Всего лишь четвёртый альбом за пятнадцать лет существования выпустила эта новгородская команда. Что, по-моему, лишний раз говорит совсем не об отсутствии нового музыкального материала, но об ответственном подходе к такому важному и на самом деле трудному процессу, как запись. И это заметно: новый альбом потомков Садко привычно профессионален – от качества звука до исполнения, от богатства аранжировок до поэтичности текстов.
Стилистически альбом продолжает предыдущий – «Между Светом И Тьмой». И не только продолжает, но и развивает: здесь уже совсем нет того фолк-рока, который был привычен на альбомах и концертах «А.П.М.» 90-х годов. Музыка стала гораздо более нейтральной, менее яркой и подчеркнуто спокойной. Залихватский разбойничий посвист и стилизованно-народные напевы явно остались в прошлом. Настоящее же группы – вполне традиционный, без особых изысков, рок с элементами харда и блюза, с длинными инструментальными пассажами и сильным, характерным, узнаваемым вокалом Николая Беднягина. Фактически, этот вокал – единственное, что напоминает о старом «А.П.М.», «А.П.М.» времён «Гулёны Грешной» и «Кругов По Воде».
Новый альбом вполне соответствует расшифровке аббревиатуры названия группы – «Артель Позитивной Музыки». Основная канва альбома – неторопливое, размеренное повествование, размышления и монологи на отвлеченные темы. К слову, «А.П.М.» являет собой редкое в отечественном роке явление: тексты всех песен (и данный альбом не исключение) написаны авторами, не являющимися музыкантами группы. При этом никакого недоверия сей факт не вызывает – столь хороши аранжировки и душевен голос Николая. Если же учесть, что музыка «А.П.М.» лишена какой-либо конъюнктурности и модности, то картина получается вполне привлекательная: хорошие музыканты отлично играют позитивную и абсолютно не попсовую музыку, играют так, как это нравится делать им самим, без оглядки, как на шоу-бизнес, так и на направленность продвинутых клубов.
Стабильный в течение долгого времени состав группы на этом альбоме изменился. Из «А.П.М.» ушел баянист Владимир Парфенов, взамен его появился второй гитарист Иван Зыков. Это не могло не сказаться на саунде: безусловно, разнообразнее и интереснее стали гитарные партии, но одновременно, как мне кажется, «А.П.М.» потеряли немалую долю индивидуальности, превратившись, увы, из яркой и самобытной фолк-роковой команды в среднестатистическую крепкую, но – слишком уж нейтральную, даже чуть скучноватую провинциальную рок-группу, каких не так уж мало сегодня.
Несмотря на все очевидные плюсы альбома и отсутствие, каких бы то ни было провалов, предыдущие студийные работы «А.П.М.», честно говоря, мне нравились больше.