Валерий ГАИНА: «НИКОГДА НЕ КУПЛЮ ПИРАТСКУЮ КОПИЮ ЛЮБИМОГО АРТИСТА!»
Валерий ГАИНА: «НИКОГДА НЕ КУПЛЮ ПИРАТСКУЮ КОПИЮ ЛЮБИМОГО АРТИСТА!»
Понятие «шоу-бизнес» крепко укоренилось в нашем сознании. Тонкости этого мира красок и огней прекрасно доступны профессионалам: менеджерам, продюсерам, артистам. У российского обывателя данное понятие ассоциируется с огромными заработками доморощенных звезд, криминалом и пиратством. А что мы знаем по западный шоу-бизнес? Практически ничего. Конечно, имена именитых зарубежных исполнителей у всех на слуху. Но как работает эта шоу-машина, какие принципы взаимоотношений зарубежных исполнителей, чем отличается с точки зрения авторского права европейская и американская развлекательная индустрия от российской, чем регламентируется? За разъяснениями по средствам интернета я обратился к легендарному музыканту, основателю суперпопулярной в конце 80-х годов группы «Круиз», композитору, виртуозному гитаристу, продюсеру Валерию Гаине, ныне проживающего в Лос-Анжелесе, что в США. Помимо «Круиза», за рубежом Валерий известен как основатель и участник групп «Gain», «Karma» и «iNsulated». Много работал в Канаде и Германии. На данный момент имеет собственную профессиональную звукозаписывающую студию, успешно занимается продюсированием исполнителей в Америке, преподает в известном институте G.I.T. (Guitar Institute of Technology). .
Валерий, как давно вы живете за рубежом?
Я выехал в США в октябре 1989 года, с музыкантами моего сольного проекта «Gain» . Мы приехали на запись пластинки в город Нэшвилл, после чего я решил остаться жить в Штатах, и переехал в Лос-Анджелес, где до сих пор и живу.
Сегодня в России шоу-бизнес стремительно развивается. Однако, по опыту коллег-юристов, правовые аспекты не играют большой роли. Контракты между артистами, продюсерами, композиторами и студиями записи заключаются достаточно редко и, обычно, на крайне невыгодных для артиста условиях. В основном все решают устные договоренности. Отсюда много проблем в дальнейшем, когда приходит пора делить прибыль, если артист стал успешным. У Вас же огромный опыт как музыканта, так и продюсера. Расскажите, как в Америке строятся отношения между творческими единицами и студиями?
В Америке, отношения между группой (или отдельным артистом) и звукозаписывающей компанией, в большей степени зависят от подписанного контракта. Скажем, если есть молодой артист, начинающий свою карьеру с нуля, сумевший заинтересовать компанию звукозаписи, то в большинстве случаев заинтересованные стороны подписывают более-менее стандартный контракт, на основании которого и делается бюджет для этого начинающего артиста, как правило в пределах $250.000-$500.000. Из этой суммы, приблизительно половина денег сразу уходит на «раскрутку». Вторая часть суммы уже идёт артисту в качестве аванса, который должен окупится с началом продажи CD этого исполнителя. Как это происходит: - Прежде чем подписать контракт, исполнитель нанимает адвоката, который пытается оговорить в контракте наиболее выгодные для артиста условия. Разумеется, что и компания грамзаписи в этом договоре с артистом застраховывает себя различными условиями насколько возможно. Обусловлено это тем, что именно звукозаписывающая компания вкладывает деньги в начинающего артиста. С этого момента начинается длительный процесс оговаривания различных пунктов в контракте между компанией и артистом, в ходе которых, первоначальный вариант контракта может претерпеть значительные изменения. Другой пример: звукозаписывающий лэйбл подписывает артиста, который уже имеет успех у публики, а его записи уже выходили, скажем, на независимой компании звукозаписи. В этом случае, изначально делается очень детальный договор. Сумма такого контракта может колебаться от одного до десяти миллионов долларов. В редких случаях, но бывает и такое, сумма может и превышать указанную цифру. В такой ситуации, стоимость контракта будет стоимостью самого артиста, и даже при расторжении контракта, артист не будет возвращать потраченные на него деньги. Чем объяснить такой риск со стороны звукозаписывающей фирмы? Во первых, большими гарантиями в успехе, фундаментом которых является подпись данного артиста в договоре, а во вторых известностью и популярностью самого артиста. Пример такой ситуации- американская группа Antrax. После нескольких успешных лет работы на независимой фирме звукозаписи, группа получила предложение от крупной фирмы Electra с контрактом стоимостью 9 миллионов долларов. Через некоторое время, после того, как Antrax уже стали работать на Electra , дела группы стали идти вниз. Продажи альбомов резко сократились. В итоге, фирма решила расторгнуть контракт с этой группой, хотя и потратила немалое количество денег, вложенных как в саму группу, так и на гонорары музыкантам. Но это было правильным и более выгодным решением для Electra , нежели продолжать работать с этой группой и тратить средства на этот проект. Устных договорённостей в Америке не существует. Для музыкантов и звукозаписывающих компаний контракт – важный, основополагающий юридический документ. Очень часто бывает что музыканты судятся с компаниями, или наоборот; в том случае, когда условия договора не соблюдаются одной из сторон. В связи с тем, что демократия в Америке процветает много лет, все эти отношения потихоньку отшлифовывались и преобразовались в более-менее честную правовую систему отношений между бизнесменом и творцом. Поэтому, здесь, в Америке образовалось большое количество музыкального бизнеса, компаний и групп. Но идеальных отношений в этом не существует, т.к. главным фактором в ведении любого бизнеса являются люди и человеческий фактор, а у каждого человека свои взгляды на жизнь и бизнес. Бывает, что и законы не помогают. Могу привести несколько примеров проблемных отношений артиста и компании: 1. Компания начинает диктовать артисту свои условия процесса работы, а артист не соглашается с этим. 2. Компания заключила контракты с большим количеством артистов. При этом, она перестаёт справляться с продвижением всех артистов одновременно. В итоге, либо артист расторгает контракт с фирмой, либо фирма оставляет у себя наиболее успешных исполнителей, отказывая в продолжении работы менее удачным музыкантам. 3 Артист считает, что компания недостаточно раскручивает его, или группу. 4. Компания звукозаписи пытается изменить музыкальную концепцию группы или артиста. С нами, как раз и произошла сходная ситуация: в 1989 году группа «Круиз» должна были записать вторую пластинку на немецком отделении фирмы WEA, но нам пришлось столкнуться с тем, что менеджмент Warner Bros стал требовать от нас запись не в музыкальной стилистике российской группы «Круиз», а материал, похожий на музыку группы «Scorpions». Нам пришлось отказаться от этой записи и пластинки. И такой список можно долго продолжать.
Как осуществляются расчеты между фирмами и артистами? В России зачастую деньги передаются из рук в руки, без какого либо официального контроля.
Все гонорары артистам, компания перечисляет только через банки. Ведь только таким образом, звукозаписывающая фирма может легализировать свои расходы. Очень успешный артист получает в среднем 4 доллара с проданной пластинки, но подчеркну, только очень успешный и очень известный. Основная часть артистов зарабатывают деньги только лишь в турне. Продажа пластинок, в связи с пиратством и распространением музыки через Интернет, существенно сократилась. Сейчас стали принимать новые меры борьбы с пиратством, вплоть до того, что люди, скачивающие музыку в Интернете без оплаты, будут привлекаться к суду. Крупные фирмы пытаются найти пути сотрудничества даже с компьютерными хакерами, которые, на их взгляд, должны помочь решить проблему бесплатного скачивания музыки из сети. Ситуация стала меняться.
Как определяются отношения музыкантов между собой? Это союзы единомышленников или отношения четко определены юридическими документами?
Опять же, всё зависит от человеческого фактора. Идеального союза единомышленников не бывает. Даже обыкновенная ревность может являться типичной проблемой в отношениях музыкантов одной группы. Скажем, барабанщик ревнует вокалиста, потому что основное внимание публики сконцентрировано на певце. Особенно часто, такое происходит в молодых коллективах, т.к. опыта у таких музыкантов ещё мало, а самооценка может не совпадать с реальностью. Посмотрите на братьев Галлахер из английской группы «Oasis»: они никак не могут поделить между собой свою славу, даже будучи родными братьями. Похожая история происходила и в моём бывшем «Круизе». В таких случаях даже юридические документы не спасут, пока в голове у музыкантов не проявится реальная картина происходящего. Должно быть общее понимание того, что только вся группа в целом может добиться каких-то положительных результатов, пока такая возможность есть. Популярность и слава довольно быстротечная вещь, и надо всегда помнить о том, что сегодня ты можешь быть звездой и к тебе будут тянуться миллионы людей, а завтра могут забыть даже твоё имя. Настоящие единомышленники безусловно есть, но в связи с реалиями сегодняшнего дня, их становится всё меньше.
Кто представляет их интересы музыкантов, исполнителей? Каждый ли артист имеет своего адвоката?
Хороший менеджер группы или артиста может являться центральной фигурой всех отношений как внутри группы, так и вокруг всего, что связанно с исполнителем. В Америке очень распространена ситуация, когда исполнителю адвокат не нужен, потому что буквально все вопросы решает менеджер . Но такое происходит только у состоявшихся, популярных исполнителей, в арсенале которых имеется достаточно большой опыт и высокий бюджет. А если адвокаты и понадобятся, то нанимается уже не один, а несколько адвокатов.
Наверняка, споры музыкантов и артистов между собой и с продюсерскими и записывающими компаниями не редкость и за рубежом? Расскажите о каком либо из громких судебных тяжб. Доводилось ли Вам становиться участником подобных событий?
Америка настолько поглощена количеством судебных разбирательств, что на сегодняшний день это уже стало являться большим экономическим фактором. Все только и судятся друг с другом, как только дела в бизнесе хоть немного дают сбой. Потому юридически грамотно оформленный договор служит своего рода залогом безопасности ведения дел в бизнесе, а это очень важно! Примеров - масса. Музыканты группы "Credence Clearwater Revival , много лет потратили на судебные тяжбы между собой, после чего лидер коллектива Том Фогерти и до сих пор не общается с остальными членами группы. Разбирательство в отношении авторских прав на музыкальный материал группы длится у них не первый десяток лет. Или скажем, ситуация с «Pink Floyd». Менеджмент и музыканты этой группы не хотят осознать вроде бы понятную вещь - вместе с ушедшим из группы Роджером Уотерсом они бы могли иметь очень сильный коллектив, и в творческом плане, кстати, тоже, но обе стороны заняты многолетним разбирательством на право владения названием группы. Казалось бы, время должно сделать людей более мудрыми, но… Натали Имбруглия начала судебное разбирательство со своей компанией звукозаписи после успешной, 8-ми миллионной продажи своей пластинки. Продав такое количество экземпляров, компания не заплатила певице ни цента, оправдывая свои действия тем, что на раскрутку этого альбома были потрачены гораздо более солидные суммы, чем гонорар певицы от общей продажи этого CD. Иногда, действительно бывает и так: сумма вложенных в артиста средств, не окупается даже многомиллионным тиражом проданной пластинки. Но не является исключением и то, что компания звукозаписи может потратить многомиллионную сумму на бездарный промоушен артиста, не несущий в себе никакого смысла. А это могут быть и деньги самого артиста. Мне, за время пребывания здесь, к счастью, не пришлось ни с кем судится. Но это не означает, что в американском периоде жизни всё было гладко. Моя группа «Karma» распалась буквально перед началом нашего большого успеха, виной чему послужили отношения музыкантов внутри группы. Основной причиной распада был, наверное, всё-таки наш возраст. Точнее, большая разница в возрасте музыкантов. Мне было 32 года, остальным участникам 20-23 года. А нашему барабанщику- 16 лет. Сейчас, этот парень играет у известной поп-исполнительницы Pink, а тогда его родители просто запретили парню начинать карьеру музыканта. У всех нас было разное мнение относительно видения дел группы, но спустя много лет после разлуки, все прекрасно понимают, ЧТО мы тогда все вместе потеряли. Или возьмём тот же «Круиз». Десять лет существования группы - десять лет борьбы. Борьбы за существование, борьбы с Министерством культуры тогдашнего СССР, выяснения отношений внутри коллектива. Не так давно мне позвонил Александр Монин (вокалист сегодняшнего состава группы) и сообщил, что они, т.е. нынешний состав группы, теперь являются законной группой «Круиз», на тот случай, если я соберусь реформировать свой состав «Круиза». Это странно как и то, что в России сейчас происходит в отношении авторских прав, ведь перед тем, как выехать на запись пластинки в Германию еще в конце 80-х я зарегистрировал название группы на своё имя. А теперь получается, что по российским законам, я не имею на это название никаких прав? А как же тиражи наших пластинок, вышедших под названием «Круиз»? Чем объяснить появление нашего нового, недавно вышедшего компакт- диска в продаже у пиратов на музыкальном рынке «Горбушкин Двор» в Москве? Мы ведь выпустили очень ограниченный тираж этого диска, который разослали только лишь на радиостанции и музыкальные издательства, а в свободную продажу он не поступал. Я слежу за событиями в России, и, по моему мнению, закон о защите авторских прав у вас не действует. Правительство говорит об этом часто, принимает очередные нормативные акты, направленные на борьбу с пиратством, но воз и ныне там. Я никогда не куплю пиратский диск любимого артиста, пусть даже он будет очень качественной и дешёвой. И не сделаю этого потому, что я хочу, чтобы данный исполнитель продолжал творить. И он должен получать за это деньги, для того, чтобы продолжать своё дело. Это же так просто. Только немного грустно становится от того, что некоторым людям, иногда и всей жизни не хватает на то, чтобы стать мудрее и умнее. И не важно где ты живешь- в Америке, или в России.
Известно, что вышедшая еще в СССР на фирме «Мелодия» запись группы «Круиз» в 1986г. была продана тиражом более 12 млн. экземпляров. Если бы пластинка была бы распродана таким же тиражом на Западе, Вы стали бы более чем обеспеченным человеком. А как Мелодия расплатилась с Вами?
Если бы мы продали такое количество пластинок в Америке, а не в СССР, то мы бы обеспечили и себя, и своих детей пожизненно. Но в Советском Союзе на гонорар от продажи пластинки не рассчитывал ни один музыкант, прекрасно понимая, где мы живём. Конечно, мы получили от Мелодии за этот тираж гонорар. Но поверьте мне, это были копейки. На полученную сумму нельзя было купить даже приличную гитару. Более того, фирма «Межкнига» , являющаяся посредником в контракте «Круиза» и WEA Music на выпуск нашего альбома в Германии, и вовсе не заплатили нам ничего, хотя и получили с немцев за нашу пластинку 80.000 марок, которые по всем законам должны были принадлежать музыкантам. Деньги на жизнь мы зарабатывали живыми концертами. Знаете, в любом случае, тогда мы были счастливыми людьми. В отличии от многих наших коллег, мы могли занимались нашим любимым делом, играли то, что хотели играть. И тогда не размышляли о музыкальном бизнесе - мы просто были хорошими музыкантами популярной группы «Круиз».
Спасибо, Валерий, за интересное и познавательное интервью. Удачи Вам!
Спасибо.
Беседовал Сергей Иринархов
Редакция выражает благодарность Игорю Чехову в организации интервью