В конце мая 1990 года произошла первая робкая попытка свести Крупнова с Алексеевым, и тем самым вновь собрать костяк ОБЕЛИСКА. Крупнов: "Ко мне приехали "Алексис" с "Цовом" и привезли с собой литр спирта. Предложили посидеть, выпить. А когда я отказывался?.. И когда уже все были в подпитии, "Цов", как истинный дипломат, "лупанул" мне в лобешник: "Давай ОБЕЛИСК воссоздавать!" "Алексисушка" к этому моменту был уже "никакой", да и мы с "Цовом" не лучше. Поэтому серьезно это предложение никто не воспринял..." Алексеев: "Иванцов постоянно говорил мне, что пора реформировать ЧО. Я отказывался, думая, что все начнется сначала. Да и к тому же, у меня своя группа была, мы новую программу готовили... Но потом я все-таки позвонил Толику и придложил ему приехать к нам на базу. Он приехал, и мы (т. е. я, он и Комаров) попробовали сыграть вместе. Я увидел, что Крупнов действительно "поднабрался" в ШАХЕ профессионализма, и решение о воссоздании было принято." Свершилось! Ровно (!) через два года после распада, 1 августа 1990-го ЧО, как легендарная птица Феникс, восстал из пепла. Вопроса о том, кто будет барабанщиком нового ОБЕЛИСКА, не существовало. Им стал Сергей Комаров, работавший с Алексеевым в ТА. "Я помнил, что "Комар" очень клевый барабанщик, - говорит Крупнов. - Ведь я был знаком с ним с 1986 года. Но когда я услышал как он теперь стал играть... Это человек, который мог играть с бешеной скоростью в две "бочки" и при этом просто идеально ровно вести качевые размеры. У него была пушечная подача и... Короче, это было то что надо. Я с таким барабанщиком вообще никогда не работал за всю свою жизнь. Ведь в старом ОБЕЛИСКЕ я не мог воплотить в жизнь все свои идеи во многом из-за барабанщика. Колька (Агафошкин, - автор) существовал как бы по инерции. К тому же, сменить его мы не могли. Тогда просто не было таких профессионалов как сейчас. "Тяжелых" барабанщиков не было практически вообще. Агафошкин же худо-бедно, но справился. А тут я увидел такое... "Комар" устраивал меня на все 200%. Я с ним мог своротить горы. На него я очень много ставил. Если бы не было "Комара", то еще неизвестно, воссоздался бы ОБЕЛИСК вообще..." Вдобавок выяснилось, что еще работая в ЛЕГИОНЕ, Комаров мечтал играть в ЧО. И теперь, когда его мечта осуществилась, он все свои силы отдал на то, чтобы ОБЕЛИСК не просто вернулся на сцену, а вернулся с должным достоинством. Вторым гитаристом ЧО стал (по старой памяти) Михаил Светлов. Светлов был единственным из ОБЕЛИСКА, с кем Крупнов поддерживал отношения после событий 1988 года, и, естественно, что Толик именно ему предложил присоединиться к старой новой формации. Кроме этого, к ЧО примкнули ещё два человека: бессменный звукооператор Женя Чайко и Эдик Ратников, (да именно тот самый, который когда-то был техником ОБЕЛИСКА), претендовавший на роль менеджера группы. ОБЕЛИСК приступил к репетициям на базе Алексеева, т. е. в Центре Информации на "Водном стадионе". Первой вещью возрожденного ЧО стала песня под лаконичным названием "Стена". "Я ехал в электричке домой с дачи, - вспоминает Крупнов. - И вдруг меня просто "пробило". До этого момента я находился в некоторой неопределенности. Я точно знал, что не буду делать музыку в струе старого ОБЕЛИСКА, и в то же время еще точно не знал, что я буду делать теперь. И вот именно тогда, в электричке, я все понял. Я как-то сразу придумал рифф и текстовую основу для "Стены", а на примере "Стены" осознал, что мне надо делать дальше. Я понял, что музыка ЧО будет менее навороченная, нежели в 1988 году, но более мелодичная, жесткая и ритмичная (какой собственно "Стена" и получилась), и еще я четко понял, что мне нужно делать упор на бас... Приехав домой я буквально за пятнадцать минут доделал "Стену" до конца и больше ее не трогал. В этом, первоначальном виде, она и вошла в альбом." После "Стены" группа сделала еще одну вещь: англоязычную "We Got Enough". Саму эту фразу придумал Крупнов, а текст написал его приятель Костя Савченко. Эти две вещи ("Стена" и "We Got Enough") были записаны на пленку. Запись производилась на репетиционной базе. Между тем слухи о возрожденнии ОБЕЛИСКА начали проникать в тусовку. Но, т. к. никто из членов группы не появлялся с достоверной информацией ни на радио, ни на телевидении, то люди просто боялись верить этим сообщениям. Но как хотелось верить! Все сомнения были развеяны 23 сентября 1990 года. Именно в этот день новый ЧО впервые появился на сцене. Это событие произошло в рамках фестиваля "Железный Марш" во Дворце Культуры "Крылья Советов". (Поразительно! Вы только проследите за аналогиями в творчестве группы! Собрались 1 августа 1986 года, распались 1 августа 1988 года, реформировались 1 августа 1990 года, первый концерт - 23 сентября 1986 года, первый концерт после реформации 23 сентября 1990 года. Удивительные совпадения!) История этого выступления весьма интересна. Дело в том, что все фестивали "Железный Марш" закрывает КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА на правах учередителя всего мероприятия. 23 сентября КОРРОЗИЯ отыграла свой сет и спустилась со сцены. После этого милиция, находящаяся в зале, погнала всех зрителей к выходу. Половина публики ушла домой. Однако другая половина, видя, что свет не зажигается, а аппаратура не убирается, осталасась. В таком ожидании прошло около получаса. И вдруг загорелись сценические лампы, и на сцену вышел Крупнов с товарищами. "Здравствуйте все! - сказал Толик. - Я счастлив снова играть в составе ЧО. Надеюсь, вы не забыли нас... ЧО приветствует своих болельщиков!!!" За этими словами последовали "Стена", " We Got Enough" и до боли знакомые "Полночь" с "Черным Обелиском". Какой там "забыли"! Надо было видеть что творилось в зале! Несмотря на то, что в зале осталась половина публики, шума было не меньше, чем при выступлении КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА - хедлайнеров фестиваля. Отыграв четыре вещи ОБЕЛИСК поблагодарил всех присутствующих и удалился. Теперь расcкажем о том, чего зрители не могли заметить. Дело в том, что к моменту выхода ЧО на сцену, один из басовых барабанов был пробит. Выступление группы было просто спасено Комаровым, которому пришлось играть на одной "бочке" , в добавок ко всему, еще и левой ногой. Остается просто загадкой: как Сергей смог вести барабанные партии в песнях? А каковы были впечатления Крупнова после выступления? "Я очень плохо помню этот концерт, - говорит он, - потому что я дергался перед ним гораздо больше, чем перед первым выступлением ЧО в 1986 году. Да и к тому же, выступили мы не очень удачно. Не получилось все, что планировали. Мы хотели сыграть больше. Планировались вещи из старого репертуара: "Литании Сатане", еще что-то. Но все это было построено на Сережкиной игре, а эти проблемы с "бочкой"... Еще и Мишка Светлов постоянно "вылетал" чисто по игре. Но несмотря на это, реакция зала была очень хорошая, если не сказать больше. А "Комар"... Он спас тогда все. Я просто не представляю себе, как бы все это выглядело, если на его месте был бы другой барабанщик..." Давая автографы после выступления, Крупнов во многих из них, помимо своей подписи, писал "ОБЕЛИСК жив!" (Кстати, это выступление ЧО во Дворце Культуры "Крылья Советов" было записано на пленку. Гораздо познее (в 1994 году) песни "Стена" и "Полночь", исполненные на этом концерте, увидели свет, войдя во вторую часть сборника "Память О Прошлом".) Итак, реанимация ЧО прошла успешно. Внутри коллектива царило состояние эйфории. Работа над новым материалом шла полным ходом. Но появились чисто музыкальные проблемы... Крупнов: "Мы поняли, что Светлов "не тянет"... Дело в том, что я поднабрался чисто чесовой скорости в ШАХЕ, у "Алексиса" с этим всегда все в порядке было, а у "Ботаника" - нет... И еще: Мишкины соло-партии. Я уже привык к соло Гарсии (он очень профессионально играл), а соло Светлова по сравнению с Антоном - это любительщина... И мы решили взять другого гитариста..." Таким образом, Светлов (в который уже раз!) был уволен из ЧО. Он вернулся к своей сольной карьере. Эдик Ратников предложил на роль гитариста Василия Билощицкого (параллельно сотрудничеству с ОБЕЛИСКОМ, Ратников являлся в то время менеджером группы Э.С.Т.), который как раз в этот момент покинул Э.С.Т. Василий Билошицкий - человек, прекрасно известный в тусовке, так что описывать его творческий путь, на наш взгляд, просто не имеет смысла. Достаточно сказать, что это профессионал высочайшего класса. Неудивительно, что он был сразу же зачислен в ряды ЧО. Группа решила пока не давать концертных выступлений, а полностью сосредоточиться на студийной работе. В октябре 1990 года ЧО записал на базе мини-альбом (если так можно назвать запись на магнитафонную ленту) "Жизнь После Смерти". В него вошли песни "Меч" (о которой мы уже упоминали выше), "Стена" и "We Got Enough". Была записана и ещё одна композиция - "Одинокий Герой", но Крупнов строго запретил ее распостранять, т. к. это была совершенно "сырая" вещь, практически не имеющая текстовой основы. Вслед за этим мини-альбомом ребята планировали приступить к записи полнометражной ленты. Но... Произошла трагедия... Произошло то, чего никто не мог ожидать. 13 ноября погиб Сергей Комаров... Мы не возьмемся сами описовать трагические события. Предоставим это людям, более компетентным... Вот отрывок из статьи "Снова - убийство по объявлению", опубликованной в газете "Московская Правда": "Два жителя Химок - А. Бабкин и В. Сеин решили продать три японских видеомагнитофона, а поскольку объявления в рекламное приложение к "Вечерней Москве" принимают только от жителей столицы, они указали телефон своих московских приятелей - музыканта С. Комарова и его жены Юлии. Когда объявление увидело свет, они приехали в однокомнатную квартирку в Бибирево и вчетвером стали ждать предложений. Наиболее подходящим покупателем оказался некий молодой человек, который вскоре после звонка приехал посмотреть аппаратуру. Как только Сеин пошел в комнату показывать покупателю товар, трое на кухне услышали какой-то хлопок. И тут же в дверях возникла фигура с револьвером в руках. Налетчик, угрожая оружием с глушителем, заставил всех троих лечь на пол. А дальше начались странности. Почти два часа налетчик расхаживал по квартире, собирая в свою сумку медные пятаки, женскую косметику, украшения. При этом он мило беседовал со своими жертвами, интересовался, сколько им лет, чем занимаются. Эту странную беседу прервал стон, как потом выяснилось, смертельно раненого Сеина. Убийца вышел из кухни, и в это время Бабкин, лежавший у плиты, достал газовый пистолет. Как только бандит показался на пороге кухни, Бабкин выстрелил, а Комаров и Юля стали бросать в налетчика всем, что попадалось под руку. Закашлявшийся налетчик отстреливался наугад - при этом Юля была тяжело ранена. Затем Бабкину и Комарову удалось прорваться на балкон, но на крики о помощи двух истекающих кровью людей, увы, никто не отреагировал, хотя трагические события разворачивались, как говорится, средь бела дня. Грабитель продолжал стрелять, убил Комарова. Еще немного - и с последним строптивцем будет покончено. Но тут кончились патроны, именно поэтому Бабкину, несмотря на удар по голове, который нанес ему преступник, удалось вырваться из этого ада. И, хотя милиция приехала через 10 минут после вызова, преступник уже скрылся." Вспоминает Крупнов: "Я четко помню этот день. Я сидел дома, когда позвонил "Алексис". Он сказал: "Ты знаешь, кажется "Комара" убили..." А я был пьяный, поэтому для меня это прозвучало где-то там... Я ответил: "Не гони" и повесил трубку. Он позвонил еще раз и сказал, что не может дозвониться Сережке, а в газетах напечатали (я газет тогда не читал), что где-то в районе "Комара" убили барабанщика одной известной московской группы... Я подумал: но почему "Комар"? Т. е. я не мог даже предположить, что нас может каким-то образом коснуться нечто подобное... Но в конечном итоге выяснилось, что это действительно так... У меня было просто состояние веревки... У меня возникало ощущение человека, которому сказали: "Вот ты заберешься на эту горку, и там, на самой вершине, все будет хорошо." И вот я из последних сил добираюсь до вершины и вижу перед собой еще одну горку, уходящую просто за облака... Мы затратили так много сил... Мы репетировали по шесть, по восемь часов в день, т. е. пока просто чуть ли не уползали из зала... Это действительно была машина. Машина, которой могут позавидовать многие группы. Позавидовать по ритм-секции (по мне с "Комаром"), по чесам "Алексиса" и по Васькиным чесам и соло. Это было дай Бог... И вдруг - бац!.. Просто безумная эйфорическая радость в одну секунду сменилась чернейшей депрессией... Как бы блуждаешь по пещере, находишь свет в какой-то щели, разламываешь все, чтобы добраться до выхода, а оказывается, что это обыкновенная лампа горит. И сразу все опускается... После всех этих событий у меня был такой запой и закур, что мало не покажется никому..." Да, жизнь - жестокая и безжалостная вещь... Особенно в этой стране, где человеческая жизнь стоит так мало... Дешевле техники. Дешевле видеомагнитофона... Можно ли представить себе чувства, которые переполняли членов группы в то время? В этом месте нашего повествования следовало бы сделать паузу, но, к сожалению, на бумаге это невозможно... Итак, жизнь все-таки продолжалась. И эта жизнь поставила перед ЧО новую проблему: надо было найти достойную замену Комарову. Учитывая уникальные способности Сергея, можно понять, что задача была не из легких. Фэны группы, только-только вздохнувшие свободнее и получившие надежду, вновь опустились в бездну неизвестности и тревоги за будущую судьбу ОБЕЛИСКА... ЧО приступил к прослушиванию барабанщиков. "Мы слушали Гешу (он играл в МАФИИ и в ПОЛТЕРГЕЙСТЕ) и Марка (он играл в Д.И.В.), - вспоминает Крупнов, - но оба они не подошли. Нам нужен был обязательно барабанщик, владеющий двумя "бочками". Геша играл в две "бочки" и играл хорошо "косые" размеры; Марк тоже играл в две "бочки", но "косых" размеров не играл. И с чисто рок`н`рольными штучками у них было не очень... Потом пробовали еще кого-то, но все это было не то..." Неизвестно, на сколько это могло бы затянуться, но тут ОБЕЛИСКУ просто повезло. Судьба, как бы устыдившись того, что она допустила, решила помочь ЧО. На прослушивание пришел восемнадцатилетний парень по имени Владимир Ермаков. Есть ли среди вас люди, которые не знают, что именно он и занял место за барабанной установкой ОБЕЛИСКА? Владимир Ермаков родился 19 августа 1971 года в городе Казани. В детстве Володя любил слушать BONEY M и ABBA, но со временем его музыкальные вкусы несколько изменились. Все началось с того, что он купил себе кассету с записью DEEP PURPLE и ACCEPT. И понеслось! ANTHRAX, коллекция IRON MAIDEN, коллекция ACCEPT, MANOWAR, METALLICA, MEKONG DELTA... Не забывал новоявленный металлер и "стариков". В его фонотеке были кассеты с записями JIMI HENDRIX и LED ZEPPELIN. Наслушавшись всего этого безобразия, Ермаков решил: "А чем я хуже? Что, разве я так не смогу?" и принялся осваивать гитару. Однако, квинты и синкопы ему быстро надоели ("Или просто с ушами у меня что-то не в порядке," - констатирует Ермаков.), и Володя решил вкалывать за барабанами. "Классе в шестом я склеил себе картонные барабаны, - рассказывает он. - Это и был мой первый инструмент. Потом меня выгнали из школы. Я поступил в техникум, где и организовал свою первую группу. Но из техникума меня тоже выгнали, и группа заглохла... Спустя какое-то время, я организовал еще одну. Потом еще и еще... Всех и не упомнишь. С кем я только не перетусовался! И с панками, и с блюзовиками, и с рок`н`рольщиками, и с металлистами... Но нигде долго играть не получалось..." В начале 1989 года Ермаков затусовался с хиппанами и приехал с ними в Москву (не забыв прихватить и свои барабаны). Здесь у него появились знакомые, один из которых и предложил Володе создать группу для того, чтобы съездить в Германию. Из этой затеи ничего не получилось, но, благодаря этому знакомству, Ермаков вышел на группу КАНТОР, куда его и приняли. У КАНТОРА к тому времени уже была готова программа из пяти песен. Более того, она даже была записана на демо-ленту. Ермаков включился в работу и за короткие сроки разучил весь материал. Он отыграл с КАНТОРОМ несколько концертов и после этого их творческие пути разошлись. Ермаков: "В 1990 году (когда я еще играл с КАНТОРОМ) мы, разыскивая для себя базу, попали в бункер, находившийся недалеко от "Пролетарки". Там репетировали несколько групп: ПОЛТЕРГЕЙСТ Светлова; ТРОЛЛЬ, где играл "Митя" (о "Мите" чуть позже, - автор) и STAINLESS. Я со всеми познакомился и начал тусоваться в этом бункере. Оказалось, что у STAINLESS`а не было в то время барабанщика. Они предложили попробовать мне. Я попробовал - получилось в кайф. И мы начали играть вместе... Затем собрали двухканальный магнитофон и сделали демо-запись довольно неплохого качества. Потом стали выступать на концертах. Чуть позже записали своими силами магнитофонный альбом. Правда, на этот раз барабаны были "неживыми" - я забивал программу в компьютер. И материал к этому альбому потом очень долго сводился. Сводился даже тогда, когда я уже ушел из STAINLESS..." Репетируя со STAINLESS, Ермаков близко сошелся с Михаилом Светловым и стал частенько "зависать" у него на квартире. Именно у "Ботаника" Володя впервые услышал записи ЧО. "Сначала я абсолютно не въехал в их музыку, - вспоминает он. - Мне казалось, что это какой-то утяжеленный вариант МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. Мне совершенно не нравилась игра Агафошкина (ведь я в то время был гораздо более трешевый барабанщик). Лишь потом я проникся музыкой ОБЕЛИСКА. Я ощутил энергетику, которую они несли в зал, ощутил дух тех концертов. И еще меня поразили стихи Крупнова. Их можно слушать всегда и постоянно открывать для себя что-то новое... Там же, у Светлова, я впервые увидел Толика. Однажды я заехал к Мишке, а они там с Крупновым что-то отмечали. Я познакомился с ним, и Толик предложил мне выпить. Когда я ответил, что не пью, у него было такое выражение лица... Я не могу это передать. Затем (немного прийдя в себя) он изрек философскую фразу: "Ну и везет же тебе!" и проглотил свою порцию..." Войдя в музыкальную тусовку, Ермаков познакомился со множеством рок-музыкантов. Одним из его новых приятелей стал Василий Билошицкий, в то время еще игравший в группе Э.С.Т. Однажды он и предложил Володе присоединиться к Э.С.Т.`ам. Подумав, Ермаков отверг это предложение, ссылаясь на то, что у него уже сложились дружеские отношения с ребятами из STAINLESS, да и музыка Э.С.Т. его не особо прикалывает. "Когда прошел слух о том, что застрелили "Комара", - рассказывает Ермаков, - все стали обсуждать: кто же будет новым барабанщиком ЧО? Особого внимания я на эти разговоры не обращал, но однажды позвонил Вася Билошицкий и предложил прийти на прослушивание. Я подумал и решил попробовать..." Таким образом Ермаков и очутился на базе ОБЕЛИСКА в ноябре 1990 года. "На меня он тогда не произвел абсолютно никакого впечатления," - признается Алексеев. Так что же повлияло на решение о зачислении Владимира в группу? Крупнов: "Меня поразило то, что у него была подача как у "Комара". И еще то, что помимо игры в две "бочки", он идеально играл равные размеры. Да и с ритмикой, со слухом, с головой у него все было в порядке... Кроме того, он (как и "Алексис" в свое время) наглостью взял. Когда приходили Геша или Марк (они люди в тусовке известные), то спрашивали: где, что и как сыграть; а тут пришел пацан, один раз пробежался по барабанам и заявляет: "Ну, что вам играть надо?" Этим он тоже всех убрал..." "Я сам не знаю, почему взяли именно меня, - говорит Ермаков. - Наверное, у меня не было комплекса перед ЧО. Геша и Марк, когда приходили, у них руки опускались перед "величием" ОБЕЛИСКА и ничего толкового они сыграть уже не могли. А я ведь ни разу не был на концертах старого ЧО, и для меня это была просто обычная группа... Более того, когда меня уже приняли, я еще колебался: идти к ним или нет. Сошлись на том, что я отыграю с ОБЕЛИСКОМ один концерт, а дальше посмотрим..." Этот концерт состоялся в конце ноября. Он был посвящен памяти Сергея Комарова. Ермаков: "Я был тогда потрясен... Эти красные прожектора, фонограмма Комарова... Казалось, что дух Сергея присутствовал на этом концерте... Я тогда отыграл с ЧО всего две вещи. После концерта меня послушали техники, стали подходить фэны, уговаривали остаться с ОБЕЛИСКОМ. Я все еще колебался с принятием решения. И вот, когда я стоял один рядом с гримеркой и думал, ко мне подошел один парень, которого все называли "Оззи" (Олег Вдовин - нынешний председатель фэн-клуба ЧО, - автор), поблагодарил за выступление и попросил автограф. Затем он сказал: "Не дай погибнуть ОБЕЛИСКУ! Сейчас все в твоих руках..." Это оказалось последним аргументом, повлиявшим на принятие решения. Так оно все и получилось. Я остался в группе..." А время поджимало. Уже 1 декабря ОБЕЛИСК вновь появился на сцене. На сей раз на фестивале "Треш-Эпидемия". Выступление прошло успешно. Увидев ЧО на сцене, фэны вздохнули с облегчением: вопреки всему группа выстояла. ОБЕЛИСК выжил. ОБЕЛИСК снова был в дороге. Ермаков: "Я еще только начинал въезжать в музыку ЧО, а уже подходила пора записи альбома. Мне пришлось две недели подряд, по восемь часов в день, сидеть на базе и разучивать материал. Было очень трудно, но программу я выучил "на зубок". Чисто морально помогало еще и то, что ко мне все очень хорошо относились. Не было такого, чтобы кто-то думал: "Пока нет других - и этот сгодится. Потом возьмем другого." Меня приняли в ОБЕЛИСК сразу и окончательно. Я был полноправным членом группы..." В этот период Ермаков впервые встретился с Агафошкиным. Николай отдал Владимиру свои барабаны и пожелал успехов на ниве рок-музыки. "Это даже как-то подняло меня морально: играть в восстановленном ОБЕЛИСКЕ на восстановленных барабанах," - вспоминает Ермаков. (Барабаны, на которых играл Сергей Комаров, так и остались нетронутыми после его смерти. Но они до сих пор стоят в репетиционном зале ОБЕЛИСКА. Это дань памяти Сергею. "Частичка "Комара" должна всегда присутствовать с нами," - считает Крупнов.) Тем временем пришла пора записи нового магнитофонного альбома. Чем ОБЕЛИСК и занялся перед самым Новым Годом. В новом, 1991 году, материал был сведен и... Наступил долгожданный момент: программа увидела свет. Это случилось 28 марта 1991 года. Запись была мрачновато озаглавлена "Стена", что, однако, навевало ассоциации с одноименным альбомом 1979 года британской группы PINK FLOYD. "Нет, конечно к PINK FLOYD это не имеет никакого отношения (хотя они и являются одной из моих любимейших групп), - говорит Крупнов. - "Стена" - это мое душевное состояние на тот период... К тому же, это название одной из самых удачных песен с того альбома." Итак, новая программа. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что принципиально новой она не являлась. Часть материала поклонники группы уже могли слышать на EP "Жизнь После Смерти". Правда, эту запись практически невозможно было достать, но разве для истинных болельщиков это проблема? Материал с ЕР был переработан, к нему добавились несколько перемикшированных вещей прошлых лет и кавер-версия древнейшего боевика AC/DC. Альбом начинался звуками маршевой ламбады, прерываемой мощнейшим взрывом, за которым следовала стремительная, огнедышащая "Стена". За "Стеной" - англоязычная "We Got Enough" о том, как трудно служить в армии. А после этого ЧО решил углубиться в прошлое. Прошлое - это две композиции периода 1988 года: "Серый Святой" и "Аве, Цезарь". Сыгранные в новом варианте, эти песни очень актуально звучали для 1991 года. Затем следовала вещь под названием "Меч" на стихи Верхарна. (Музыка к этой композиции была написана в соавторстве с Сергеем Комаровым и, после его смерти, на каждом концерте ЧО ребята посвящают "Меч" памяти погибшего барабанщика.) Но вот "Меч" закончился, и мы слышим бой часов. Двенадцать ударов. Неужели? Да, это именно она! Хит всех времен и народов, визитная карточка ОБЕЛИСКА, одна из самых первых песен - это "Полночь"! После "Полночи" - еще одна скоростная вещь "Игрок". Эта песня - переработанный "Последний Герой" (чуть было не вошедший в ЕР "Жизнь После Смерти"). От оригинала в ней остался практически только один припев. И в завершение всего - кавер-версия AC/DC образца 1979 года под названием "Touch Too Much". Альбом заканчивается все той же ламбадой, исполняемой каким-то полоумным военным оркестром. На протяжении всего альбома, как в старые добрые времена, практически нет ни секунды паузы. Почти все промежутки между песнями были заполнены всевозможными звуковыми эффектами, многие из которых были явно позаимствованы из программы 1987-88 годов. Интересно, а чем вызван выбор из старого материала именно этих песен: "Серый Святой", "Аве, Цезарь" и "Полночь"? Отвечает Крупнов: "Ну, "Полночь" - это понятно. Просто древнейший хит. "Серый Святой" - это одна из моих самых любимых песен, а "Аве, Цезарь"... "Аве, Цезарь" есть "Аве, Цезарь". Здесь уже ничего не попишешь..." А почему выбор пал на AC/DC? "Сначала мы хотели делать DIO, - говорит Толик. - Но DIO я бы не спел. Потом я планировал "Seek And Destroy" METALLIC`и. А тут как раз вышел новый альбом AC/DC, и Эдик Ратников зогорелся желанием записать какую-нибудь их старую вещь. Так что, это Эдик настоял на "Touch Too Much"..." Что касается музыкальной стороны альбома, то можно заметить: ОБЕЛИСК стал гораздо мощнее, нежели раньше. Прибавилась динамика, звучание стало плотнее. Ермаков прекрасно вписался в коллектив и, что еще важнее, прекрасно сыгрался с Толиком. Ритм-секция получилась просто убийственная. Все соло-партии были исполнены Василием Билошицким. Алексеев отказался от соло, хотя он частенько "грешил" этим в старом ЧО и ТА. Чем было вызвало такое решение? "Еще играя в АРКЕ, - говорит "Алексис", - я привык работать очень плотно с барабанами Комарова. Потом это перекинулось и на ОБЕЛИСК. Если бы я увидел, что второй гитарист ЧО может также плотно, как я, играть с барабанщиком, то с удовольствием посолировал бы и сейчас..." Текстовая направленность тоже изменилась. Если раньше тексты песен блуждали где-то в мрачных глубинах подсознания, то теперь они стали более реалистичными, хотя и не менее мрачными по своей сути. Только теперь это была несколько другая мрачность. Так сказать, "мрачность бытовая". Что лучше? Это неизвестно. Главное, что Крупнов остался верен своему принципу: писать хорошие стихи с глубоким смыслом. "Я не понимаю детской чертовщины нашего треша, - говорит Крупнов. - Это же дебилизм - писать такие стихи. Посмотрите на Запад: разве METALLICA или SLAYER дебилы?..." Настала пора приступать к усиленной концертной деятельности. А это самое веселое! Ведь основной силой ОБЕЛИСКА всегда были именно концертные выступления. "Я безумно люблю концерты, - говорит Крупнов. - Ведь концерт - это общение с живыми людьми, а не с аппаратурой в студии. На каждом концерте я выкладываюсь до конца и не жалею об этом. Вся энергия, которую я потратил, с лихвой возвращается ко мне из зала..." С мнением своего лидера согласны и другие члены группы. В отличие от 1987-88 годов, теперь на сцене во время концертов не было ни черепов, ни скелетов, ни прочей бутафории. Потеряло ли от этого шоу? Может быть. Но ведь нельзя забывать и о том, что ОБЕЛИСК изменился. Теперь это была уже не "оккультная" группа с сатанинскими замашками, а команда, поющая на более жизненные темы. Итак, ЧО отказался от воспроизведения на сцене черной мессы. Зато гораздо больше стало общения с аудиторией. Если раньше за весь концерт Крупнов произносил между песнями максимум два-три слова (не считая крика "ЧО приветствует своих болельщиков!", естественно), то теперь его иной раз "пробивало" на длиннющие монологи, во время которых остальные участники группы могли перевести дух и перекурить. Попав в обойму российской фирмы BIZ Enterprises, ЧО принял участие в ряде фестивалей "Монстры Рока СССР", проводимых под эгидой этой организации. На московских "Монстрах" были отсняты видеоклипы к двум песням с последнего альбома группы: "Стена" и "We Got Enough". Об ОБЕЛИСКЕ снова заговорили как о главном претенденте на корону отечественного тяжелого рока. Тем временем Алексеев не забывал о своем сольном проекте. В июне 1991 года он приступает к работе над собственным материалом. Решив не брать себе повторно название ТА, Юра окрестил свой проект очень просто - АЛЕКСИС. Алексеев планировал назвать альбом "Варвары" (такое же название он должен был носить в оригинале, при записи АРКОЙ) и включить в него программу ТА за небольшими доработками. (Забегая вперед, скажем, что к маю 1992 года Юра записал для "Варваров" все гитарные и басовые партии. На барабанах отыграли Ермаков (две песни) и барабанщик НОВОГО ЗАВЕТА Александр Медовкин (пять песен). Вокал должен был записывать Алексей Левшинский, но до этого так и не дошло. Дело в том, что когда оставалось только наложить соло и спеть, студия потребовала у Алексеева деньги за время работы. Юра этих денег собрать не успел, и материал незаконченного альбома был продан. Куда его продали - не знает и сам Алексеев. Так был похоронен этот проект.) Незаметно настал август. Август 1991 года. Вспоминает Крупнов: "Я проснулся 19 августа от странного шума. Я пытался понять: что бы могло его производить? и не мог найти объяснения. А когда я встал и подошел к окну, мне стало ясно все. По Ленинскому проспекту шла колонна танков и БТРов... "Город В Огне" - эта песня оттуда. Я писал ее, глядя как они идут..." Начался путч. В те дни многие могли увидеть Анатолия у Белого Дома. "Я был там не из-за политических соображений, - признается он. - Все зависело от меня: пойти или не пойти. Я решил пойти. Не хотелось, чтобы все это вернулось: андеграундовые сейшена и т.п.... Особой цели у меня не было. Просто вместе со мной у Белого Дома было на одного человека больше..." Все закончилось так же неожиданно, как и началось. Сейчас многие говорят, что это был фарс, "опереточный путч" и т.д. Но все-таки тогда было страшно. И слава Богу, что все закончилось без большой крови... Но вернемся от политики к ЧО. Группа продолжала усиленно выступать. Ставки ОБЕЛИСКА шли вверх. Осенью компания BIZ Enterprises предложила ЧО записать англоязычную демо-ленту и попытаться отправить ее на Запад. Идея была поддержана Крупновым, но возникло одно осложнение: Алексеев в этот момент был на даче, а студийное время ждать не будет. Было принято решение записываться без "Алексиса". Все гитарные партии записал Василий Билошицкий. Запись была названа "One More Day" и включала в себя совершенно новые вещи: "City`s On Fire", "Perfect Day", "Stop The World (I Wanna Get Off)", "The War", "Who Cares", "Always The Same", "Better Be High", "One More Day (Day Is Gone, You`re Still Alive)". Эта лента действительно попала на Запад и даже вызвала интерес у некоторых фирм, но... "Это не тот интерес, который мне нужен," - констатировал Крупнов. На этом дело и закончилось. 13 ноября состоялся концерт памяти Сергея Комарова. Начиная с этого выступления, подобные концерты стали ежегодными. В течение 1991 года ЧО смог вернуть себе многие утраченные позиции. Группа вновь была на подъеме. Готовилась новая программа, планировалось множество гастролей, концертов и т.д. Одним словом, 1992 год обещал быть успешным. Однако, начался этот год не очень благополучно. ОБЕЛИСК отправился в тур по Украине. "Это был совершенно бредовый тур, - вспоминает Крупнов. - Мы побывали в огромном количестве городов (Черкассы, Кировоград, Александрия, Днепропетровск, еще какие-то...) и практически везде попадали в передряги: то с гостиницами, то с концертными залами, то еще с чем-то... Тур должен был завершиться в Питере, мы туда даже прилетели, но из-за административных напрягов все сорвалось... В Москву вернулись все совершенно больными. Васька - тот вообще простудился до поросячего визга... Именно после украинского тура он сказал, что хватит с него этих сумасшедших поездок. Да ему вообще всегда не сидится на одном месте. К тому же у нас с ним возникали сильные противоречия в музыкальном плане. С моей стороны была очень сильная диктатура (видимо, все свое нерастраченое лидерство в ШАХЕ я перенес на этот период), а Василий - творческая личность, ему нужен простор. И он решил уйти..." Еще играя в составе ОБЕЛИСКА, Билошицкий записал на студии свою вещь "Moscow - NY - Moscow", где он сам играл на всех инструментах (кроме барабанов, на которых ему помогал Ермаков) и пел. Покинув Крупнова и компанию, Василий вернулся к старым друзьям в Э.С.Т. Однако, и с ними он играл недолго. Вскоре Билошицкий вернулся к сольной карьере. ЧО тем временем остался втроем, а "на носу" были гастроли в Саратове. "Я обзванивал тогда всех знакомых, - говорит Крупнов, - и не мог найти никого подходящего. В тот период опять "всплыл" Мишка Светлов. Мы его послушали, но не покатило... Прослушивали других - тот же результат." И вот однажды Ермаков привел на репетицию своего приятеля Дмитрия Борисенкова (по прозвищу "Митя"), с которым он познакомился в бункере на "Пролетарке". И, т. к. времени на поиски гитариста уже не оставалось, то "Митя" был временно принят в ЧО. Порепетировав неделю, ОБЕЛИСК отправился в Саратов. В этом городе произошла одна из немногих осечек ЧО - они выступили довольно неважно... Вернувшись в Москву, Крупнов продолжил поиски гитариста. Тут вновь на арене появился Василий Билошицкий. Он порекомендовал Толику попробовать послушать "Егора" (Игоря Жирнова) из группы ДЖОКЕР. Крупнов приехал на студию к Жирнову и поставил ему демо-ленту нового материала ЧО. "Егор" согласился присоединиться к ОБЕЛИСКУ. "Он понравился мне тем, - объясняет Толик, - что помимо чисто металлических штучек, мог легко и красиво играть вещи рок`н`рольного плана. Кстати, поэтому мы и не оставили тогда "Митю". Он зависал на JUDAS PRIEST и был очень тяжелым гитаристом. Будь это 1987 год - я бы его с руками и ногами оторвал, а сейчас мне было нужно нечто другое." Итак, "Егор" встал в ряды ОБЕЛИСКА. Последовала минимальная обкатка новобранца и - вперед. В мае 1992 года нашу страну посетила бразильская треш-дэт-банда SEPULTURA. Сопровождением к этой группе были выбраны отечественные команды МАСТЕР, ШАХ, Э.С.Т. и, конечно же, ЧО. В России тур "Монстры Рока По Руинам Империи Зла" приземлялся в Санкт-Петербурге и Москве. SEPULTURA, конечно, отличная команда, но нельзя же было так пренебрегать нашими металлерами! Российским группам не давали сделать даже элементарного: отстроить звук. Поэтому отечественные команды (и ОБЕЛИСК в том числе) смотрелись блекло на фоне заграничных знаменитостей. Решив все проблемы с составом, ЧО наконец-то осел в студии "Видеофильм" и приступил к записи первой в своей истории пластинки. Этот альбом вышел летом на "Alien Records" и поразил многих поклонников группы. Несмотря на то, что перед началом записи Крупнов "проговорился" в одном из интервью о новшествах, введенных в музыку ОБЕЛИСКА (практически чистый звук гитары во многих местах, нестандартное использование баса и т.д.), мало кто ожидал такого резкого поворота в стилистике команды. Многие даже обвинили группу в том, что она стала играть "коммерческую" музыку. Крупнов: "Зачем переигрывать заново то, что уже было раньше? Я сознательно вычищал из нового ОБЕЛИСКА то, что было в старом. Да, "Еще Один День" получился легче всех предыдущих альбомов (я специально шел к этому), но он получился гораздо жестче и ритмичнее. Наивно полагать, что не будь перерыва в два года (1988-1990), то ЧО продолжал бы работать в старом ключе. Нет, я все равно логически пришел бы к "Еще Одному Дню"... А все эти обвинения в "коммерции" и "попсовизации"... Разве "Война" или "Здесь И Сейчас", или "Дорога В Никуда" - не тяжелые вещи? Да, мы здорово изменились - и мне это нравится..." Но вернемся к самому альбому. Итак, он был озаглавлен "Еще Один День" и в него входили песни: "Город В Огне", "Дорога В Никуда", "Дом Желтого Сна", "Убей Их Всех", "Война", "Здесь И Сейчас" и "День Прошел, А Ты Все Жив (Еще Один День)". Несмотря на все обвинения, диск получил прекрасные рецензии в ведущих российских металлических изданиях. Вот выдержка из одной рецензии: "Темы альбома проносятся буквально на одном дыхании, клокоча злобой, горькой иронией и еще Бог знает чем, что можно найти в песнях Крупнова и компании. Лирика - одна из наиболее сильных сторон творчества ОБЕЛИСКА. В полной мере это проявляется на самой, пожалуй, мрачной и гнетущей, самой длинной композиции "Война", открывающей вторую сторону. Эмоциональное воздействие велико..." Это о текстах, а о музыке? Сначала следует отметить удивительную чистоту звука. Пожалуй, это один из самых лучших альбомов, вышедших в России, по качеству саунда. Как уже говорилось выше, многие инструменты использовались нестандартно. В некоторых местах Крупнов даже "давал" слэп. "А что в этом такого? - говорит Толик. - Я умею играть слэпом, почему же мне этого не делать? Это раньше существовало предубеждение, что так только "какие-то" джаз-рокеры играют, теперь это воспринимается нормально..." Что ж, можно подытожить: ЧО лишний раз доказал всем свой профессионализм и многогранность своего таланта. Но не обошлось и без потерь. ОБЕЛИСК оставил один из людей, стоявший у самых истоков группы. Это был Женя Чайко. Крупнов: "Женька всегда был "повернут" на звуке. А на "Видеофильме" возможностей экспериментировать и работать со звуком было хоть отбавляй. Вот он и остался работать на "Видеофильме"... Однако, на этом потери ЧО не ограничились. Вскоре после выхода альбома группу покидает Игорь Жирнов. Объяснения Крупнова на сей счет: "Егор" - человек в достаточной мере "шаровой". Он очень любит импровизировать. В частности, он не понимал, зачем нужно репетировать, если известна структура композиции? "Какая разница: сыграю я соло так или по другому?" - говорил он. А у меня еще с 1986 года все было жестко: постоянные репетиции, чтобы каждая вещь оттачивалась до миллиметра. И вот в этом мы с ним не состыковывались. Так что пришлось с "Егором" расстаться..." Таким образом возникла очередная головная боль: кто будет новым гитаристом? К счастью, на сей раз проблема решилась гораздо быстрее, чем того ожидали. Новым музыкантом стал Дмитрий Борисенков, полгода назад уже "засветившийся" в составе ЧО. Дмитрий Борисенков родился 8 марта (вот повезло то!) 1968 года в Москве. "Да, 8 марта - это, конечно, забавное число. Но зато цветов никому не дарю," - отшучивается "Митя". Борисенков: "Начинал я как бас-гитарист. Сначала играл с группой КОНТРАБАНДА. Это были еще совсем детские времена. Потом попал в какую-то другую группу... А когда меня выгнали из техникума, я поступил в училище. Там вместе со мной училось много людей, ставших впоследствии музыкантами (наибольших успехов добился "Мотор" - нынешний басист ШАХА). В этом училище была местная группа, с которой я и познакомился. Они пригласили меня к себе в состав. В это время я как раз "пересел" с баса на гитару... А на сцену я "вылезал" с группой ТРОЛЛЬ. Это было в 1987 году..." Произошло это следующим образом. Рок Лаборатория проводила очередной "Фестиваль Надежд", и для металлического дня не хватало двух групп. Крупнов (!), являвшийся членом жюри, порекомендовал прослушать Э.С.Т. и ТРОЛЛЬ. Таким образом Борисенков оказался на сцене "Надежд". "Как всегда, в самый нужный момент у одного из нас отказала "примочка", - вспоминает "Митя". - Мы дико трясли головами, орали что-то... Короче говоря, ничего толком не сыграли, но пошумели неплохо..." Однако, вскоре после этого события, Борисенков покинул ТРОЛЛЬ из-за проблем внутри группы. Затем он пробовал работать с МАФИЕЙ, STAINLESS, с другими командами, но это не привело к результату. Разочаровавшись, "Митя" решил забросить попытки выйти на большую сцену и отошел от музыкальных дел. Но долго "отдыхать" ему не пришлось. Владимир Ермаков (как мы уже знаем, "Митя" и "Вовчик" были знакомы с 1990 года) предложил ему попробовать работать с ОБЕЛИСКОМ. И вот, весной 1992 года "Митя" появился в составе ЧО. Однако, ему удалось отработать с группой только один концерт. "Я дал этакого "металлиста", - говорит Борисенков. - Слишком тяжело, слишком быстро... Короче говоря, Крупнову тогда более рок-н-ролльный гитарист нужен был..." И все-таки Борисенкова в ОБЕЛИСКЕ не забыли. Когда летом того же, 1992 года ЧО вновь остался без лидер-гитариста, предложение было сделано именно "Мите". Он, естественно, согласился, и с тех пор мы имеем счастье лицезреть его на сцене. А как думает сам Борисенков, почему именно его взяли в ОБЕЛИСК? "Наверное, это заслуга Саши Юрасова (тогда он был техником ЧО), - говорит "Митя". - Я помогал ему записывать фонограмму для кого-то, а он потом эту "фанеру" дал послушать Крупнову. Толик послушал на ней мои соло-партии и решился взять меня к себе в группу..." Крупнов: "Мы не сразу утвердили "Митю" окончательно. Решили: возьмем его, а дальше видно будет. Но он как-то "прилип" и с каждым разом играл все лучше и лучше. Я понял: он - то, что надо." Помимо гитариста, в лице Борисенкова ЧО обрел неплохого оппонента Крупнову. Теперь монологи Толика со сцены превратились в диалоги между ним и "Митей". А сценическое действо было украшено соло-дуэлями баса Крупнова и гитары Борисенкова. В августе 1992 года ЧО принял участие в концерте "Рок На Баррикадах", приуроченном к годовщине победы демократии в России. Но и тут произошел казус: Алексеев был на даче и ничего о концерте не знал. ОБЕЛИСК выручил Игорь Жирнов, взявший на себя функции "Алексиса". "Я был в огороде и копал картошку, - вспоминает Юра. - Вдруг из дома выбегает жена и кричит: "Юра, иди скорей! Тут твой ОБЕЛИСК в прямой трансляции показывают!" Я в полных непонятках забегаю в дом и вижу, что это действительно так. "Черт с ними! Пусть играют," - подумал я и пошел копать дальше..." Еще один эпизод этого концерта: Крупнов играл совершенно больной, с температурой под сорок градусов. А после выступления, когда Толик спускался со сцены, он, не в силах больше стоять на ногах, просто упал... Кто после этого скажет, что быть музыкантом - легкое дело? Когда же Алексеев выкопал на даче всю картошку и вернулся в Москву, ЧО отправился на гастроли в Тулу. Эта поездка была заснята на видеопленку. Затем в архиве ОБЕЛИСКА появились еще два видеоклипа. Первый был сделан на песню "Дорога В Никуда" на основе концертных и закулисных съемок, произведенных 13 ноября 1992 года в ДК им. Горбунова, а второй клип - к композиции "Еще Один День (День Прошел, А Ты Все Жив)", куда вошли фрагменты московского концерта в рамках тура "Монстры Рока По Руинам Империи Зла" и отдельная досъемка на одной из фабрик церемониальных принадлежностей города Москвы. Оба клипа были смонтированы Ильей Конденковым при непосредственной помощи Олега "Оззи" Вдовина. Готовился и еще один клип к композиции "Убей Их Всех", но, когда он был отснят и практически смонтирован, видеокассета была при загадочных обстоятельствах похищена из студии. Тем временем, Владимир Ермаков, помимо активной деятельности в ЧО, принял участие в записи нового альбома МАСТЕРА "Talk Of The Devil". Дело в том, что у МАСТЕРА не было в то время барабанщика, и при записи пластинки группе помогали несколько "стукачей". "Мне было в кайф поработать тогда с МАСТЕРОМ, - говорит Владимир. - Вообще, если не моя природная лень, то я вполне мог бы достичь уровня известности Шатуновского (ведущий барабанщик России, принимавший участие во множестве проектов, - автор). Но... Ленивый я очень..." 13 ноября состоялся очередной концерт, посвященный памяти Комарова. На нем Крупнов впервые исполнил под акустическую гитару (на которой сам и играл) песню "Пельменная", которую он написал еще в 14 лет. На этом же концерте впервые появилась вещь, совершенно несвойственная для металлических сейшенов. А именно: многие песни слушатели встречали не криками, не свистом, а аплодисментами. "Трудно передать чувства, которые возникают при этом, - говорит Крупнов. - Впервые нам аплодировали в 1986 году после исполнения вступления к "Фантастической Гравюре" на скрипке, второй - в 1988 году после того, как мы впервые исполнили "Аве, Цезарь", и вот теперь... Мне было безумно приятно. Это можно сравнить с тем, что перед тобой, при гробовом молчании, выступили несколько групп, а когда вышла твоя - зал просто взорвался. Очень, очень приятно..." В конце года неплохим подарком для ЧО явился выход пластинки "Монстры Рока" и компакт-диска с тем же названием. На виниле было две вещи ОБЕЛИСКА - "Стена" и "Аве, Цезарь", а на компакте - англоязычные "City`s On Fire" и "One More Day". 1993 год начался градом концертов. ОБЕЛИСК выступал очень часто: практически по разу в неделю, плюс гастроли. Помимо этого, уже был готов и новый материал. Запись демо-ленты новой программы была произведена в период с 17 января по 7 февраля на студии "БИЗИ-трэкс". Наиболее интересные моменты этой записи были запечатлены на видео. Демо было озаглавлено "96 град. + 415" и включало в себя вещи "Я Остаюсь", "Дом Желтого Сна (часть 2)", кавер-версию METALLIC`и "Seek And Destroy", "Кто Мы Теперь?", "Новая Жизнь", "Про Любовь", "96 град. + 415 (инструментал)" и песню "Мы В Пути". Раскроем секрет названия "96 град. + 415". 96 град. ("градусов") содержится в спирте "Royal", который (в целях экономии) пили ребята во время записи; а 415 - количество пустых бутылок из-под пива, оставленных ими в студии после завершения работы. Как же рождалась эта новая программа? Крупнов: "Ну, с песней "Новая Жизнь" все было ясно. Она планировалась в "Еще Один День" и не вошла в тот альбом только потому, что не "влезла" по времени. А остальные... У меня вещи рождаются как бы параллельно, т. е. та вещь, которую я уже "выносил", входит в новую программу, а та, которую я еще не додумал, в которой я не совсем уверен - автоматически переносится на следующую. Так было с "Я Остаюсь", со многими другими новыми песнями. Скажу больше, уже сейчас написаны вещи для следующей программы. Только они еще не до конца оформились. Под словом "оформились" я подразумеваю сочетание музыкальной и текстовой стороны. И вот, когда это сочетание будет идеальным - тогда все. После этого довести вещь "до ума" - дело двух часов... Что же касается музыки и текста... У меня уже срабатывает автомат: если я пишу стихи, то подсознательно прикидываю, какая бы музыка сюда подошла, и наоборот: если мне приходит в голову какой-то музыкальный фрагмент, то я думаю, что бы сюда подошло чисто по смыслу. Вообще, на мой взгляд, у нас музыка и текст несут равную смысловую нагрузку..." А вообще, как рождается музыка ОБЕЛИСКА, какие проблемы возникают внутри группы, как складываются отношения между участниками коллектива? Крупнов: "Как пишем музыку? Я приношу какую-то болванку, говорю кому как играть, и начинаем... Проигрываем один раз, тормозимся и я спрашиваю: "Кого от чего "ломает"? Все высказываются, предлагают свои варианты. Учитываем это и играем снова. Так как-то кучей и придумываем... Но, естественно, если у меня есть убежденность, что это нужно играть именно вот так, то я - лидер, и мое слово всегда решающее... Однако, в последнее время я все чаще и чаще говорю: "Играй как хочешь..." А проблемы... Нет, я в общем-то всегда за всех спокоен, и особых конфликтов не возникает. Единственная проблема, которая может возникнуть - это "Вовчик" (Ермаков, - автор). Он начинает считать ("Алексис" этим, на мой взгляд, уже переболел), что лучше всех все понимает, лучше всех знает какую музыку и как нужно играть т.д. Вообще-то, по большому счету, человека в таком случае нужно отпускать на годик, чтобы он собрал свою группу, чтобы сам "потыкался" и понял, что не все так просто, как кажется... Но у меня сейчас нет ни возможности, ни времени это осуществить..." Теперь те же самые вопросы к Алексееву. Юра краток: "В музыке я всегда за тяжесть... А отношения у меня со всеми нормальные..." Ермаков: "Подход к музыке значительно изменился с 1990 года. Если раньше практически все делал Крупнов, то теперь гораздо больше возможностей творчески раскрыться получили другие члены группы. Например, когда Толик понял, что я достаточно самостоятельный человек, что легко могу сам обдумывать свои партии, то он перестал меня контролировать и теперь полностью спокоен за меня. Вообще, в ЧО каждый сам делает свои аранжировки на готовый костяк вещи. Так и пишем музыку. Однако, существуют и определенные рамки группы. В частности, они узки в том, что Крупнов не любит много вариантов с ритмикой, не любит всякие "навороты". Ему нравится более простая музыка. В то же время, широта этих рамок в том, что в этой простоте можно (и нужно) суметь выразить себя... А вот что мне очень нравится в Крупнове - это его подход к композициям, которые кого-либо "ломают". Допустим, если вещь кому-то из группы совсем не нравится, то он не настаивает на ней, а просто откладывает ее в сторону. И бывали случаи, когда потом, через какое-то время, вещь реанимировалась и занимала достойное место в репертуаре. Ведь гораздо проще понять, что именно тебе не нравиться в песне, оценивая ее по прошествии месяца, трех, года... Что же касается общения, то мне лично очень в кайф работать с "Митей". Как в музыкальном плане, так и в чисто человеческом. Но это совершенно не значит, что у меня какие-то натянутые отношения с Крупновым или "Алексисом". Да, мы все иногда друг от друга устаем, но и эта проблема решаема. В таких случаях мы просто не репетируем и отдыхаем. А когда встречаемся снова - все уже нормально..." Борисенков: "Ну, тексты - это всегда за Крупновым, а в музыку, наверное, все вкладывают поровну... Иногда кое-какие напряги возникают, но они быстро заканчиваются. А происходит это все от того, что и Крупнов, и Володя, и "Алексис" иной раз бывают очень упрямыми. Я же в конфликтах практически не участвую. Такое случается только если я за кого-нибудь "заступаюсь"... Новые музыкальные идеи предпочитаю пробовать с "Вовчиком". Мне гораздо проще оценить идею, играя с одними барабанами..." Вот такие дела творятся внутри ЧО... 10 мая и 14 июня 1993 года ОБЕЛИСК снова появился на большой сцене. В первом случае это произошло вместе с группой ACCEPT, а во втором - с FAITH NO MORE и российской бандой Э.С.Т. "Если бы нам на этих концертах дали равнозначный звук с "импортными" хэдлайнерами, то неизвестно еще, кто кого "убрал" бы," - заявляет Ермаков. С барабанщиком согласен и Крупнов. А дальше в истории ОБЕЛИСКА произошел еще один (очередной!) казус, связанный с фестивалем "Звуковая Дорожка", проводимом газетой МК. Летом ЧО принял участие в данном мероприятии. Когда ребята оказались на МСА Лужников, выяснилось, что Крупнов отсутствует. "Ладно, придет попозже," - решили все. Однако, пришло время выходить на сцену, а Анатолий так и не появился. Было принято решение... играть без него (т.к. музыка все равно шла под фонограмму). На сцену вышли Алексеев, Борисенков и Ермаков с бас-гитарой (!) (место "Вовчика" за барабанами заняла огромная лошадиная голова, сделанная из картона). Вместе с ребятами перед народом появилась Елена Пчелкина (приятельница "обелисков"), вставшая перед микрофоном. Люди, включавшие фонограмму, были в недоумении: а где же Крупнов? Наконец, решив, что он выскочит на сцену в самый нужный момент, они запустили музыку и... Перед немного обалдевшей публикой Пчелкина запела голосом Крупнова! Во время исполнения песни на сцену выбежала масса людей, одетых в майки ОБЕЛИСКА, и принялась махать руками и головами, изображая фэнов... "Я сам так и не понял, что произошло, - смеется "Митя". - Но было весело..." "Отыграв" свое, ЧО гордо удалился со сцены, посеяв в зале, мягко говоря, недоумение... В июле 1993 года ОБЕЛИСК сменил репетиционную базу. Отныне группа поселилась в ДК МАИ, где и "обитает" до сих пор. Примерно в это же время ЧО обрел менеджера в лице Александра Юрасова, до этого момента работавшего в ОБЕЛИСКЕ техником. Тем же летом ритм-секция ЧО приняла участие в двух проектах: Владимир Ермаков помог своим старым друзьям из КАНТОРА записать для сборника "Железный Марш 2" песню "Второе Пришествие", а Крупнов, в свою очередь, примкнул к новому коллективу Игоря Сукачева (экс-БРИГАДА С) и укатил с ним на концерты в Кенигсберг. Ну, почему "Вовчик" помогал КАНТОРУ - это понятно (играли все-таки когда-то вместе), а вот почему Толик присоединился к проекту Сукачева? Он поясняет: "Мы были знакомы с "Гариком" (Сукачев, - автор) еще до Кенигсберга. И когда он мне предложил примкнуть к нему, то я с радостью согласился, т. к. в его концертах принимали участие симфонический оркестр и хор, а поиграть с таким составом - моя давняя мечта..." Проект планировался как одноразовый (всего для трех концертов в Кенигсберге), но, однако, вскоре он получил неожиданное продолжение. Через некоторое время после кенигсбергских концертов Сукачев вновь связался с Толиком и предложил ему присоединиться к проекту НЕПРИКАСАЕМЫЕ, возглавляемому самим "Гариком". Крупнов согласился. Сейчас НЕПРИКАСАЕМЫЕ успешно выступают в рок-клубах Москвы. (Следует отметить, что работа с Сукачевым ни в коей мере не мешает основной работе Крупнова в ЧО, т. к. музыка ОБЕЛИСКА и НЕПРИКАСАЕМЫХ значительно отличается, а, следовательно, Толик не "крадет" музыкальных идей своей группы для "Гарика". К тому же, концерты и репетиции НЕПРИКАСАЕМЫХ проводятся тогда, когда у Крупнова (равно как и других участников проекта) нет концертов и репетиций в составе собственного коллектива.) Остается только назвать остальных участников НЕПРИКАСАЕМЫХ. Это гитарист Сергей Воронов (CROSSROADS), барабанщик Павел Кузин (БРАВО), клавишник Рушан Аюпов (экс-БРИГАДА С), Алексей Ермолин (духовые инструменты), Александр Казанков (народные инструменты) и папа Игоря Сукачева (труба). Так выглядит основной состав группы. Помимо этого, к НЕПРИКАСАЕМЫМ на больших концертах присоединяется еще два-три человека. Да, чуть не забыли сказать о музыке. Музыка НЕПРИКАСАЕМЫХ - это добрый веселый рок-н-ролл... И вот, после столь бурно проведенного периода (начавшегося в январе 1993 года), для ЧО наступило совсем несвойственное этой группе время застоя. Судите сами: больше, чем за целый год, ОБЕЛИСК появляется на большой сцене всего... четыре раза! В основном же группа играла в рок-кафе и ночных клубах. Наибольшее количество концертов прошло в рок-кафе "Вояж", открывшемся 6 августа 1993 года. С чем же связан такой застой? "Это творческий кризис, - говорит Ермаков. - Он у всех был в это время. Ничего не происходило: никаких тусовок, никаких концертов... Буквально за месяц все съехали с больших площадок на клубные. Это все происходит от мозгов наших фэнов. Они постоянно бросаются из одной крайности в другую: то все любили рок-н-ролл, теперь все любят техно. В связи с этим, большие рок-н-ролльные концерты проводить стало просто нерентабельно. А через год-два все будет наоборот... Во всем нормальном мире существуют и большие площадки, и клубы, а люди выступают и там, и там. И только у нас: либо все на больших, либо все в клубах. Бред... Что же касается лично меня, то могу сказать: этот период бездеятельности здорово выбил из колеи. Мне очень трудно было потом восстанавливать требуемую форму..." Вот так невесело закончился 1993 и начался 1994 год. Однако, музыканты не теряли времени даром. Так, например, Ермаков занялся анализом своих познаний в барабанном деле, с целью передачи их юному поколению. Сей процесс был увековечен на бумаге в виде небольшого пособия, озаглавленного "Полезные советы начинающим барабанщикам". Данный документ мы приводим в нашем повествовании: "Итак, ты решил стать барабанщиком. Если ты как следует подумал, то, пожалуй, начнем: 1. Барабаны - это музыкальный инструмент. 2. Изучи хотя бы поверхностно ноты, чтобы иметь представление о том, чем ты занимаешься (занялся). 3. Попытайся раскоординироваться: одной рукой кругами гладь себя по животу (можно ниже, и не кругами), при этом целенаправленно стучи себя по лбу другой рукой, вышибая последние надежды стать нормальным человеком. Хорошо бы еще приседать на носках и напевать любимую песенку. 4. Учись слушать музыку. Попытайся понять (выслушать) - что играет тот или иной барабанщик (музыкант), вплоть до тонкостей, на которые еще не способны твои слабые недоразвитые уши и мозги. 5. Не старайся копировать "в ноль". Пойми, ощути и проникнись. О палочках: Палочки рекомендую подбирать по толщине того, к чему привыкли твои руки. Помимо обычного варианта - с головкой, существует вариант с ее отсутствием. О барабанах: Сел за барабаны - молодец! Так тебе и надо. У гитаристов один инструмент (женщина, баба, дура, сука), а у тебя столько!.. Это к вопросу о раскоординации. Так что, если ты взялся - придется попотеть. Да, чуть не забыл, попроси у соседки томпоны в уши, чтобы избавить себя и свой слух от громких криков невинных жертв твоей юношеской агрессии (если ты, конечно, не туговат на уши). Отдых: Расслабься и обсуди с друзьями за стаканом кефира: кто круче - ты или барабанщик из... (любая известная группа), у кого громче удар, кто быстрее играет или у кого больше барабанов. Это поможет тебе почувствовать себя уверенно. О стиле: О стиле пока не думай, тебе не до этого. О внутреннем состоянии: Жизнь - говно, ты - говно, все вокруг - говно, только музыка вечна!" Ну что, будущие ульрихи и ломбардо, прочитали? А теперь быстро бегите осваивать теорию на практике! Да поможет вам Бог... Пока Ермаков занимался научно-барабанно-литературными изысканиями, ОБЕЛИСК продолжал переживать эпоху расцвета застоя. И вот, наконец-то, в мае произошел всплеск активности: ЧО засел на студию "SNC Records" и приступил к записи нового альбома. Костяк материала составила демо-запись "96 град. + 415", к которой были прибавлены четыре новые вещи и песня "Пельменная". Новый альбом называется "Я Остаюсь" и включает в себя 12 композиций: "Мы В Пути", "Я Остаюсь", "Пятая Песня", "Седьмая Песня", "Кто Мы Теперь?", "Новая Жизнь", "Девятая Песня", "96 град. + 415 (инструментал)", "Про Любовь", "Алкарель", "Дом Желтого Сна (часть 2)" и "Пельменная" (концерт). Но и это еще не все. Помимо "Я Остаюсь" ОБЕЛИСК записал еще один альбом, составленный из ремиксов вещей прошлых лет. Этот альбом озаглавлен "Стена", и в него входят: "Стена (настоящая)", "Дом Желтого Сна (версия вторая)", "Аве, Цезарь", "Меч", "Серый Святой (в рок`н`ролле)", "Игрок (акустический вариант)", "Болезнь", "Черный Обелиск" и... акустический (!) вариант песни "Стена". Вот так! Оба альбома вышли под лейблом фирмы "BSA Records" исключительно на компакт-дисках. Ну, по поводу нового материала мы уже писали (см. о демо "96 град. + 415"), а что музыканты скажут по поводу ремиксов? Крупнов: "Такая идея возникла давно. Ведь мы хотели издавать "Стену" (записанную в 1991 году) на виниле. Тогда из этой идеи ничего не вышло, а теперь возможность появилась. Однако, со временем взгляд на вещи вообще (и на музыку в частности) меняется. Поэтому все песни звучат свежо, по-новому. Я думаю, что фэнам будет интересно послушать наш новый вариант старого материала. А ведь помимо вещей со "Стены", на этом альбоме есть и совсем старые композиции (например, "Болезнь" или "Черный Обелиск")... В общем, я считаю, что альбом получился очень интересным..." Ермаков: "Мне было очень интересно работать над ремиксами. Вообще, если честно, то мне больше нравится концепция старого ОБЕЛИСКА. Особенно в стихах. Если когда-нибудь мы все-таки перепишем весь старый материал (а такая идея есть), то это будет просто замечательно. Я с удовольствием возьмусь за эту работу... К тому же, запись "Стены" может здорово способствовать для продвижения нашей музыкальной индустрии. Ведь, по большому счету, этот альбом - макси-сингл. И, если есть люди, которым совсем не нравится группа ЧО вцелом, а лишь некоторые вещи (и "Стена" в том числе), то они купят этот компакт и с удовольствием будут слушать его. Это уже прогресс, цивилизованный музыкальный рынок..." Осталось добавить только то, что на запись новых альбомов "обелиски" пригласили своих друзей. В песнях "Меч", "Серый Святой (в рок`н`ролле)", "96 град. + 415 (инструментал)" и "Дом Желтого Сна (часть 2)" можно услышать клавишные Рушана Аюпова, в "Болезни" и "Девятой Песне" - гитару Сергея Воронова, а в акустическом варианте "Стены" - гитару Михаила Кассирова (ВА-БАНКЪ). Но и это еще не все. Уже в сентябре 1994 года выпущены в продажу переизданный "Еще Один День" (на сей раз на компакт-диске) и две компакт-кассеты "Память О Прошлом" 1 и 2 части. На этих кассетах содержатся только концертные записи группы. На первой части: "Апокалипсис", "Абадонна", "Литании Сатане", "Фантастическая Гравюра", "Серый Святой", "Аве, Цезарь" и "Женщина В Черном". На второй части: "Полночь", "Стена", "Игрок", "Меч", "Пельменная", "Дорога В Никуда", "Сплин" и "Черный Обелиск". Кроме того, в поддержку к новым альбомам отсняты видеоклипы на песню "Дом Желтого Сна (версия вторая)" и "Пятая Песня". И, конечно же, презентации и целое море концертов...