…Было время, и я играл на банджо. Будучи, горячим поклонником кантри и блюза, я познакомился с банджистом Андреем Шепелевым в 1978 году в Останкино, куда я приехал из Ростова в качестве участника передачи "Веселые ребята" от нашей Университетской команды КВН. Андрей был в числе авторов "Веселых ребят", которая была форпостом молодых авангардистов. Андрей Шепелев лучше всех играл на банджо кантри, а я первый раз в жизни "живьем" увидел банджо. Андрюшка был удивительно незаносчивый и дружелюбный уже в свои 19 лет, хотя уже играл шикарно. В перерыве между съемками он написал мне три упражнения - первое было сложное и состояло из трех нот, и второе было сложное и тоже состояло из трех нот, а третье было невероятно сложное и было комбинацией из двух первых. Шепелев сказал: "Если ты выучишь эти упражнения, то будешь играть на банджо". На этом мы и расстались. Шепелев не понял, с кем имеет дело. Я тогда как раз заканчивал университет, историю Партии учить было неохота, короче, время свободное было.
Техника:
Я играл эти три упражнения по 12 часов в день каждый день: пам-бам-бам-бам-бам-пам. Мама была рада, что я не хожу по улицам девкам юбки не задираю. Конечно, это была форма шизофрении. Я очень ждал посылку из Москвы: Андрюшка мне прислал настоящие "когти" для банджо, самодельные "когти" из кофе я выкинул. Но самое главное, что было в этой посылке: целая нотная тетрадь от руки переписанных нот для банджо. Откуда в Москве брали североамериканские народные банджовые ноты - только Шепелев знает. Но какое братство: Шепелев сидел на лекциях в Архитектурном институте и какому-то идиоту из Ростова переписывал ноты. Я сохранил эту тетрадь как реликвию.
Белые лебеди:
Когда я приехал в Москву через несколько месяцев, Андрюшка добыл мне простенькое банджо: это была редкость, их делали только в Чехии. Я пришел к Андрюшке на репетицию группы, которая в дальнейшем стала известной под именем "Кукуруза", он мне говорит: "Ну, сыграй". А как это я при учителе буду играть - это как гадкий утенок при белом лебеде будет пытаться взлететь. А там еще была и вокалистка - очень красивая девушка, и ее мнение было так ценно для меня. Я взял это банджо: была, не была, и залабал то, что делал дома: я же дома только и делал то, что на банджо играл. Есть такой закон: первый признак, что музыкант понравился группе - когда басист первым хватается за инструмент, и девушка-вокалистка в пляс пустилась, ну и я думаю: вытянул: эти белоснежные птицы не заклевали меня".
Основы мастерства:
Когда Шепелева забрали в армию, я заступил на два года в группу "Кукуруза". "Кукуруза" часто выступала в рассаднике антисоветизма - передаче "Говорите по-английски". Считалось, что музыка кантри способствует обучению детей английскому языку. (По иронии судьбы по прошествии 15 лет Дмитрий Дибров возглавил тот самый четвертый канал, на котором когда-то играл на банджо).
Группа "Антропология":
Шепелев "ловит волны", на которые настроен: к нему приходят люди, которые любят настоящую североамериканскую гитарную музыку и кантри - прибиваются к Шепелеву. В январе 2001 открывается дверь, на пороге возникает Шепелев. Я сижу за компьютером "лупы" изучаю, кибернетику, по стенам висят 8 гитар: у меня дома больше гитар, чем у Шепелева. Я ему говорю: "Давай, учи кибернетику", подарил саундкарту и лупы Андрюха заходит, говорит: "Гитарист появился невероятный, очень клевый". Ставит мне пластинку, слышу: физический Клэптон с сельским блюзом, с ясной мелодикой, на настоящей железной гитаре. Выяснилось, что у нас с Сашей Новоселовым две офигительные железные гитары - две на всю Россию с неповторимым гнусавым тембром. Мы начали играть в три гитары - мы на железных, Шепелeв на своей, и Шепелeв и говорит: "Давай делать бит-группу!". Если честно, я давно хочу бит-группу - восемь лет руки чесались, пока я в эфире сидел, слушал различных музыкантов, а самого подмывало. Музыка сидит в крови: у меня дед-джазмен, у меня папа на пяти инструментах играл. Нашелся еще и Валерка Серегин - чудесный басист - живая легенда отечественной рок музыки. Валерка свои видом символизирует все то, что нужно знать о рок музыкантах, о блюз менах - он - живой портрет кантри-музыканта. И пошли играть. Я свои песенки пописываю, вот "Самбу ночной Маяковски" написал. Гребенщиков послушал и сказал "Ну, ничего, ничего", хотя при нем я петь, конечно, не могу. А вот Чиж представляет меня девушкам так: "Это - мой брат Дима, который пишет клевые телеги".
Новый Московский блюз
То, что мы делаем, я бы назвал "Новый московский блюз". Многие музыканты на Западе стали работать в этом стиле, и все блюзовые компакты, датированные 2001 годом, выходят в этом стиле. Их классический вид: на обложке старый блюзмен-негр в дискотечном кислотном дизайне. Его истоки: американский сельский архаический блюз, ясное мелодическое музицирование, характерное для дельты реки Миссисипи, город Новый Орлеан, штат Луизиана, город Мемфис, штат Теннеси, Билокс, штат Миссисипи, а с другой стороны - это суперсовременная кибернетическая технология звукоизвлечения, аранжировки - это "лупы", это сэмплы, секвенции. Забавно, что блюз-то оказался толерантнее нас и легко сошелся со всеми музыкальными дискотечными наворотами. Мы, блюз мены, которые играют блюз и слушают блюз, плевались от слов "дискотека", "диск-жокей", а блюз взял и поставил себе на службу новые технологии. Нам самим очень нравится: мы послушали этот альбом много-много раз: он нам самим очень понравился.
Зачем:
Как я заметил, многие музыканты в момент написания альбома, не понимают, зачем, собственно, он нужен слушателю. Мы задумались о том, а при каких обстоятельствах, человек возьмет в руки нашу пластинку и вставит ее в плеер. Самым главным было бы наградить студенческие общежития нашей страны репертуаром для совместного распивания спиртного на дружеских бражничанья: музыка Майка для этого идеально подходит. Если я когда-нибудь буду проходить по ростовскому студенческому городку, и из окна общежития будет лететь наше музицирование, я буду на седьмом небе от счастья и блаженства, даже большего блаженства, чем, если бы я пошел бы в бухгалтерию, а мне за этот альбом дали бы деньги. Мне хотелось бы, чтобы он достиг коммерческого успеха, но мне важнее, чтобы песни с него пели.
Настрой:
У Майка Науменко это все звучало более скорбно, а у меня более жизнерадостно. Майк женщин не романтизирует - послушайте "Дрянь" или "Прощай детка". Когда мы начали записывать эти песни, я обнаружил - щемящее чувство одиночества - хемингуэевского одиночества. Когда я был юношей, мне казалось, что это - песня бабника, которому осточертела очередная девка, и он не знает, как от нее избавиться. А вот сейчас в 41 я ее пою таким голосом, что здесь слышно, что это - песня сорокалетнего бабника, которому наоборот страшно, он страдает оттого, что вот опять не получилось.
Название:
Я бы сказал, что сейчас самое близкое к нам название - это Дмитрий Дибров и группа "Антропология", как Эрик Джордан и "The Animals". Мы бы могли и просто называться "Антропология": у каждого из ребят есть своя работа, но вместе с тем это достаточно интегральный коллектив, друг без друга мы не смогли бы это сделать - это тот случай, когда собралась "бит-группа", а не просто сессионные музыканты для того, чтобы Диброву подыграть. Когда кто-нибудь играет свою партию, пока все остальные не скажут, что это хорошо сыграно - партия не записывается. С другой стороны я понимаю, что надо поставить имя "Дибров" для того, чтобы завоевать право на прослушивание у слушателя, я надеюсь, что "Дмитрий Дибров" - это - право на первое прослушивание, а группа "Антропология" - это для второго, третьего и последующих прослушиваний у одного и того же зрителя. Я думаю, что самое близкое название альбома, это название заглавной песни, которое нам больше всего и нравится: "Ром и Пепси Кола". Там есть слово "Пепси Кола", ведь когда Майк писал это - не было никакой рекламы "Пепси", потому что собственно, что еще рекламировать - чтобы "Буратино" не пили? Я склонен меньше всего думать о том, что это может быть расценено как реклама. У нас была идея назвать его "Ром и Пепси Кола" или "Библиотечка начинающего блюз мена" - это было бы очень хорошо.
Надеюсь, в профессию это не превратится?
Вряд ли я брошу телевидение и кинусь с головой в музыку. А почему это следует разделять, разве одно с другим не сочетается? Разве ж я не служил блюзу, кантри, джазу все десять лет, что торчал в эфире? Ну-ка найдите такого, кто бы с таким остервенением в ущерб себе занимался музыкой, которая не приносит ни славы, ни денег.