***Слово от ведущего группы Satyricon: Тоже не фонтан (терпеть не могу комменты редакторов и тому подобную лабуду, читатель должен сам делать выводы). Но… Оценивайте сами. Vortex.***
Старт был взят в 1992, когда вскоре ставший одними из лидеров блэк металла дуэт Satyr`а и Frost`а заложил основы многообещающего проекта. На самом деле, на заре существования Satyricon Карл-Мишель Эйде (Ved Buens Ende, Aphrodisiac, Inferno, Aura Noir) положил начало их деятельности. Но первые записи были сделаны уже с Frost`ом… Это основная сила на сегодняшней блэк-металлической сцене, и мы ох*енно горды представить вам беседу с очень интеллигентным г-ном Frost`ом, который, судя по его словам, сейчас отбывает некоторый срок в тюрьме и может потратить некоторое количество времени. Новости об этом будут в нашем следующем выпуске, а пока - ответы Frost`а. Вопросы были адресованы Satyr`у, который тогда, в июне 1998 был очень занят работой, так что некоторые специфические вещи остались без ответа… Но никаких жалоб, просто читайте это:
После величественного альбома "The Shadowthrone", как у вас получилось написать ужасное продолжение в форме "Nemesis Divina"?
«Эта предыдущая работа была отличной формой комбинирования разных блэк-металлических штук в единое целое. Мы все время развиваемся. Музыкальный уровень становится лучше, и композиторский тоже. Создавая "Nemesis Divina", мы располагали большими техническими возможностями, чем когда создавали "The Shadowthrone", а это то, что действительно необходимо при работе над материалом. "The Shadowthrone", с его комбинацией различных атмосфер - это все-таки хороший альбом, но, по моему мнению, не самая лучшая наша работа.»
Вы скоро будете готовы к новому крестовому походу? Я имею в виду новую пластинку. Можешь сказать немного о том, как она будет звучать, как называться, что-нибудь отличительное и особенное? Можно будет вспомнить "Nemesis Divina"?
«Satyricon сейчас работают над 4-м полнометражным альбомом, который будет (скорее всего) называться "Rebel Extravaganza". Этот альбом должен быть записан поздней осенью/ранней зимой этого года, и будет нашим наичернейшим и наитяжелейшим альбомом на данный момент. Быстрый, замораживающий, темный, медленный, жуткий, причудливый, напряженный… Он даже будет содержать некоторые "груви" темы в духе Black Sabbath. Мы стараемся избегать чересчур мелодичных и хэви-металлически ориентированных вещей, потому что это сгубило бы все опустошающее ощущение приближающегося нападения. Так что "красивый" блэк металл - полный отстой! Я не буду сравнивать наш новый материал с "Nemesis Divina". Никакие два альбома Satyricon не будут похожи.»
При написании своих новых вещей вы пытаетесь достигнуть новых музыкальных измерений, открыть какие-то еще не исследованные ландшафты, или предпочитаете идти хорошо знакомым путем, соединяя его с отличной композиторской работой?
«И то и другое, но мы всегда пытаемся вносить что-то новое и искать новые пути выражения атмосферы в музыке. Так что на 4-м альбоме также будет немного экспериментирования.»
С самого начала ваша музыка становилась все более напряженной, экстремальной, бескомпромиссной. "Nemesis Divina" был последней стадией? Есть еще путь к более высокому уровню экстремальности, или вы начнете постепенно успокаиваться?
«Постепенно успокаиваться?? Почему?... Мы ни за что не начнем успокаиваться. Следующий альбом должен быть еще более напряженным и экстремальным, чем "Nemesis Divina", но он будет не только таким. Наша музыка всегда была разной, и более "спокойные" места и песни также будут присутствовать на "Rebel Extravganaza".»
А после выпуска альбома опять последует новый тур? Я слышал, что вы не были удовлетворены первым туром в 1996. Правда, что вы отменили несколько шоу?
«За альбомом последует новый тур. Тур в 1996 в целом можно описать как проблемы, проблемы и в основном одни и те же - все из-за полного непрофессионализма организатора нашего тура, Metallyssee. Йохан, мать его, и вся его команда - пускай они страдают в худшей из агоний! Мы отменили несколько шоу… Несмотря на все это говно, некоторые выступления прошло очень успешно.»
Сопровождение CD "Nemesis Divina" было изумительным. Вы потратили кучу денег на это? Думаешь, эти затраты стоили результата? Будете ли вы работать над какими-либо величественными деталями снова?
«Сопровождение "Nemesis Divina" было довольно дорогим, но без сомнения оно стоило того. Буклет должен был показать визуальную сторону Satyricon, и вообще выразить визуальный аспект наших музыкальных заслуг, мы вложили необходимые деньги, работу и творчество, чтобы сделать это как надо. Сопровождение четвертого альбома не будет уступать "Nemesis Divina". Превосходно! Превосходно!»
Kveldulv (он же Nocturno Culto) больше не будет записывать бас? Тогда почему вы использовали его на "Nemesis Divina"?
«Kveldulv был полноправным участником Satyricon во время записи "Nemesis Divina". Позже он ушел в лес - очень внезапно. Он планировал остаться в Satyricon, но ушел в более безлюдное место. Думаю, Satyr позаботится о басе на нашей новой записи.»
Скажи, есть ли у вас какое-либо профессиональное музыкальное образование, и повлияло ли оно как-то на вашу манеру сочинять и играть?
«Ни у меня, ни у Satyr`а нет никакого профессионального музыкального образования.»
Некоторые профессионалы заявляют, что это не имеет никакого отношения к их нынешнему музыкальному опыту. Предполагаешь, почему это так?
«Некоторые профессионалы что заявляют? Если я правильно тебя понял, они имеют в виду, что их музыкальное образование просто улучшило их технические возможности, не повлияв на творчество или стиль игры. (Точно - и это дополнительный бонус для талантливого музыканта - ред.)»
У тебя есть некоторые невероятные идеи в барабанной работе. Твой вклад делает музыку сильнее? Какой-нибудь другой барабанщик мог бы подойти более идеально?
«Хочется надеяться, что моя работа усиливает музыку Satyricon, но я думаю, что барабаны на будущем альбоме будут гораздо лучше, чем на первых трех. Кто знает, подошел бы какой-нибудь другой барабанщик лучше?»
Оглядываясь назад, не жалеешь ли ты, что, скажем, "Dark Medieval Times" мог быть записан лучше, более совершенно, чем это было сделано тогда? Ваша музыка в те времена все еще росла, или уже была индивидуально созревшим творением?
«Мы были не очень умелыми и опытными музыкантами, когда записывали наш дебютный LP/CD. Что у нас было - так это наш блэк-металлический дух и железная воля. Satyr также продемонстрировал огромную творческую способность в написании музыки. Я верю, что будучи записанным сегодня, принимая во внимание музыкальную сторону, "D.M.T." технически принадлежал бы к другому музыкальному измерению. Но мы сделали лучшее, на что были способны тогда, а значит нет смысла жалеть о том, что было сделано много лет назад. Все же, характеристики "Dark Medieval Times" - это мистические, темные, средневековые чувства, заложенные в нем, атмосферы, которые будет трудно так идеально поймать еще раз. Насчет последней части вашего вопроса: да - и да! Наша музыка всегда растет, как вы сказали, но каждый альбом все же индивидуальное/зрелое творение. Превосходно! Превосходно! (похоже, это любимое выражение Фроста - ред.)»
Возвращаясь еще дальше назад, что думаешь насчет демо? Почему для второй части сплита были выбраны Enslaved? Вы знаете их с тех самых ранних дней?
«Демо блестяще - примитивный, сырой, мощный блэк-металл с безобразно плохой барабанной игрой, гитарами, подобными бензопиле, и убийственными риффами. Enslaved - что с ними случилось? "Yggdrasil", их демо, просто великолепно, и мы хотели переиздать его на сплите, потому что оно заслуживало большего внимания - по крайней мере, в наших глазах. Мини LP "Hordanes Land" также был маленьким шедевром. Но что потом случилось? "Hordanes Land" можно было охарактеризовать как новаторское и творческое композиторствование, а три последовавших за ними полнометражных альбома содержат очень мало этого. Я, лично, должен отметить, что нашел их довольно скучными, с некоторыми замечательными темами то тут, то там (как, например, начальная тема на "Vikingligr Veldi"). Очень плохо, потому что Enslaved были очень многообещающей командой, и ребята - крутые металхеды. Надеюсь, в будущем придут лучшие времена для Enslaved. Может они просто пьют слишком мало пива - может, в этом причина их застоя? (Конечно, причина в этом, но кто поверит, что это так! В общем-то, Ivar потерял несколько килограммов за последние несколько лет… - ред.) Между тем, Satyr недавно говорил мне по телефону, что Enslaved сделали более чем приличный кавер для трибютного альбома Darkthrone, который скоро выйдет. Может быть, это предвестие лучших времен.»
Как так получилось, что Nuclear Blast стали заботиться о дистрибьюции Satyricon? Блэк-металлический андеграунд ненавидит этот лэйбл.
«Nuclear Blast сделали нам наилучшее предложение, вот почему стали иметь с ними дело. Полагаю, многие люди в андеграунде ненавидят Nuclear Blast за выпуск альбомов дурацкого христианского проекта Horde. И эту группу конечно никто не уважает! Но все-таки, цель Satyricon (хотя, и не главная цель) - расширяться, и никакое христианское дерьмо не помешает нам в этом. Если бы мы были в стороне от лэйбла, предоставляющего нам наилучшие возможности, только из-за того, что такая неважная, отстойная команда, как Horde есть на этом лэйбле, это была бы победа Horde, а не наша. Более того, Satyr пытался заставить Nuclear Blast выгнать Horde с лэйбла (круто! - ред.) как проект, и больше никогда их не выпускать.»
Как насчет комбинации истинного духа и естественного коммерциализма, которая имеет место? Знаешь, вы имеете дело с людьми, которые распространяют ваши вещи и получают за это деньги… Например, не беспокоит ли вас то, что ваши релизы продаются во многих коммерческих магазинах?
«Нас не беспокоит, что наши релизы продаются в коммерческих магазинах. И какого черта мы должны беспокоиться? Продажа наших работ только через андеграундных дистрибьюторов и магазины абсолютно не гарантирует, что только "тру" и посвященные люди получат их. И просто чтобы было понятнее - Satyricon никогда и ни при каких обстоятельствах не станет коммерческой командой. Просто никогда такого не случится, чтобы мы поменяли нашу музыку просто чтобы продать больше пластинок. Satyricon создает музыку, которая нам нравится. Не проблема сделать альбом более помпезным и коммерческим, чем вы можете себе представить, но мы это делать не будем, потому что такая музыка - это отстой. К счастью, похоже, неизбежно, что другие заработают столько же или больше на Satyricon, чем мы сами.»
Я читал интервью с Satyr`ом, где он заявлял, что он не сатанист. Как насчет перевернутых крестов, сатанинских текстов и прочей атрибутики? Антихристианское и сатанинское различаются, но у них все же есть много общего.
«Satyr не сатанист, он никогда им не был и не говорил этого, но он конечно же принадлежит к темной стороне. Satyr не верит в сатану и сильно ненавидит религию. Однако, есть и другие подходы к темной стороне, кроме сатанизма. Да, почитайте тексты; они выражают его внутренний мир тьмы, без сатанизма. Без вопросов - содержание текстов черно, также как и музыка, которую мы играем, но эта чернота не связана с поклонением сатане. Что есть общего у антихристианства и сатанизма, так это антихристианская идеология, ничего более. Антихристианство не имеет ничего общего с какой-либо верой, или поклонением какому-то божеству. Что касается использования перевернутого креста, это не только сатанинский символ, это символ пути левой руки (на темную сторону), антихристианства и вообще - Black Metal. Перевернутый крест без сомнения мощный, злой символ, и должен быть использован с большим уважением. Satyricon использовал этот символ, и мы полностью стоим на стороне тьмы, которую он представляет.»
Как Satyricon удается оставаться мрачной силой? Даже в Осло ходят легенды о группе. Elm Street - это место, которое Satyr ненавидит посещать?
«Satyr`у не нравится он сам на Elm Street, так будет правильнее (откуда вы вообще это взяли?) (не проблема получить такие новости, когда лично посещаешь это место! - ред.), но лично я иногда пью там пиво время от времени. Я, бывало, зависал там пару лет назад.»
Скажи свое мнение о работах г-на Т. Киттельсена. Думаю, вы использовали его работы в прошлом абсолютно не случайно? Так где же ключ к его величественным работам, полным естественной тайны? И как насчет того, что его работа стала тенденцией?
«Что было великолепно у Т. Киттельсена, так это его способность выражать мистику и жуть, которую он видел в норвежской природе, через свою живопись. Воображение Киттельсена было очевидно очень ярким, сочетаясь с уникальным талантом и глубоким интересом к норвежским мифам. Результатом этого стали многочисленные изумительные изображения троллей, олицетворение черной смерти и т.д. Мы использовали великолепный рисунок этого художника на нашем дебютном альбоме, потому что он прекрасно подходил к концепции. С тех пор многие группы использовали и злоупотребляли почти каждой работой Киттельсена, подходящей к конепции Black Metal. Из-за этого магия улетучилась… но ничто не может изменить тот факт, что его работы великолепны.»
Вы принимали участие в знаменитом андеграундном документальном фильме "Det Svarte Alvor" много лет назад… Скажи, почему только репетиционная съемка, нет упоминания о Satyricon, и потом не было никаких интервью? Как насчет того, чтоб выпустить видео?
«Репетиционная съемка - это все, что мы хотели сделать, у нас не было послания, которым мы хотели бы поделиться с норвежцами. Планировалось, что фрагмент будет гораздо длиннее (оператор снимал около десяти минут!). И конечно, должно было упоминаться, какая группа играет. Но телевизионная компания все засрала… Весь документальный фильм нелеп и абсолютно ничего не стоит. Мы также принимали участие в другом документальном фильме, но не давали интервью. "Как насчет того, что выпустить видео?" - а как насчет "Mother North"? (Я хотел спросить о полнометражном видео, полным музыки и не только - ред.)»
Motörhead - ваша любимая группа старой школы, или вам так понравился "Orgasmatron"? Скажи, какие старые хэви-металл группы вы цените? Не кажется тебя, что кавер-версия была шоком для многих последователей Black Metal?
«Любимая группы старой школы и для Satyr`а, и для меня - это Bathory. Но "Orgasmatron" - это убийственная песня, и мы думали, что ее можно сделать немного сырее и мощнее - что у нас с успехом получилось. Не знаю, как отреагировали люди бм на кавер-версию, но я слышал некоторые очень позитивные комментарии. На самом деле, мне без разницы, я думаю, что кавер звучит очень хорошо. Я совсем не увлекаюсь Heavy Metal, будь он старый или новый, но Iron Maiden, Judas Priest и Accept сделали кое-какие стоящие вещи в прошлом. Старые Mercyful Fate и King Diamond, если вы причисляете их к Heavy Metal, конечно же, оба велики, но Mercyful Fate лучше, чем King Diamond.»
Moonfog, похоже, стойко удерживается от тенденций в эти годы. Думаешь, причина этому - тщательный выбор исполнителей? Правда, что вы там работаете? Вы когда-нибудь подпишете контракт с не-норвежской группой?
«Я не могу на это ответить. Однако, могу сказать, что Moonfog стойки, как никогда, и Gehhena и Thorns имеют контракт с Moonfog, и возможно Dødheimsgard также подпишет контракт. Не-норвежская группа может быть принята, но только если она достаточно хороша. (Satyr управляет лэйблом, если вам интересно - ред.)»
Ваши убеждения имеют какое-либо отношение к милитаристским действиям? Возможно ли достигнуть цели, что многие Black Metal уроды пытаются приобрести подобный опыт?
«Милитаристские действия - это замечательно, но нет ничего такого в моих убеждениях, что бы требовало таких действий. Также, они могут просто обернуться против тебя - милитаристские действия против христианства приводят к тому, что полиция смотрит за каждым нашим шагом.»
Эти пресловутые викинги, языческие традиции или естественные тайны должны остаться только в наших книгах, не будучи насильственно насаждены какому-то другому человеку, или наоборот?
«Насчет языческих традиций и тому подобного - об этом говорить не со мной.»
Что скажешь насчет Satyricon Петрониуса Арбитера? Думаете изобрести что-либо подобное?
«Я начинал читать Satyricon Арбитера несколько лет назад, но он довольно странным образом исчез - я не знаю, как так получилось, но его неожиданно не оказалось в том месте, где я его, по-моему, оставил. Я его до сих пор не нашел, и я не могу комментировать книгу, которую не дочитал. (Рекомендую эту трагедию, поверьте мне, это такое причудливое, необычное чтение… - ред.) По второму вопросу: нет никаких планов о чем-нибудь подобном. Упадок и гедонизм не являются нашими выдающимися качествами.»