Я хочу вас познакомить с собственным восприятием творчества ВИА "Синяя птица". Это попытка обобщения моих впечатлений и данных, которые мне на сей момент известны.
Рождение мечты Если «вести» историю «Синей птицы» от её ведущего вокалиста Сергея Дроздова (а я бы так это и делал), то надо сказать, что всё началось с Гомеля, где Дроздов начал свою работу в вокально-инструментальном жанре в ансамбле «Голоса Полесья». Мне не известно каким образом позднее Дроздов попал в коллектив «Современник» Горьковской филармонии, как, впрочем, и то, -- были ли среди его участников, коллеги Сергея по гомельскому ансамблю… Но в биографии «Синей птицы», изложенной на её официальном сайте, читаем, что « в 1973-74 гг. в Горьковской филармонии работает коллектив «Современник» в составе: Михаил Болотный, Роберт Болотный, Борис Белоцерковский, Сергей Дроздов, Женя Завьялова, Юрий Метёлкин, Юрий Янин». По крайней мере (хотя это не удивительно, наверное, для профессиональных музыкантов), в обозначенное время они вполне хорошо сыгрались, наверняка много выступали и стали настоящим эстрадным коллективом, которому не хватало только одного: всенародной любви. Впрочем, такой шанс скоро представился. В Москве на «Мелодии» в 1974 году музыканты записывали свою первую пластинку. Ведущей композицией её должна была стать песня «Слова» замечательного мелодиста С.Дьячкова на стихи О.Гаджикасимова. Ещё в рабочем материале были две отличные песни Б.Терентьева: «Только море» и «Родина». Однако каждая из них вряд ли могла стать стопроцентным хитом: первая слегка сложновата для массового восприятия, две других узко-профессионального и лирико-патриотического содержания, годились на признание определённой части аудитории и не более того... А место для четвёртой песни на дебютном миньоне, судя по всему, оставалось. И тогда решили его заполнить, не совсем свежей, уже много раз звучавшей с эстрады, песней «Клён» Ю.Акулова на слова Л.Шишко. Её создатель (по моим сведениям, участник ВИА «Калинка») видимо, в свою очередь услышал первоначальный вариант «Клёна» в исполнении Людмилы Зыкиной (её мелодию сочинил кто-то из маститых советских композиторов и она звучала так же протяжно и распевно, как широко популярная зыкинская «Течёт река Волга»), и положил готовый текст на собственную мелодию, и даже исполнял её, впрочем, без особого успеха, со сцены. Ну и «Современники» решили: «Пусть будет», и Сергей Дроздов записал, как бы сейчас сказали , «ремикс» «Клёна», во всей полноте своего неповторимого шарма и яркого таланта. Студийная работа была уже, по всей видимости, завершена, не хватало только обозначить ВИА более ярко, чем «Современник» (тем более, что точно так же назывался джазовый ансамбль А. Кролла). В это время один из руководителей ансамбля Роберт Болотный побывал в Куйбышеве с визитом к директору местной филармонии К.С. Лисицину, после чего с 10 октября 1974 года весь состав ВИА переехал в этот город для работы. Сергей Дроздов в своих нынешних интервью рассказывает, что именно тогда музыканты решили назваться по-новому. А на слуху был совместный советско-американский кинопроект по сказке Мерелинка «Синяя Птица», и Роберт сказал: «Почему бы нам не взять это название? Всё-таки символ удачи, символ мечты…». С мнением согласились. На лейбле первой пластинки, которая увидела свет в начале 1975 года уже значилось "Синяя птица" Вокально-инструментальный ансамбль. Руководители Роберт и Михаил Болотные». А 22 февраля 1975 года афиши впервые объявили о концерте ВИА "Синяя птица" Этот день и считается Днём рождения той самой, легендарной «Синей птицы». Под сенью «Клёна» Ошеломляющий успех у слушателей того самого, в общем-то как бы «нечаянно» оказавшегося на дебютной пластинке «Синей Птицы», акуловского «Клёна» — неповторимый «звёздный час» коллектива. Впрочем, и желать его повторения, наверное, было ни к чему. Успех песни обеспечил интерес широкой аудитории. А те песни, что появлялись в репертуаре «Синей птицы» во все последующие годы всецело подтверждали не случайность этого успеха. И пусть высоты «Клёна» не достигли другие ведущие хиты ансамбля, их, тоже очень популярных, помнится так много, что перечислить все будет затруднительно. Лично я, поклонник творчества ВИА с немалым уже стажем, не возьмусь «сортировать» песни «Синей птицы» по рейтингу популярности, потому что ещё сегодня, спустя двадцать-тридцать лет, продолжаю открывать для себя ту или иную в качестве любимой. В своё время такие песни почему-то прошли мимо, а позднее, наверное, с возрастом, проникали в душу, ложились на сердце и навязчиво «мурлыкались» в течение дня (и даже иногда приходили во сне, всплывая откуда-то из глубин потаённой памяти, от чего едва встав с постели, я сразу включал проигрыватель, ставил пластинку и уже совершенно по-новому слушал знакомую, в общем-то для меня песню). В общем, вместе со мною песни «Синей птицы» «по жизни шагают» и «скучать не дают никогда», а если говорить не расхожими цитатами, согревают, поднимают настроение, вносят в мою жизнь светлую надежду на то, что всё в жизни будет хорошо, если будет жить любовь, лелеют потаённые ностальгические чувства моей души и т.д.… И знаю, что не я такой один исключительный. Считаю, что это — весьма существенно в оценке творчества коллектива. Вот так и «Клён» пришёл ко мне позднее, чем «Моя любовь жива» (наверное в силу того, что во времена «Клёна», я был ещё подростком, которому была не ведома грусть несбывшихся надежд). А теперь люблю «Клён», как «визитку» любимого ВИА. И, насколько знаю, ни один концерт «Синей птицы» ( в каком бы составе она нынче не выступала: самарском, вологодском, или Сергей Дроздов & сотоварищи) без «Клёна» не обходится. Музыканты обычно приберегают его, как самое «вкусное» — на финал, но часто ещё и повторяют, по просьбе зрителей, поют вместе с залом… Любимые заочно К жителям провинциальных, не крупных городов России "Синяя птица" прилетала прежде всего из радиоэфира и с бороздок виниловых пластинок. ВИА был и остаётся коллективом концертным, гастролирующим, который собственной «специальной раскруткой» словно бы никогда и не занимался. Очень скудна информация о «Синей птице» в СМИ периода её головокружительного полёта. Честно признаюсь, что где-то до 82-84 гг. я не мог связать «такой запоминающийся вокал «Синей птицы» с именем Сергея Дроздова: информации на пластинках в ту пору не было почти никакой, обычно назывались только руководители ВИА, так что я, наивный, и считал, что это братья Болотные так хорошо поют. Моё заблуждение подогрел какой-то (редкий для «Синей птицы» случай!) фильм-концерт по Центральному ТВ, где "Синяя птица" пела «Мамину пластинку» — запомнились двое усатых дядей… А то, что «с усами — это Болотные» я почему-то был на 100% уверен. С появлением на обложке диска "Синяя птица" в Лужниках имён участников ансамбля, я узнал, что ведущие вокалисты у любимого ВИА другие, чем я предполагал, но полностью связывать и определять из многих и многих Дроздова стал только совсем недавно, особенно хорошо после того, как увидел и услышал его, сегодняшнего, на концерте в нашем Яранске в конце ноября 2003 года. Это было что-то невероятное! Но в жизни человеку должно хотя бы раз повезти. Если Магомет не идёт к горе, гора сама пришла к Магомету. Я не скажу, чтобы я все эти годы очень уж стремился увидеть на сцене «Синюю птицу». Наверное, смог бы увидеть, если бы поставил такую цель. Но моему обожанию видно вполне хватало песен с виниловых пластинок (их у меня набралось аж восемь альбомов, плюс несколько синглов-миньонов) и магнитозаписей (период второй половины 80-х в грамзаписи, увы, отражён не весь, в частности — нет грампластинок с записью песни Теодора Ефимова «В 7 часов у Никитских ворот», песня появилась лишь на CD в 1995 году, а некоторые, как например «Маленький гном» в исполнении солистки Светланы. Лазаревой, не присутствуют ни на одном нормальном носителе). Но вот, получилось так, что Сергей Дроздов с музыкантами сам приехал в наш небольшой городок (расскажу об этом поподробнее, так как событие для нас исключительное). Это был полуторачасовой концерт в рамках кампании по выборам губернатора. Причём билеты стоили 30 рублей и их, по-моему даже в кассу не выкладывали: разошлись по рукам. Афиши появились только накануне концерта. Мне позвонила жена, сказала, что к её подруге пришёл муж (он в районном центре досуга звукооператором) и предлагает билеты на «Синюю Птицу» Брать? Я говорю «Бери». А про себя ещё подумал: «Лажа какая-нибудь». К нам ведь на моей памяти только «Коробейники» приезжали, так это было ещё в 1974 или 1975 году, а больше «звёздных» ВИА не было, всё больше шабашники «от громких имён» или свои доморощенные (хотя есть и среди них интересные). Червячок сомнения всё же был.(Дело в том, что в Кирове тоже существовал когда-то в конце 60-х ВИА «Синяя Птица», но быстро и благополучно развалился и я подумал: может кто-то воспользовался этой полу-легендой и возродил «птицу» кировскую?) Но, одно согревало: неделю тому назад другой кандидат в губернаторы привозил в качестве своего доверенного лица Валентину Толкунову к нам же в Яранск. И потому я решил позвонить в РЦД, узнать что за «птица» приедет? Сначала мне сказали: «Это те, которые «Синий иней» поют! Я говорю: «Да вы что, девушка? и т. д...» А она говорит: «Ой, я сейчас передам тут трубку». И мужчине какому-то передала. Он говорит: «Кто вас интересует?» Я говорю: «Сергей Дроздов будет?» «Да!», -- отвечает. Я обрадовался:«Ну, -- говорю, -- тогда всё. Больше ничего не надо! Раз Дроздов будет, всё замечательно!» И мы с женой и с дочкой маленькой ещё пришли на концерт. А я— журналист в местной газете. А до начала ещё минут 15 оставалось. И я всё «дёргался» то ли сейчас к музыкантам пойти, то ли после концерта. До— как-то не принято. А после—вдруг они тут же и слиняют: чего им у нас ловить-то? А жена говорит: «Иди, когда ещё такая возможность будет...» Я встал и пошёл за кулисы через сцену. В первой гримёрке (она у нас проходная) сидела диктор ТВ Вятка Елена Услова. Это я потом уже понял. что это она, уже после беседы с музыкантами, хотя чуть ли не ежедневно её лицо по телевизору вижу, но мне не до неё было. Я только представился и спросил: «Можно ли с Дроздовым поговорить?» Наверное её за вахтёра сначала принял... А она говорит: «Зайдите, спросите сами». Я и зашёл: «Здравствуйте...» И поговорил очень даже просто. И был счастлив донельзя. Даже в конце ужасно расчувствовался и фанатом «СП» себя обозвал, хотя до фанатизма тут никогда не доходило, разве что до любви огромной... Потом я написал заметку в родную газету. Её сначала не ставили, пока выборы не кончились, потом вообще про неё «забыли», а потом я под неё в январе (с нового 2004 года) рубрику придумал и её напечатали, только пришлось её подужать и перефразировать (всё же время уже прошло). И мне она совсем в этом виде не понравилась. А для себя я написал сразу же тогда отдельную: просто взял и списал с диктофона наш разговор. Вот этот вариант: почитайте. Неповторимый вокал Дроздова из легендарного состава ВИА «Синяя Птица» покорил Яранск В нашем городе 29 ноября 2003 года с концертом побывали музыканты «Синей птицы». Я встретился с ними в гримёрной районного Центра Досуга, чтобы познакомиться с теми, кого давно и бескорыстно люблю. А.Д.—Мне бы хотелось знать что представляет из себя "Синяя птица" сегодня? То есть, в каком составе вы выступаете? Он прежним сохранился? Сергей Дроздов: -- Вы знаете, Саша, очень тяжело сохранить прежний состав. Но дело в чём: так уж получилось в этом мире, в этой жизни, что почти все песни «Синей птицы» спел именно я. И мой голос, его тембр (я не знаю: что в большей степени?) ассоциируется с «Синей Птицей». У нас состав и музыканты неоднократно менялись. И был Лёвкин, и Саруханов Игорь, и Лазарева была... Но дело не в том, а дело—в стиле: как спеть. То есть, если люди нас узнают, так это и есть—"Синяя птица". Там же сейчас есть много составов и «Лейся песня», и у той же «Синей птицы». Так что, зрителю судить: «Who is Who?» А.Д.—А женского вокала у вас теперь совсем нет? Сергей: -- Нет. Мы же все сейчас уже женатые люди, и нам противопоказано женщин задевать... (шутка юмора). У нас ребята поют как женщины... (всеобщий смех) А.Д.—Круг ваших гастролей велик? Сергей Дроздов: -- Очень напряжённый график гастрольных поездок. Это значит, что творчество наше по-прежнему нужно... В разговор вступает музыкальный руководитель группы Сергей Арабаджи: Сейчас всплеск интереса к этому периоду музыки семидесятых-девяностых. Потому что те поколения, которые слушали, росли на этой музыке, занялись бизнесом, какими-то нормальными делами. Им сегодня приятно отвлечься, окунувшись в ту атмосферу беззаботности и любви, юности... Дроздов: -- Некоторые не хотят и выныривать даже... А.Д.—Для читателей (и почитателей!) напишите своей рукой несколько строк! Дроздов : -- Нет, Саша, я лучше Вам напишу... А там—если хотите, дальше... Так что... (говорит он в процессе письма) ... работаем и работаем... Двадцать девятое сегодня?... А.Д.—Вы играете по-прежнему на бас-гитаре? Дроздов: -- Нет. Может быть к сожалению, может—к счастью я, во время спада всего интереса к творчеству вокально-инструментальных ансамблей, выступал номером соло, просто под гитару... С Ободзинским работал одно время. А потом, когда уже собрал коллектив, я уже не стал менять гитары. Потому что пою романсы. Я уже не играю на бас-гитаре с 1988 года. Как ушёл из «той» «Синей Птицы»... А.Д.—А с Ободзинским когда судьба свела? Дроздов: -- Это уже в 1997 году... А.Д.—Он пел, вроде бы репертуар Вертинского тогда? Дроздов: -- Нет. Он пел вообще всё... Это последний диск вышел у него как-бы с романсами Вертинского... К сожалению, многих уже нет в живых... А.Д.—А где сейчас Роберт и Михаил? Дроздов: -- Роберт живёт в Калининграде. А Михаил—гражданин США. В шоу-бизнесе их к сожалению сейчас нет. Они собираются примкнуть ко мне как бы... А.Д.—И ваша группа в «обойме» теперь? Сергей Арабаджи: -- Вы в начале беседы сами ответили на этот вопрос. Если наша «тема» актуальна для зрителя, то—всё в порядке, и мы востребованы. Разумеется, если говорить о первом эшелоне: Орбокайте и Киркоров, то, мы не в их обойме. Но у нас есть своё место, свои песни... А.Д.—Репертуар прошлых лет... Сергей Арабаджи: -- Почему? У нас есть и новые песни, Сергей Дроздов пишет новые песни и записывает их на студии. Но у людей интерес к старому репертуару, и мы поём их для них.. А.Д.—Не стремясь в хит-парады? Сергей Дроздов: -- А кто их составляет? Скажите, Саша: кто составляет хит-парады и для чего? А.Д.—Ну, не знаю... Сергей Арабаджи: -- Для того, чтобы попасть в хит-парад, нужно быть всё время в эфире , прежде всего телевизионном. Мы звучим на радио. А те крупные «рыбы» (пираньи) -- отдают всё, чтобы быть в хитах. Сергей Дроздов: -- А мы довольны своим зрителем. Причём, всегда считали, что он—это от 40 лет и дальше, но, к счастью, ошиблись. За автографами к нам заходят 16 и 17 и 19-летние, что очень РАДУЕТ некоторых... Кто-то из присутствующих: -- И восьмилетние заходят... Дроздов: -- Ну, нет: это ты видел? «Я сам сегодня видел: ты шла с другим, ты шла с другим... Так что, Саш, -- я всё сказал! А.Д.—Я уже ремиксы слышал на «Вот какая ты». Дроздов: -- Это был неудачный микс. Вытащили голос со старого диска и никому это оказалось не нужно. Лучше сохранить те старые аранжировки, потому что люди помнят именно их. И они хотят узнавать песни. А.Д.—Напоследок: о составе? Кто за что отвечает? Дроздов: -- Мы отвечаем за качество и не поём под фонограмму. А.Д.—Я о том, что Сергей Дроздов—вокал, а далее...? Дроздов: -- Далее? На клавишных играет Сергей Арабаджи, лауреат джазовых фестивалей. На гитаре играет лауреат джазовых фестивалей Владимир Васильев. На бас-гитаре играет также... (у нас одни лауреаты!) Виталик Зайков. На барабанах—Олег Митрофанов. Звукорежиссер нашей всей шоу-группы—Алексей Кухианизде. Нас мало, но мы в тельняшках... Послушаете сами сегодня. А.Д.—Для нашей провинции ваш приезд—событие исключительное. И мы давно ждали вас и любим... Спасибо вам за творчество. Дроздов: -- Мы никогда не подразделяли Россию на провинцию и центр. Люди, везде люди. Мы легко выступали на стройках БАма, в Афгане и ничего не боялись... Словом, нам не страшен серый волк... А.Д.—Ещё раз вам за это спасибо! Александр ДЕНИСОВ. 29.11.2003 г. Яранск. (Это было лирическое отступление, а теперь вернёмся в начало 80-х, чтобы продолжить нашу повесть о «Синей птице») Всегда в пути Такое впечатление, что гастроли были основой работы коллектива ВИА "Синяя птица". О студиях и телесъёмках ничего нигде не упоминается. Если бы не рекордное для советских ВИА той поры количество долгоиграющих пластинок «Синей птицы», можно было подумать, что музыканты не вылезали из туров. И на фотографиях "Синяя птица" обязательно на сцене, не всегда такой грандиозной как во Дворце спорта Лужники, часто и на небольших сценах Дворцов культуры и филармоний. Велик круг и зарубежных гастролей, по странам социалистического лагеря до 1985 года, а потом — и дальнее зарубежье: Кипр, Африка, Азия, США. Где-то сразу после США, в 1991 году коллектив распался. И собрался вновь в 1999 году. Возрождённый ансамбль снова гастролирует по стране, причём в нескольких составах, каждый из которых по-своему интересен. Самарская, как бы официальная, возрождённая "Синяя птица", пожалуй, является не только правопреемником, но и продолжателем традиций, хотя в её составе нет отцов-основателей: Болотных и Дроздова ( Я, конечно, Сергея имею в виду, потому что есть как раз Дроздов Александр, по-своему интересный вокалист и автор песен), зато — с восхитительным Барковым и ещё с молодым Зориным, вокал которого, говорят, напоминает молодого Сергея Дроздова. По мне, так пусть так будет и хочу ещё, чтобы выходили альбомы, хотя бы концертные с новыми песнями, в традициях «Синей птицы». Я с одинаковым уважением отношусь к желанию дарить зрителям встречи с репертуаром легендарного ансамбля и Сергея Дроздова отдельно, и В. Преображенского (из Вологды, который исполняет номера из песенной коллекции «СП») и официального самарского коллектива. Ещё бы хорошо было, чтобы все они что-то записывали на ТВ, радио или приезжали хотя бы изредка и мимоходом в такие райцентры, как наш: тут без «Синей птицы» народ просто истосковался, хотя, с другой стороны, на билеты свыше 300 рублей, вряд ли денег многие найдут… Недавно (в декабре 2004) на Толкунову по 300-500 за билет только пол-зала сумели продать и концерт, увы, не состоялся. Но даже если чуда не произойдёт, с нас хватит и уже имеющихся записей, тем более, что сейчас с ними знакомимся по-новому, в цифровом звучании, без лишних искажений, щелчков, провалов и прочего шелеста. Вот такая история, которой мне очень хотелось с кем-нибудь поделиться.