От автора: Не будучи профессиональным критиком, я постараюсь взглянуть на творчество группы АПМ с позиции простого слушателя и, конечно же, не стану утверждать, что моя точ-ка зрения является единственно верной.
Прежде всего: Новгород Великий - отнюдь не Санкт-Петербург. Это города с раз-ной историей и ментальностью, поэтому оценивать творчество группы "АПМ" по крите-риям "колыбели российского рока" неправильно. То, что для Питера кажется пафосным, чуждым и непонятным, органично вписывается в образ, историю и архитектуру древнего Новгорода (сам был тому свидетелем).
Можно с уверенностью сказать, что одно из направлений творчества Николая Бед-нягина (вокал, гитара, музыка) сотоварищи - эпоха раннего христианства на Руси, поэтому проводить параллели с творчеством ориентирующегося на язычество Ревякина неуместно. Скорее, оно перекликается с идеями русских религиозных философов - В.С.Соловьева, И.А.Ильина, etc. "Вера - есть высшая потребность всецелой и абсолютной жизни" (В.С.Соловьев). Чувственность, мистика, соборность... Чувство имеет своим предметом объективную красоту, мышление - объективную истину, воля - объективное благо. Мо-ральный миропорядок зиждется на трех началах: на чувствах переживания стыда, состра-дания и благоговения перед жизнью. "От напастей и гроз сберег меня Христос" - это не религиозная пропаганда, а именно Вера, не раз помогавшая Руси выстоять перед внешней угрозой. И, как всегда, - рядом с набожностью уживается бесшабашность и расхлябан-ность: "Задолго гордились, а задумались потом" ("Река Гзень"), "Мне и здесь хорошо, хоть живем "на авось" ("Друзьям"), "Эх, Русь - сатана..." ("Ламбада в три ноги"). А дальше - извечная, неизбывная тоска: "До царя - сотни верст, до Христа - полверсты" ("До Хри-ста"), "Скручены кручиною, кабалой кабацкою") ("Русская горькая"), "Черный ворон здесь за хозяина" ("Гой еси"). Само построение альбома может вызвать споры. Песни как бы распадаются на три блока, мало связанные друг с другом стилистически, но представляющие разные грани творчества группы. Здесь есть и сатира ("Ламбада в три ноги", "Ворона"), и мягкая лирика ("Волшебный вечер", "Белые вальсы"), помимо уже упомянутых мотивов раннего христи-анства. "Ворона" вызывает устойчивые ассоциации со "Скворцом" Макаревича, а исполь-зование в этой песне довольно избитых фраз ("... Тот, кто был беспородным - стал теперь блатным") несколько смазывает общее впечатление от альбома. Тем не менее, музыканты стараются быть искренними и честными: "В строке новая нота нужна" ("Друзьям"), "Нет, не ищу я у жизни чудес" ("Белые вальсы"). Если разобрать "по косточкам" музыку "АПМ", то в ней мало каких-либо новых идей. Однако в целом образуется яркая и колоритная картина. Чувствуется серьезное му-зыкальное образование и профессионализм музыкантов. Прослеживается уклон в акаде-мизм и классику. Состав инструментов довольно необычен для рок - группы: помимо тра-диционного набора активно используются скрипки и баян. В результате получаются очень интересные, умные и даже виртуозные аранжировки. Музыка "АПМ" не выглядит старо-модной: звучание достаточно современно, в меру жестко и неотделимо от слова.