Интервью Статья из журнала `Classic Rock` №16 ноябрь 2002
Интервью Интервью с Блэки Лоулисом о выходе альбома Unholy Terror
Интервью Анкета мистера Блэки Лоулесса
Первые годы группы
The Crimson Idol: narration (повевствование к одноименному альбому)
"Still Not Unholy Enough" статья из журнала Alive
"Сижу, смотрю себе промеж ног…" От такой ответной реплики на механическое "How are you?" Данте Боннуто, будущий заместитель редактора Kerrang! и будущий же биограф W.A.S.P., а пока штатный журналист "большого К!", чуть не упал со своего рабочего места в редакции в лондонском Ковентри. На другом конце провода по ту сторону Атлантики в лос-анжелесском отеле был Блэки Лоулесс, главарь, как метко подметила журналистка все того же Кerrang! Лаура Кэньон, "самой безбашенной, самой агрессивной и самой дикой НМ-банды, когда-либо выползавшей из канализации Лос-Анджелеса". С такими словами Блэки предстал миру в интервью одному из крупнейших музыкальных изданий в июле 83-го – с тем лишь, чтобы несколько месяцев спустя и вовсе шокировать общественность синглом "Animal (Fuck Like A Beast)" и раз и навсегда застолбить себе место шок-группы №1 в heavy metal. Спустя шестнадцать лет Блэки, поняв, что надо возвращаться к корням, решил вновь бросить взгляд на источник своего вдохновения.
"I`ve always been an ANGRY songwriter", - не раз говорил Блэки, и лучше бы про себя сказать не мог. В этом самоопределении, по сути, кроется причина, по которой Блэки удалось сделать W.A.S.P. тем, чем он есть – одной из лучших команд heavy metal за все годы существования жанра. W.A.S.P. был грубым и лиричным, откровенно хулиганским и вызывающим, социально-злободневным и философским, но никогда "политкорректным". За что его и любили одни и ненавидели другие. Группой с высоких вашингтонских трибун пугали родителей, в то время как их пребывающие в переходном возрасте чада бесновались на концертах банды Лоулесса. Сам же капитан пребывал "над схваткой", не взирая на лица и не прислушиваясь к доброжелателям.
"За все годы, что мы провели на Capitol, я видел в студии людей из компании 6 раз. 4 раза я сам приглашал их, еще два раза они ввалились по собственной инициативе. Я дал им понять, что их присутствие меня не возбуждает". "Когда ты пишешь песню, ты никогда не знаешь, что хочешь увидеть в итоге. Это происходит на уровне инстинктов, идет от сердца… Ведь ты пишешь музыку даже не для слушателей, а, главным образом, для себя. Главное – быть искренним с самим собой".
Искренность по Лоулессу называется "рок-н-ролл". "Если рок мертв – похороните меня вместе с ним" ("Rock`n`roll To Death"). Но, в отличие, от Кобейна и Мэнсона, хоронить ни себя, ни W.A.S.P., ни рок-н-ролл Лоулесс не собирался. !И однажды, а если быть точным, году где-то в 98-ом, он решил, что W.A.S.P. и рок-н-ролл, как святая троица, неделимы. Что W.A.S.P. должен звучать так, как звучал в начале 80-х – агрессивно, бескомпромиссно, вызывающе. И выдал на гора неочищенный, как технический спирт, 100%-й сырой рок-н-ролл: "Helldorado". С рабочим названием "Don`t Cry, Just Suck". "После одного из концертов захожу я в наш автобус и застаю в нем Криса, которому какая-то подруга делает минет и тихонько при этом всхлипывает. Уже поднабравшийся Холмс бросает ей эту фразу: "Don`t cry, just suck!" Это было настолько же смешно, насколько жестоко. Я катался по полу от смеха". Эй, поборники высокой нравственности, кто вдруг не слышал "Helldorado", вам еще что-то не ясно? В силу разных причин "Helldorado", хоть и разошелся тиражом в 50.000 копий, особого резонанса не вызвал. "Все, что не убивает тебя, то делает сильнее" – Блэки лишь извлек из этого уроки. Он работал над "Unholy Terror" 14 месяцев, работал буквально над каждой нотой.
"Это очень "многослойный" альбом. На "Let It Roar" в соло-секции наложена 21 гитара! В ритм-секции есть проход в 3 квадранта, когда одну и ту же тему играет 6 гитар и т.д., и т.д. Мы работали скрупулезно над каждой мельчайшей фишкой. Многие слушатели навряд ли даже заметят их, но если бы мы облажались даже в таких мелочах, то любители выискать соломинку в чужом глазу заметили бы их мгновенно".
Не заметят. В наслоениях "Unholy Terror" видны все слои всего хорошего, что было за 17-летнюю историю группы, и ничего плохого (KFD – R.I.P.!) Этот альбом мы ждали, ждали жадно и давно. Итак...
"Let It Roar" – открывает альбом. "Второй раз в жизни я написал, что называется, гимн. Я не писал такой вещи со времен "I Wanna Be Somebody". Это даже не столько песня, сколько "призыв к действию" – в текстовом плане, и "стена звука" – в музыкальном". Как и было сказано", "opener" обрушивается на слушателя таким мощным потоком, каким на взявшегося попижонить незадачливого туриста обрушивается небольшой горный водопад. Совершеннейшая вещь для начала концерта – более того, одна из тех песен, которые создают атмосферу концертного зала не только в твоей комнате, но и в соседской квартире.
"Hate To Love Me" – "Вещь, которая вполне могла бы быть на нашем первом альбоме", - еще один зажигательный рок-н-ролл, с коротким вступлением органа в духе URIAH HEEP. "Этого интро вообще-то не должно было быть. Первоначально я планировал вставить орган только в припев. Вставил. Мне понравилось и я вставил его еще раз – в куплет. В итоге я отыграл на клавишах всю песню – мы просто забыли вырезать этот фрагмент из начала. Но на японском варианте CD его не будет".
"Loco-motive Man (Baby Killers)" – "Как мне кажется, первое, что придет слушателям в голову – что это песня о детях, таскающих оружие в школу. За последние несколько лет такие случаи более чем участились. Но как мне видится, это лишь симптом, а не причина заболевания. Болезнь – это родители, уделяющие мало внимания своим детям. Я не могу себе представить, как бы я стал делать бомбу в подвале своего дома. Да у моей матери были глаза на затылке! Она знала про меня все наперед, она знала, когда я д...ил у себя в спальне! Так что мне трудно представить себе, как такое может быть. Не хочу показаться циничным, но это правда – родители погибших детей продолжают вести себя после их смерти так же, как вели себя при жизни, а именно слагают с себя ответственность за то, что они должны были сделать, но не сделали. Они готовы признать виноватыми кого угодно, только не себя, не желая сознаться, что они не дали ребенку того, в чем он больше всего нуждался. На "Crimson Idol" и, отчасти, на "Headless Children" я уже озвучивал вещи, о которых говорю сейчас. В своем творчестве я часто касался темы подростка, который буквально кричит окружающим: "Посмотрите на меня! Уделите мне хоть сколько-нибудь внимания, и тогда, может быть, не случится непоправимое".
Сам же Блэки вырос в семье, где забота была столь назойливой, что ее правильней было бы назвать контролем. В первую очередь это касалось вопросов религии – крайне религиозная мать, дед – священник, дядя – дьякон... В 18 лет Блэки покидает лоно церкви и на несколько лет окунается с головой в оккультизм, пока вдруг не понимает, что сменил одну тюрьму на другую. На многие годы религия ушла из его жизни. Внезапно для многих, если не сказать для всех, Блэки обратился к теме религии, а точнее к теме религиозного и политического насилия над личностью. И сделал это в своей обычной, шокирующей манере, теперь с богохульными нотками: "Unholy Terror" – вы уже слышите скрежет консервативных зубов?
"Богохульство, собственно, не было моей целью. Я не хочу оскорблять чужие религиозные пристрастия, я просто хочу сказать людям: "Думайте самостоятельно, не стремитесь с готовностью проглотить заранее приготовленную религиозную и политическую лапшу! Ищите ответы на свои вопросы сами – вот мораль этой истории". Но оставим мораль предпенсионным дамам – это их принадлежность (им просто больше нечего делать!). Для таких харизматических личностей, как Блэки Лоулесс, мораль и аморальность есть понятия из области теории относительности. Кстати, наш герой имеет весьма любопытное представление о том, что есть харизма… "Если вы прочтете текст "Харизмы", то увидите, что повествование ведется от первого лица, как если бы харизма была неким существом. И это существо переходит от одного человека к другому, поселяется в теле и покидает его ради другого. Нечто вроде паразита. Ведь, когда мы говорим о харизме, мы думаем о каком-нибудь известном спортсмене или популярном актере – "вот этот человек обладает харизмой". Но в харизме есть и темная сторона, она чем-то сродни тому болезненному любопытству, которое испытывает человек при виде жертв автомобильной аварии – он просто не может отвести глаз. В буклете CD в "Unholy Terror" и "Charisma" напротив каждой строчки вы найдете имена "героев" – тех, о ком я думал, когда писал тот или иной фрагмент – от Маркса и Торквемады до убийцы Леннона и Чарли Мэнсона – в ком "воплотилась" харизма".
Кстати об убийствах – что же за W.A.S.P. без елочки, тьфу, без крови? И еще. Кто же все-таки убил школьницу Лору Палмер – малышку Джейн? "Who Slayed Baby Jane?" – "Смотрел я как-то интервью с Диком Буткисом (игрок в американский футбол - прим. ALIVE). Репортер спрашивает его, о чем тот думает, когда находится на поле. "Вы помните фильм "Что случилось с малышкой Джейн?", - отвечает он. "Там есть момент, когда голова начинает медленно катиться по ступеням. Вот об этом и думаю. Каждый раз, когда я в кого-нибудь врезаюсь, мне на ум приходит слетающая с плеч голова". И тут я подумал: "У-у-у! Надо про это песню написать!" Так что я охарактеризовал бы настроение этой песни как истерику".
А после истерики наступает эйфория. Плавная и тягучая как вино эйфория, длиной всего в три минуты, но растягивающаяся на всю ночь, когда время становится совсем непонятным и отвлеченным. Она щиплет струны то ли испанской, то ли электрической гитары, постукивает в глухой барабан – там-та-дам – это в "одиночестве" едет "планет караван". По всеобщему мнению, самая выпадающая из концепции альбома, и по тому же мнению, самая интересная на нем вещь. "Я написал эту песню за один подход – первый раз в жизни; для меня написание песни – длительный процесс, построение карточного домика, когда одни идеи строятся на других, и так пока не достигнешь вершины. "Эйфория" – это когда я полностью освободил свой мозг от всего, что в нем было, и оно пришло само собой, я записал песню, посмотрел, как развиваются, чередуются аккорды, и был в восторге – это было что-то, о чем бы я раньше даже не мог подумать. Эта композиция совсем не вписывается в альбом – это некое потакание художественным слабостям! – поэтому я поставил ее между двумя быстрыми вещами: "Who Slayed Baby Jane?" и "Ravenheart".
"Ravenheart" – ну все-таки, как звуки "Headless Children" греют нам душу! Кстати, о "Headless". От того времени остались не только вечно молодые воспоминания…
"Evermore" – "Эта песня задумывалась как реприза "Forever Free", но не попала на альбом по нескольким причинам… главным образом потому, что меня не устраивал текст. "Evermore" о гипотезе, что мы уже жили много раз на этой Земле. Не то что бы я верю в переселение душ, но я нашел эту тему интересной. Я хотел бы верить".
…Все-таки Блэки удивительный человек. В чем-то даже олицетворение современного рок-н-ролла: бесшабашное и дикое мирно уживается с артистом и интеллектуалом. Ну, скажите, кто еще может писать песни о религиозной терпимости и поливать себя на сцене бутафорской кровью и насаживать на торчащее промеж ног лезвие маленькие сморщенные эмбриончики?Только настоящий рокер! Да и сам Блэки не видит здесь противоречия. "Я не отношусь к тем группам, которые используют сцену как кафедру для пропаганды каких бы то ни было телег. Я не проповедник. Я могу предложить слушателю ту или иную тему, могу давать какие-то комментарии, но ведь это разные вещи, не правда ли? Я вышел из очень религиозной семьи, я знаю на своей шкуре, каково это, когда тебе день ото дня вдалбливают в башку одну и ту же мысль. И то, о чем ты говоришь людям на альбоме и то, что ты делаешь на концерте – две разные вещи, меж тем не противоречащие друг другу. Покупая пластинку, люди подставляют свои уши, прислушиваясь к твоим словам. Но на концерт они приходят получать удовольствие: ведь в этом и есть рок-н-ролл – лови свой кайф!" И последняя композиция на альбоме, "Wasted White Boys", возвращает нас туда, с чего мы начали – в сырой, "концертный", безбашенный рок-н-ролл, после которого остается только вспомнить бесподобного Криса Холмса : "What`s the big fucking deal!"
При подготовке статьи использованы фрагменты интервью, в разное время взятых представителями международного фэн-клуба группы - W.A.S.P. Nation.