Сергей Дроздов группа Синяя Птица интервью от 12 мая 2004 года Евгений Гаврилов: - Сергей, кто предложил в качестве названия вариант "Синяя птица"? Сергей Дроздов: - это сказка Метерлинка. Синяя птица - птица счастья, удачи. Когда мы только начинали, вышел фильм "Синяя птица" с Элизабет Тейлор. И вот как-то мы сидели (у нас тогда был ансамбль "Современник") и думали: как же назваться? Роберт (Болотный - Ред.) сказал: "А что, если назваться "Синяя птица"? Всё-таки птица удачи, счастья". И назвались. Никто всерьёз тогда не думал об этом. Мне кажется, очень удачное название. Е.Г. - Самая знаменитая песня "Клён" была исполнена вами вторично? С.Д. - Дело не в этом. Была ещё одна песня "Клён", которую пела Людмила Зыкина, с другой мелодией. К сожалению, эту песню я так и не слышал. А что касается нашего "Клёна": Мы были в Горьком, где находились в репетиционном периоде, и пошли на концерт ВИА "Калинка" из Ленинграда. Там автор песни "Клён" Юра Акулов просто выходил и играл на гитаре "Там, где клён шумит:" И никакого успеха на концерте не было. Она ещё не была записана. Но уже звучала именно та мелодия: Потом мы записали её. Что касается той и этой музыки - это разные музыки вообще. А с Акуловым мы тогда даже не встречались. Мы просто услышали эту песню и решили сделать её для себя. Когда мы записывали наш первый диск, у нас просто оставалось свободными три минуты. На тот момент у нас не было песни, которую мы хотели бы записать. И мы просто вставили песню "Клён". Я выдумал то вступление из четырёх нот: Записали в антисанитарных условиях. И всё это "выстрелило". Уже потом, лет через пять, мы встречались с Юрием Акуловым, когда эта песня стала популярной. К сожалению, автора текста нет в живых - это Леонид Шишко. А песня "Клён" до сих пор живёт. Мы вообще-то делали ставку на песню "Слова". "Возьми свои слова обратно:" Очень хорошая песня. Но она на музыканта: там сложная гармония. А всё гениальное просто. Так же, как "Yersterday" - суперпесня Маккартни. А у нас - "Клён". И что бы мы потом не пели, делали дальше, это было слабее "Клёна". Вот что сейчас мы поём - всё старое. Люди говорят: "Спойте "Клён"! А я говорю: "Давайте с первой и до последней песни будем петь "Клён"! Час сорок будем петь одну песню!" Это я шучу. А вообще хит № 1 - конечно же, "Клён". Ещё были "Ты мне не снишься", "Я иду тебе навстречу", "Мамина пластинка", "Горько", "Теплоход", "Задумчивая грусть". Было много, много хороших песен: Е.Г. - Как впервые состоялась историческая встреча вас с братьями Болотными? С.Д. - Мы все из Гомеля. Раньше же не было, как сейчас, тусовок. Раньше были конкурсы. Встреча с Болотными, совместные проекты были позже. У нас в Гомеле существовал ансамбль "Мы, вы и гитары". Мы были просто лауреатами всяких республиканских конкурсов. Мы были лучшие в Белоруссии среди самодеятельности. Там ещё был такой хороший ансамбль "Зодчие", не те, где был Сюткин и Лоза (это было гораздо позже). Мы были лучшие из всех. Мы учились на песнях ВИА "Песняры" - это наши учителя. Уже когда создался костяк ансамбля, к нам присоединились Миша и Рома. Это было до 1973 года. Нас приняли вместе в филармонию, мы добились определённых успехов, а потом, в 1974 году, мы записали сорокапятку, миньон, на котором было четыре песни. Одна из них "Клён". Была цель - выпустить диск. Выпустили. А уже потом пошли разные проекты, конкурсы, концерты. Е.Г. - Сергей, как вы стали профессиональным музыкантом? С.Д. - Как и все люди, закончил музыкальную школу. Можно даже и не заканчивать её, музыкальное училище и не иметь никакого музыкального образования, как Джон Леннон и Пол Маккартни, хотя я ни в коей мере не сравниваю себя с ними. Как и все - играл в ресторанах, на танцах. Уже потом филармония, дальше, дальше, дальше. Но это уже как вождение, навык. Потихонечку, не так быстро. А вообще я начинал с балалайки. Так же, как Владимир Георгиевич Мулявин. Струнные инструменты дают очень многое, в плане той же гитары. Семь лет я играл на балалайке в музыкальной школе. Был лауреатом различных республиканских конкурсов. А потом неожиданно я запел на танцах: Петь меня научила моя бабушка. Когда-то в Гомеле мы жили лет восемь в деревне. Что делать вечером в деревне? Щелкают семечки и поют. В основном пели для себя. Глубокие белорусские корни, Белая Русь. После балалайки я начал играть на гитаре на танцах. А когда от нас ушёл бас-гитарист, я стал играть на бас-гитаре. Был ансамбль "Современник" в филармонии города Горького. Именно оттуда мы начали. Я уже играл тогда на бас-гитаре. Е.Г. - Ансамбль был вашим самостоятельным увлечением или это вытекало из ваших занятий в училище? Сергей Дроздов: - Училище было училищем, а танцы - танцами. На танцах были Beatles, Rolling Stones, Deep Purple, Led Zeppelin. В училище этому не учили. Е.Г. - Но в филармонию, наверное, принимали людей с солидным музыкальным стажем? С.Д. - Никогда. Это уже потом, году в 1985, когда высшее образование определяло, какие у тебя ставки - высшие или низшие. А принимали по принципу: если группа играет хорошо, то на ней можно сделать какие-то сборы. Так что не имело значения, учился ты где-то или нет. Если хорошо работаешь, играешь и поёшь, то тогда ты нужен филармонии. Попасть можно было с любым образованием. Е.Г. - Переписывали ли вы песню "Клён"? С.Д. - Да, мы её потом переписали. Под компьютерную аранжировку. И ушло то дыхание, тот стиль. Сейчас заново переписали, ничего не добавляя - всё, как было раньше, ничего лишнего. И появился тот стиль "Синей птицы", та изюминка. Мы как-то сидели и разговаривали насчёт новых аранжировок, как это сейчас делается - записывают старые песни с новыми аранжировками. Витя Рыбин из "Дюны" говорит: "А зачем? Если взять у тех же Beatles и сделать новые аранжировки - это уже будет не Beatles. Ничего не надо делать. Надо оставлять те же аранжировочки". Может быть, можно добавить один новый звук, но ничего не нужно менять в структуре аранжировки. Люди привыкли слушать именно те рифы, те басовые ходы, те сбивки на барабанах. Ничего менять не надо. Всё давно проверено временем. Е.Г. - Как вы "рождали" ваши последующие хиты? С.Д. - Их никто и не рождал. Хит вычислить невозможно. После "Клёна" к нам пришёл ещё молодой тогда Слава Добрынин и принёс песню "Горько", "Ты мне не снишься". И никто не думал, что они будут хитами. Я думаю, что стали хитами все последующие песни всё-таки благодаря "Клёну", который был популярен. Тот же тембр голоса, инструменты, ничего лишнего в аранжировках. После "Клёна", на мой взгляд, хитом стала песня "Ты мне не снишься". Потом - "Горько", "Мамина пластинка". Всё шло как бы по накатанной. Но вычислить хит никто не может. Песни стали хитами, потому что они близки народу. Потому что каждая песня была выстрадана, была сделана оригинальная аранжировка. Всё было от души. Это не то, что сейчас, когда один человек может сесть за компьютер и сделать аранжировку. Может, это и здорово, но мы работали на совесть, всё отрабатывалось долго, и отбирались самые лучшие песни. Не то, чтобы петь всё подряд - нет. Е.Г. - Вы работали в немосковской филармонии. Отчего Добрынин пришёл именно к вам? С.Д. - А потому что мы часто работали в Москве, на больших площадках - Лужники, Сокольники, Дворец спорта. А композиторы шли (и сейчас, наверное, тоже самое) к популярным ансамблям, певцам. На что люди идут, там может "выстрелить" какая-то песня. Расчёт у композиторов, я думаю, был верен. Что касается Добрынина, то у него, кроме нас, был хит "Всё, что есть у меня" у "Весёлых ребят", "Напиши мне письмо". Е.Г. - Как строились ваши творческие отношения в коллективе? С.Д. - Болотные, конечно же, искали пути к записям новой музыки, были у них какие-то знакомые на студиях, на ТВ. Но нас на ТВ было мало - было три или четыре эфира и всё. В основном были диски. Как рождалась песня? Никто не писал никаких нот. Мы все садились и одну песню репетировали неделю, может, месяц, и кто-то что-то новое привносил в эту песню: какие-то рифы, какие-то ритмы, решения. Всё делали сообща. Лишь одна песня была записана на ноты. Пришли как-то Слава Добрынин и Миша Шуфутинский и принесли песню "Так вот какая ты" - она вся была расписана на ноты. Всё было выписано - и бас, и проигрыши. Всё это мы потом сыграли... А в основном, как помните ("Битлз" для меня - суперкоманда), есть фильм "Let It Be" - там нет никаких нот. Там сидят ребята и просто экспериментируют, ищут что-то. Так было и у нас. Я думаю, что так было у всех - у "Самоцветов", "Весёлых ребят". Единственное, что, я думаю, всё было писано - у "Песняров". Там было сложнейшее голосоведение. Е.Г. - Какие отношения были у вас с ВИА "Песняры"? Сергей Дроздов: - Так как мы жили в Гомеле, а они в Минске, мы их творчество знали от корки до корки. Уже в 1982 году, когда мы стали широко известными, когда "Песняры" были суперкомандой, мы встретились в городе Рыбинске. И только тогда познакомились и стали в дальнейшем общаться. Е.Г. - Кем вы работаете сейчас? С.Д. - На сегодняшний день есть четыре "Синих птицы", так же, как шесть - "Лейся, песня!" и 18 - "Весёлых ребят". Три года я работал с "Синей птицей", а потом я решил стать "хозяином себя". Сейчас работаю как солист ансамбля "Синяя птица". Когда я выхожу в зал и из зала идут записки, что "Именно ваш голос во всех известных песнях, и вы - "Синяя птица"?", я не спорю. Потому что настоящей "Синей птицы" нет и быть не может. Есть один голос, который записал почти всё. Есть "Синяя птица" в Самаре, которая к ней не имеет никакого отношения. Просто там работает барабанщик, который не записал ни одной "живой" песни в "Синей птице". Видимо, есть хотят все. Просто некрасиво пользоваться тем, что было создано не этими людьми. Есть ещё "Синяя птица" в Питере, в Вологде. И все себя называют - мы "Синяя птица"! И они рассказывают, как в 1975 году они записывали песню "Клён". Их не было тогда и в помине. Но что делать? Так что я не "Синяя птица", я - Сергей Дроздов, солист ансамбля "Синяя птица". Того, этого - какая разница! Что такое "Синяя птица"? Это Миша, Рома и Серёжа Лёвкин (он тоже живёт в Калининграде и работает сольно). Ну и я. Е.Г. - Вы общаетесь с Болотными? С.Д. - Общаемся, конечно. Миша живёт в США. Роберт отошёл от шоу-бизнеса и занялся чем-то другим Е.Г. - Сейчас вы занимаетесь сольным проектом и сочиняете новые песни? С.Д. - Мы их сочиняем, есть даже целый диск новых песен. А поём в основном старое. Как-то мы запускали новые песни среди этих песен, но люди говорили: "Всё это здорово, в стиле. Но лучше спойте старое:" Старое хорошо раскручено. Чтобы раскрутить сейчас новые песни, нужны деньги. Такая у нас реальность. Эфиры - деньги. А у нас таких денег нет, чтобы отдавать сотни тысяч долларов. Е.Г. - Как вы относитесь к современной песне? С.Д. - Сейчас очень много песен пишется на заказ, за деньги. А мы никогда не пели заказных песен: Нет, пели. Как-то мы пели несколько песен о БАМе. Но мы никогда не пели песен о партии, о комсомоле. Но так как всё тогда было направлено на БАМ, на эту стройку, и мы спели несколько песен. Е.Г. - Касаемо БАМа. Вы проводили по пять концертов в день? С.Д. - Да нет. У нас как-то было восемь. Тогда не было ни мини-дисков, ни фонограмм, ни "минус один". В каждом зале стояла аппаратура, и мы ездили туда-сюда. В конце дня мы просто упали: Е.Г. - Сергей, сколько песен в "Синей птице" озвучено вами? С.Д. - Всех песен просто физически спеть невозможно. Потому что их около ста. Я как-то сел и высчитал, что сорок семь спел я. Ужас какой-то! Е.Г. - Ваши пожелания вашим поклонникам в городе Бийске Алтайского края? С.Д. - Слушателям и вообще людям Бийска - счастья, удачи и терпения, потому что мы сейчас живём в трудное время. Люди, будьте добрее! Мы всегда рады видеть вас на наших концертах. Живите долго. Счастья, удачи и любви вам!