ВИА настоящие и не очень Поднявшаяся в новом тысячелетии волна интереса к ретро-музыке и ВИА 70-х не схлынула до сих пор. По крайней мере, в Туле. Подтверждений тому минимум два. Удачные гастроли в ДК ТОЗ ансамбля “Синяя птица” и вновь появившееся на афишах название популярного в 70-е тульского ВИА “Красные маки”. Право на “Маки” Правда, на афишах-то название “Красные маки” появилось, но выступить на большой концертной площадке ансамблю пока не удалось. Должны были играть в минувшее воскресенье в ДК ТОЗ вместе с “Синей птицей” — не сложилось. Узнав о появлении в Туле коллектива “Красные маки”, кое-кто вспомнил, что когда-то тоже был его участником, и заявил свои права на название. Из-за поднявшейся шумихи “Синяя птица” играла в воскресенье в одиночестве. (Туляки “Птицу” приняли отлично). Но “Красные маки” сдаваться не собираются: программа отрепетирована, коллектив к концертам готов… Вокально-инструментальный ансамбль “Красные маки” был организован на базе Тульской областной филармонии в 1974 году. Можно сказать, по счастливой случайности. Коллектив из Сыктывкара под названием “Парма” гастролировал по городам и весям. Последний концерт был в Тульской области, где музыкантов заметил тогдашний художественный руководитель нашей филармонии Иосиф Михайловский и предложил перебраться в Тулу. Несколько участников “Пармы” сделали это с удовольствием. Название новому коллективу Тульской филармонии дала песня “Маки, маки, красные маки…”. Первым худруком ансамбля стал Аркадий Хаславский (кстати, сейчас он живет в Израиле и не имеет ничего против нынешних “Красных маков”). В репертуаре тульского ВИА были песни В. Добрынина, Д. Тухманова, Ю. Антонова. В 1976 году “Красные маки” получили звание лауреата Всероссийского конкурса исполнителей советской песни в Сочи, а в 1977-м впервые раскололись. Впрочем, постоянная перетасовка в рядах музыкантов была для тогдашних ВИА в порядке вещей. Хаславский организовал коллектив “Здравствуй, песня!”, а ряды “Красных маков” пополнили трубач Геннадий Жарков из “Самоцветов” и Александр Лосев (“Цветы”). Еще одно известное имя — Аркадий Хоралов, работавший солистом ансамбля. “Красные маки” в 70-х объехали всю Россию и Украину, выступали в сборных концертах во дворцах спорта с ведущими эстрадными исполнителями. А о популярности коллектива говорило хотя бы то, что где-то в Дагестане появился ансамбль с подозрительно похожим названием “Алые маки”. Почти что “Красные”… Владимир Пономаренко играл в “Красных маках” со дня основания ансамбля и до 1979 года. Сейчас известен как руководитель ансамбля Тульской филармонии “Левша”. И появление в городе афиш ВИА “Красные маки” – его заслуга. Два года назад, на свое 15-летие, ансамбль “Левша” подготовил попурри из песен популярного тульского коллектива 70-х. Ну а потом было решено расширить попурри до полноценной концертной программы. “Обидно, — объясняет Владимир Пономаренко возникновение новых “Красных маков”. — Репертуар есть, люди ансамбль помнят. “Красные маки” — это же как напоминание о тех временах, когда Тульская филармония была одной из ведущих в стране… Если бы можно было собрать всех музыкантов, работавших в ВИА, я был бы только рад. Но кто-то живет в другой стране, кто-то занялся бизнесом. А я продолжаю играть на бас-гитаре и заниматься музыкой. И потом: никто не мешает кому-то еще из бывших участников “Красных маков” вспомнить прошлое и сделать свой ансамбль”. “Синяя птица” как рыба в воде -- Знаете, сколько “Синих птиц” сегодня существует? – спросил в воскресенье у вашего корреспондента солист ВИА “Синяя птица” Сергей Дроздов. -- Кажется, четыре. -- А какая из них настоящая?.. Я вам так скажу: настоящей “Синей птицы” нет. Есть Сергей Дроздов и Сергей Левкин, которые когда-то записали песни “Синей птицы” и поют их до сих пор. Есть “Синяя птица” в Самаре. Вернее, люди, которые называются “Синей птицей”. Но это ложь. Эту “Синюю птицу” собрал барабанщик, который работал у нас с 1985 года, но не записал с нами ни одной песни. Все записывал Игорь Доценко, который играет сейчас в “ДДТ”. Все спели я и Серега Левкин. А кто поет в Самаре? Кто поет в Питере и Вологде, где тоже есть “Синие птицы”? Как они могут рассказывать о том, как они записывали “Клен”, если во времена “Клена” этих людей еще и на горизонте не было? На мой взгляд, это очень некрасиво. Понятно, что кушать все хотят. Тогда назовитесь какой-нибудь “Голубой луной”, раскрутитесь и работайте. Обидно! Мы свою “Синюю птицу” выстрадали с 1975 года… К слову, кроме четырех “Синих птиц”, есть еще, например, несколько “Веселых ребят” и ВИА “Лейся, песня!”. И наверняка большинство из них скажут, что они по-своему правы, ведь музыкантов в этих вокально-инструментальных ансамблях переиграло множество… На Западе подобные вещи запрещены заканодательно. Хотя сам интерес к ретро, как считает Сергей Дроздов, пришел к нам с Запада. -- Лет 7-8 назад к нам поехали “Nazareth”, “Uriah Heep”, потом “Eagles” со своим знаменитым “Отелем Калифорния”. Не знаю, почему. Видимо, что на Западе, что у нас дефицит мелодий. Видимо, дело в том звучании, той атмосфере 70-х. -- Вы поддерживаете дружеские отношения с коллегами из других ВИА? -- Вообще я учился на белорусских “Песнярах”. Я ведь сам белорус, из Гомеля. Для меня Мулявин до сих пор остается эталоном. Это супермузыкант, суперчеловек. Я рос на его песнях, мне посчастливилось общаться с ним. Ну а наша компания – это “Веселые ребята”, “Лейся, песня!”, “Поющие гитары”, “Поющие сердца”. -- Говоря о “Синей птице”, обычно первой вспоминают песню “Клен”. Как по-вашему: есть ли у ансамбля песня лучше “Клена”? -- Есть. Но “Клен” может сыграть на гитаре любой мальчик. А все гениальное, как вы сами знаете, просто. Вспомните хотя бы “Белые розы” группы “Ласковый май”. Просто и гениально! -- А вы не хотите, как это сейчас модно, записать “Клен” в современной аранжировке? - Мы как-то сделали ремейк. Не пошло. Люди помнят нас такими, какие мы были раньше, и просят играть так, как это было раньше. -- В свое время вы исполнили песни начинающего композитора Вячеслава Добрынина – и они стали популярными. Благодарность от Добрынина получили? -- Да. Однажды он подошел ко мне и сказал: “Серега, спасибо тебе за песню “Так вот какая ты”. Никто не думал, что она станет шлягером… Вообще шлягер угадать невозможно. Хотя сейчас можно. 158 раз в день поставь что-нибудь в эфир, прозомбируй население — и готов хит. -- Вы так пренебрежительно об этом говорите. “Синей птице” раскрутка не нужна? -- Уже нет. И потом, мы не в этом шоу-бизнесе. Начнем с того, что поем мы живьем. Нынешние звезды запишут фонограмму — и от нее уже никуда не денешься. Все концерты идут, как под копирку. А у нас выступления всегда разные. От зала, эмоций многое зависит. Опять же мы не работали на сцене 8-9 лет, и теперь как рыбы в воде. Ловим кайф. -- Недавно вновь заговорили о том, чтобы отменить фонограммы. Как вы думаете, пройдет такой закон в Госдуме? —А почему нет? Хотя… нет. Это очень большой бизнес…
Светлана Кривенкова
03.06.2005 08:38
"Молодой коммунар": электронная версия областной газеты ({http://mk.tula.ru/}) ------------------------------------ Постоянный адрес статьи: {http://mk.tula.ru/content/articles/200506030657}