась десятилетия: поклонники таланта молодого Баскова приезжают "в оперу" не единожды - только ради второго акта "Евгения Онегина", где солирует Басков.
В ноябре 2001 года Николай пел партию Ленского в спектакле "Евгений Онегин", который был представлен ГАБТом в рамках обменных гастролей в Санкт-Петербурге. Это был дебют Николая Баскова на сцене Мариинского театра. Выступать на этой прославленной сцене - большая честь и огромная ответственность. Но волнения Николая оказались напрасны - петербургская публика была в восторге!
В настоящее время Николай является одним из учеников всемирной оперной примы Монтсеррат Кабалье. Их знакомство и первый совместный концерт состоялись в Санкт-Петербурге в Ледовом дворце в сентябре 2000 года. "Два голоса - одно сердце" - так называлось второе их совместное выступление 7 марта 2002 года. И в октябре того же года они снова были вместе на сцене ГКД.
"Николай - самый талантливый и самый работоспособный из моих учеников, - призналась российской публике Монтсеррат Кабалье - Он постоянно завышает себе планку. Я специально даю ему такие партии, чтобы посложнее было исполнять, но он от них, как правило, отказывается в пользу еще более сложных". Как нам стало известно, высшее жюри оперного мира - европейская отборочная комиссия - после долгих поисков тенора для участия во 2-ом Евро-средиземноморском оперном фестивале приняло беспрецедентное решение: утвердить на роль в сложнейшей для исполнения опере "Клеопатра" Жюля Массне российского артиста Николая Баскова.
13 июля 2002 года этот спектакль прошел в пригороде Рима на развалинах виллы императора Адриана с большим успехом. Выступление Николая сопровождалось аплодисментами и криками "Браво!", ему даже приходилось бисировать. Русский тенор покорил взыскательную итальянскую публику. Итальянские критики характеризовали его голос, как чистый и уверенный, а испанские газеты писали, что "…партия Спакоса выпала на долю русского тенора Николая Баскова, который неизменно демонстрировал заслуживающую внимания состоятельность в верхнем регистре, а также большое исполнительское мастерство, граничащее с волнующей подлинностью…"
Николай верит, что талант ему дан от Бога, и поэтому перед концертом идет в церковь и просит, чтобы ему была дана возможность очистить людей от чего-то плохого. Он наделен, пожалуй, самыми ценными качествами в человеке, такими, как божественное начало и богатейший внутренний мир, прекрасный голос и таинственная красота,- то есть тем, что зовется гармонией! Голос Николая - крупный, очень полетный, обладающий серебристым оттенком на верхних нотах, то есть в нем есть все, что присуще правильному звуковедению.
Красавцем он себя не считает, но уверен, что делать шаги в этом направлении необходимо(за последние годы похудел на 18 килограммов, не курит и не употребляет спиртного, посещает спортзал и следит за своей формой). Занимается языками - итальянским и английским. Конечно, слушает много музыки и учит оперы. Как у каждого человека, у Николая есть мечты - мечта спеть Радамеса в "Аиде" и партию Отелло.
В голосе Николая отчетливо чувствуется влияние итальянской школы. Идея сочетать в одном шоу классические и эстрадные номера родилась тоже под влиянием западных источников. Певец уверен в своих силах и надеется, что судьба будет по-прежнему к нему благосклонна. Он трудолюбив, не капризен и считает, что если много и упорно трудиться, высшие силы ниспошлют ему удачу. Творчество Николая Баскова вызывает много противоречий и споров у публики и критиков. Одни его очень любят за искренность и красоту души, другие - ненавидят, считают "манерным", "слащавым". Но, как всякий настоящий талант, Николай Басков независим по натуре, идет своим собственным путем в искусстве, за что, несомненно, достоин уважения. Как всем первопроходцам, ему трудно - ведь он создает новый жанр - синтез классики и эстрады. Часто его противниками бывают те, кто привык к стереотипам и просто не понимает его новаторства. Но артист стойко преодолевает все создаваемые ему преграды.
Коллеги считают Баскова феноменом. Его пригласил в свой мастер-класс знаменитый тенор Хосе Каррерас и сказал так: "Я начал с классической музыки, а заканчиваю сейчас эстрадной. Ты же можешь начать с эстрады и закончить классикой. Тебе это не повредит."
От него в восторге не только девочки-подростки, но их мамы и даже бабушки. Для одних он стал первой любовью, для других - ожившей мечтой из далекой юности. 27 января 2001 года Николай Басков женился на дочери своего продюсера Светлане Шпигель. Романтическим и наивным душам поклонниц разного возраста был нанесен жестокий удар. Не все смогли его выдержать - много было и тех, кто со слезами на глазах навсегда покинули своего кумира. Но самые стойкие, а их оказалось большинство, все же остались, возвысив свое романтическое чувство до самоотречения, посвятив его таланту Великого Артиста. Ни у одного артиста в России нет таких преданных поклонниц, как у Николая Баскова. Именно благодаря их многочисленным письмам на телевидение и даже самому президенту, Николаю Баскову в 24 года присвоено звание "Заслуженный артист России".
Николай Басков стал самым молодым обладателем медали "За миротворческую и благотворительную деятельность". Награды его удостоил российский фонд мира за рекордное (более 160) число благотворительных концертов, которые Басков дал в госпиталях, воинских частях и детских домах. Среди награжденных медалью уже были Спиваков, Башмет, Ростропович, Кабалье. "Из всех моих наград эта особенно дорогая, - говорит Николай. - Обещаю, что буду выступать с благотворительными концертами так же часто."
Николай Басков очень любит своего зрителя. Он старается завоевать каждого из них по-своему. Свой двадцатипятилетний юбилей он встретил на сцене. "Для меня нет большего счастья, чем встретить свой юбилей на сцене. Для меня петь, радовать публику - самый лучший подарок в день рождения" - говорит Николай Басков.
Юбилейные концерты Николая под названием "Мне 25" - это крупный проект, можно сказать, новый этап в творчестве артиста. Им была создана программа, в корне отличная от двух предыдущих. Николаю всегда хотелось, чтобы для него создали мелодии наши российские современные композиторы, которые могут написать по-настоящему красиво. И действительно, авторами песен его новой программы стали такие известные маэстро, как Игорь Яковлевич Крутой, Игорь Николаев, Игорь Саруханов, Маликов, Матецкий.
Одну песню Николай написал сам, и это стало его композиторским дебютом. Мелодичная и темпераментная песня "Светлые чувства" сразу полюбилась зрителям. Семь дней в ГЦКЗ "Россия" Николай исполнял свою юбилейную программу, каждая песня которой была им выстрадана, прошла через самое его сердце. Всего было шесть сольных концертов и один бенефис, где артиста поздравляли и пели с ним вместе все самые яркие звезды отечественной эстрады, такие, как Филипп Киркоров, Лолита, Надежда Бабкина, Лариса Долина и другие. Прозвучали произведения самых разнообразных жанров: от рэпа (с группой "Стрелки") до классики ("Сердце красавицы" в дуэте с Филиппом Киркоровым). Были и оригинальные, новаторские решения, представляющие собой синтез классики и эстрады, как, например, "Ария индийского гостя" из оперы "Садко" с шикарными декорациями в индийском стиле и современными танцами живота. Эта программа, кроме прекрасного пения и музыки, представляла собой еще и грандиозное шоу, напоминающее бродвейские - с огромными ходячими куклами и очаровательными плюшевыми зверями. К своему юбилею певец выпустил новый диск, с тем же названием, что и программа "Мне 25".
Примерно через год после этого Николай Басков приглашен на главную роль в опере кукол Бориса Синкина по произведению А.С. Пушкина "Граф Нулин". Эта современная, первая и пока единственная в России опера, поставленная в кукольном исполнении - первый оперный проект Николая, записанный на диск. Кукла графа Нулина выполнена, как шарж на самого Баскова, хотя сходство это можно назвать весьма условным. Дело в том, что лицо куклы должно передавать сразу целую гамму эмоций - оно должно быть одновременно грустным и веселым, влюбленным и страдающим. "Граф Нулин" - это подарок Николая Баскова Санкт-Петербургу на 300-летний юбилей. В дни праздника оперу ставили на Малой Садовой, на открытой площадке. Вход был свободным. Услышав необыкновенный голос, люди буквально шли на него. Опера, сделанная оригинально и талантливо, с большим юмором, не могла оставить зрителя равнодушным. Граф Нулин - еще один пушкинский образ, воплощенный Николаем Басковым в оперном искусстве.
В декабре 2002 года Николай Басков снова участвует в "Романсиаде", на этот раз уже в качестве члена жюри. Ведущая конкурса Галина Преображенская назвала Николая "Гордостью "Романсиады"". В заключительном концерте он исполнил романс "Что-то грустно".
Новогодняя ночь 2003 года стала для телезрителей поистине сказочной. В эту ночь каждая Золушка России , живущая даже в самом отдаленном ее уголке, благодаря телевидению, обрела своего единственного белокурого принца, которого до сих пор видела только во сне. Этим принцем, конечно же, стал Николай Басков в телевизионном фильме-мюзикле "Золушка". Принц - мечтатель и романтик, одинокий и непонятый своим отцом - королем-повесой юноша с чистой душой, влюбленный в звезды и мечтающий стать... писателем. Выразительна и очень символична сцена его первого свидания с Золушкой. Когда он робко и неумело пытается объясниться ей в своих чувствах, даже в природе наступает смятение - одновременно падает снег, и поют соловьи. Особенно впечатляет зрителя песня Принца, и, конечно же, финальный поцелуй! Трогательный и немного смешной, искренний и ослепительно красивый Николай сыграл самого себя. Это была его первая роль в фильме, еще одна работа в совершенно новом для него жанре. Успех был ошеломляющим. Число поклонниц резко возросло. Девочки-школьницы, поверив в сказку, завалили своего Принца письмами, тетрадками в поцелуях. Но и те, кто старше и сдержаннее, тоже поверили в сказку. Светлый образ Принца в душе помогает им жить и согревает.
В апреле 2003 года в культурной жизни страны произошло важное событие. В Самаре открылся первый оперный фестиваль "Самарская весна", художественным руководителем которого стал заслуженный артист России Николай Басков. Здесь Николай впервые выступил не только, как певец, но и как организатор. В фестивале принимали участие лучшие московские солисты - Лариса Рудакова, Мария Гаврилова, Владимир Редькин, Андрей Дунаев, а также самарские оперные артисты. Этот фестиваль был посвящен тенорам и сопрано. Прозвучали русские и итальянские оперы. Николай Басков спел Ленского в "Евгении Онегине", а также несколько арий и дуэтов в заключительном гала-концерте. Убранство сцены в "Евгении Онегине" было не таким роскошным, как в Большом театре, зато акустика была потрясающей! А золотоволосый Ленский (без парика) был просто неотразим! Фестивалю оказал поддержку спикер Государственной Думы Геннадий Николаевич Селезнев. Планируется проводить такие фестивали и в дальнейшем.
Летом 2003 года Николай Басков в очередной раз удивил зрительскую аудиторию. 1 июля на ТНТ стартовал проект "Дом" - реальное шоу, где 12 супружеских пар начали строить под Москвой шикарный дом, который по правилам игры должен достаться только одной паре. Ведущим этой телеигры стал ... Николай Басков, что было весьма неожиданным решением со стороны оперного певца. Но это лишний раз доказало многогранность таланта Николая - артиста по-настоящему творческого, разностороннего, с широким и свободным подходом к искусству, открытого всему новому, прогрессивному, готового на самые смелые эксперименты ради поиска истинно своего пути. Николай показал себя профессиональным ведущим - умным, тонким психологом, чутким и тактичным, честным и человечным, справедливым и принципиальным. Своей непосредственностью, обаянием и чарующим пением он принёс в этот "Дом" тепло и радость. Не секрет, что большая часть телезрителей смотрела "Дом" только из-за Николая. Участники телеигры всей душой полюбили своего ведущего, и, когда, по окончании срока контракта, Николай должен был покинуть "Дом", прощание с ним было по-особенному трогательным.
Но тут произошел еще один неожиданный поворот в судьбе артиста - прямо из "Дома" он отправился в ... большую политику. Николай Басков - 4-ый в списке кандидатов в депутаты Государственной Думы от ПВР. Николай - патриот и хочет приносить максимальную пользу своей стране, но это не отразится на его творчестве. "Концертная деятельность от этого не пострадает", - заверил артист своих поклонников
21 октября 2003 года в большом зале московской консерватории состоялся первый классический сольный концерт Николая Баскова. Артист завершил свою учебу в аспирантуре и этот концерт одновременно явился его выпускным экзаменом, который Николай выдержал с честью и получил заслуженную пятерку. Концерт состоял из двух отделений. В первом прозвучали арии и дуэты из опер Доницетти и Верди, а во втором русские и итальянские песни. В зале сидела комиссия, и профессора аплодировали своему аспиранту. Николай также получил высокую оценку профессиональных критиков. В своих статьях они отметили, что "во всех оперных исполнениях очевиден титанический труд, качественная работа". Старания артиста и его педагогов привели к большому прогрессу в вокальном мастерстве исполнителя, что, конечно, не осталось незамеченным критикой. "Качество его вокала заметно изменилось, манера пения стала гораздо профессиональнее. Похоже, вояжи в Барселону на занятия с Монтсеррат Кабалье не проходят бесследно. Голос зазвучал более мужественно и благородно, лишившись, наконец, юношеской слащавости, расставшись с амплуа "душки-тенора". И филировка звука стала вернее, итальянское слово правильнее" - пишет московская газета "Русский курьер". После концерта спикер Государственной Думы Геннадий Николаевич Селезнев поднялся на сцену и поздравил Николая с успешным завершением образования в аспирантуре.
Коля очень уважительно относится к людям, которые приходят на его концерты. Он очень добр и внимателен к каждому, независимо от возраста и социального положения, делает все, чтобы зритель получил полное удовольствие, почувствовал себя счастливым. На его концертах царит теплая атмосфера встречи близких друзей, радость семейного праздника.
В его манере поведения нет ни капли высокомерия, свойственного "звездам". Это обаятельный молодой человек, чуткий и тактичный, веселый, с чувством юмора и с огромной, нежной душой.