По хоже, что апологеты английского депрессивного романтизма, группа Anathema нашла свою тактику выпуска альбомов (EP-LP-EP-LP), и наконец в свет вышел новый полнометражный диск. Но не стоит пугаться раньше времени и впадать в отчаяние, не обнаружив в составе исконного фронтмэна Даррена Уайта. Команда оправилась от внутренних неурядиц и не посрамила чести и славы британского высокодуховного металла. Новый альбом открыл для них новые просторы на бескрайних полях туманной музыки.
Пришла пора разъяснить создавшуюся ситуацию в группе и развеять многочисленные домыслы по поводу увольнения из группы Даррена, а то уже поползли слухи о том, что он пошел пятнами, как небезызвестный Саруман Белый. Однако все гораздо проще. Но кто, как не один из отцов основателей, а ныне по совместительству еще и вокалист может все рассказать? Итак, по вашим заявкам на все вопросы отвечает Винсент Каванах.
“Даррен в то время начал нас очень сильно стеснять , заставляя появляться в студии слишком рано. Мы оказались тогда под тяжелым временным давлением, но все же за короткий период времени мы приступили к работе над музыкой, которая нам казалась лучшей, чем то, что мы сотворили к тому времени. Но не над текстами Даррена – к тому часу их еще не было. Он взялся за две недели написать вокальные партии, а его тексты оказались откровенно непригодными. Мы сказали ему об этом, а также о том, что он уже не годится для нашей группы, и в результате выставили его. Должно было что-то случиться, и в конце-концов, мы очень рады, что сделали этот шаг и альбом получился таким классным. После месяца репетиций мы написали тексты и наложили на них музыку. Теперь альбом имеет концепцию и все смотрится очень цельно”.
Надобно обязательно подчеркнуть, что со старым вокалистом Дарренном Уайтом новый альбом звучал не просто по-другому – он был бы совсем иным – и это несмотря на то, что существенная часть записей, помещенных на CD, была записана еще до его ухода. Все ж-таки Даррен играл далеко не последнюю роль на предыдущих альбомах. Все вроде бы до этого было хорошо, и вот те, бабка, и Юрьев день! Anathema как и квинтет делали достойную музыку, но расставание с вокалистом достаточно странно, после всех публикаций о группе оно всплыло внезапно, как американская подводная лодка в Персидском заливе. Выясняется любопытная вещь, что единство в группе было потеряно уже давно, и Винсент это косвенно подтверждает:
“Я полагаю, на Pentecost III было понятно, что Даррен выбрал свое собственное направление. Мне этот диск вообще не кажется лиричным, я не сомневаюсь, что Даррен имеет какие-то убеждения, которые привели к таким результатам, но я его просто не понимаю. Поэтому это больше не было Anathema. На Serenades я искренне восхищался его текстами, но теперь они откровенно лажают”
Ладно, все, у матросов нет вопросов. Но не отразится ли это на качестве звучания? Все ж таки труд-то тяжелый – вчетвером-то, да ещё на концертах-то? Обычно, когда группу покидает какой-то музыкант (имеется в виду, что не отдает концы, а просто уходит), ему принято искать замену. Anathema же не пошла по этому пути, и принесли в жертву своим интересам одного музыканта.
“У нас никогда не возникало мысли искать нового вокалиста на стороне. Я полагаю, что группа должна быть как можно меньше. Чем меньше группа, тем больше концентрируется результат. Я знал, что смогу заменить Даррена. И для нас The Silent Enigma это только начало, новая Anathema достигнет гораздо большего!”
Не будем спорить с мнением музыканта, но вполне вероятно, что с изменением голоса группа потеряет некоторую часть фэнов. А приобретет ли она новых? Как знать… Когда слушаешь этот альбом, то в башку приходит просто гениальный эпитет – весьма немногословная пластинка. Но тут мы начинаем подбираться к основе песен – то бишь к текстам. На предыдущих альбомах ответственным за тексты был Даррен, и как уже отмечалось, у него был собственный взгляд на мир. Так чем же отличается творчество группы в плане текстов?
“Это не мой стиль – писать развернутые тексты, относящиеся непосредственно ко мне, потоэтому они выглядят по- другому. В течении месяца, когда писались тексты, мы прежде всего пытались открыто выразить в музыке те чувства, которые присутствуют в нас. Остаток от музыки мы переводили в слова, приспосабливали к ее настроению – было ли оно мрачным и угрожающим или прекрасным и светлым. На этом альбоме тексты, которые проникают в философские материи и которые рассказывают не только о бессмысленности существования. Содержательно, это гораздо глубже, чем это всегда было у Anathema, над чувством, которым проникаешься, переживая темные стороны жизни. Но это тот случай, когда слова следуют просто за музыкой”.
Ага, так. Кажется, мы сейчас начнем тонуть во всех этих философских сентенциях. То есть сейчас группа встает на позиции изучения окружающего мира через себя?
“Верно, это мое убеждение, что на различных стадиях сознания было бы печально оставлять наблюдения над собой нерешенными – здесь проявляется отпечаток познания. Жизнь можно объяснить не только логикой, это происходит потому, что чувство поиска улавливается через смысл во всем. Все это очень позитивные вещи, поэтому однажды понимаешь, что есть не только обычная жизнь, но и приобретается универсальный взгляд на мир – результаты индивидуальных, эгоистических стремлений становятся неважными. Я хочу подчеркнуть, что все это – идеи как тексты – основываются не на каком-то “внешнем” материале, не на поэзии или религии, они следуют из того, как мы чувствуем нашу музыку”.
Следует ли понимать, что группа сейчас играет в своем собственном стиле или это что-то другое? Всегда ведь может найтись кто-нибудь и обвинить группу в плагиате.
“С того времени, как мы написали песню под названием Crestfallen, у нас появилось представление о НАШЕМ стиле. Для многих бессмысленно смешивать стили, но только не для нас. Мы хотим гордиться тем, чего до нас не было. И я нахожу, что в отношении The Silent Enigma мы достигли идеала”.
Если описывать музыкальные новшества группы, то в первую очередь следует говорить об экспериментальной смеси из дэт-метала и готических элементов, которые впервые четко обозначались на Serenades. Похвально, что музыканты достигли такой стилевой связки. Но как Anathema все-таки пишет свои бессмертные творения?
“Когда мы пишем песню, это должен быть естественный процесс творения. Он очень инстинктивен. Я не могу описать, это по-другому. Мы конструируем не из вещей, которые мы где-то слышали”.
Заглавная композиция The Silent Enigma окончательно закрепляет впечатление, что музыка и произнесенные/пропетые слова лежат по разные стороны, и Винсент заявляет, что “Такое разделение сознательно подчеркивает важность именно музыки. Мне очень хотелось бы, чтобы наши слушатели представляли б себе каждый свою картину происходящего, чтобы они поняли, что означают наши тексты и наша музыка. The Silent Enigma очень открытый взгляд на мир, его можно рассматривать как вселенную, и как искусство и мудрость, которые мы сознаем в нашей жизни; или как загадку жизни после смерти, как ее можно представить, но для нас это не просто переселение душ. Для нас эта вещь и тот месяц, в который она была создана, означает интерпретацию того, что мы пережили”.
Ну что ж, вполне исчерпывающий ответ. Но кто знает, может, все ж таки кто-нибудь и сможет разделить эту самую интерпретацию. К этим метафизическим концепциям можно относиться по- разному, однако в любом случае музыкантам удалось представить много аспектов своего творчества и приоткрыть свои мысли. Но вот нужно ли было это делать, говоря столь возвышенно о своем альбоме, такое ощущение, будто Винсент говорит о классической музыке, а не о дум-металле. Ведь все-таки есть сомнения, что большинство слушателей сможет так же адекватно оценить результат деятельности обновленной Anathema… Время покажет, кто все-таки был прав в прогнозах о долговечности такой музыки.