"Американская Экстраваганза" (интервью с Satyr`om)
Когда мы, американцы, думаем о Норвегии, мы обычно представляем огромные леса, чистые озера, и сильный, беспощадный холод, или по крайней мере битву Hoth из The Empire Strikes Back. Редко мы представляем шоссе и сотовые телефоны. Вид лидера Satyricon Satyr`а, едущего по улице и разговаривающего по мобильнику как-то не очень вяжется с лысым маниакальным существом, изображенным на последнем релизе группы, "Rebel Extravaganza". Когда он объясняет, что едет на репетицию, это плохое впечатление улетучивается. Сейчас группа тренируется перед ближайшим американским туром.
В прошлом году выступление на Milwaukee Metalfest должно было стать первым появлением Satyricon в штатах, но группа вынуждена была отменить все, когда барабанщик Frost не получил рабочую визу от правительства Соединенных Штатов. Власти США отказали Frost`у во въезде из-за судимости за нападение, за которое он провел несколько месяцев в норвежской тюрьме. Хотя похоже, что все уже налажено для тура (который начнется 28 марта в Чикаго, Иллинойс), Satyr не так уверен, что все нормально.
"Это жертва," - говорит Satyr. - "Это то же самое, что и с европейским туром. В Германии и Скандинавии Satyricon занимают очень прочные позиции. В большинстве случаев нам платят столько, сколько мы стоим, и дают нам возможности, которых мы заслуживаем. Мы [отыграли] множество шоу в туре [в поддержку "Rebel Extravaganza"] там, где нас особо не знали, просто чтобы начать. То же самое и в Америке. Мы сейчас проведем этот тур, и мы не ожидаем от него многого. Мы просто проведем его. Мы уверены, что оставим здесь след, когда уедем. Когда мы уедем домой, люди запомнят это. Я довольно точно это чувствую".
К несчастью, только часть американских фанов имеют возможность увидеть этот тур, потому что Satyricon решили отменить последние две его недели. Теперь тур включает только тринадцать городов и столько же дней, сосредоточившись на Восточном Побережье и Среднем Западе.
"Предполагалось провести около четырех недель в Америке," - рассказывает Satyr. - "Мы должны были проехать по всей стране от Калифорнии до Техаса [до Нью-Йорка]. После того, как маршрут был определен, мы получили предложение поддерживать Pantera в их европейском туре, который начинался посередине запланированного американского тура. Так что мы отменили последние две недели американского тура, чтобы вернуться в Европу и присоединиться к Pantera. Это довольно обидно. Я спрашивал у Nuclear Blast, возможно ли отодвинуть все это дело и провести тур с Pantera, а затем провести весь американский тур" - говорит он. - "По какой-то причине они решили, что будет лучше отменить последнюю половину тура. Не знаю почему. Они сказали что-то о том, что раскрутка была очень сильной, и они не смогут обеспечить такую же раскрутку в июне, и нам надо сделать это сейчас. Я знаю не так много о ситуации в Америке", - признает он. - "Когда дело касается европейского тура, я знаю, как он функционирует; но я ничего не знаю о том, как это проходит в Америке. Я хочу поехать [в Америку] еще раз. Я хочу сейчас провести этот тур, а потом провести тур с Pantera, а потом выступить на нескольких фестивалях летом, а потом я хотел бы вернуться в Америку ранней осенью".
Хотя другие норвежские Black Metal группы, такие как Emperor и Dimmu Borgir уже гастролировали в Америке, Satyr не чувствует давления со стороны своих соотечественников. Просто Satyr не стал бы проводить эту поездку, если бы не хотел этого.
"Это действительно то, что мы хотели сделать," - говорит Satyr. - "Европейский тур на самом деле не был тем, чего мы хотели. Это было более-менее необходимой вещью. Конечно, мы отнеслись к нему очень серьезно, как всегда, но это не совсем то, чего я добивался. Я был довольно счастлив, когда он закончился", - честно говорит он. - "У меня немного другое чувство в отношении американского тура, потому что он пройдет впервые, так что будет не то же самое, что и в Европе. Я был только в Луизиане, так что я увижу много нового. Я хочу посмотреть другие места".
На отмененном выступлении на Milwaukee вокалист и гитарист Gehenna Sanrabb должен был быть концертным гитаристом Satyricon; однако Satyr говорит, что на этот раз его не будет.
"Он сделал с нами несколько песен ("Intermezzo II" [1999] - Фил), но это не сработало. Я имею в виду, сработало музыкально и все такое, но социально была небольшая проблема. Даже хотя мы и общались, у нас было довольно разное отношение. Он не очень амбициозен".
В интервью с "Burn The Sun" в сентябре 1999 Sanrabb говорил, что Gehenna ужасно ленивы.
"Да, они ужасно ленивы", - соглашается Satyr. - "Не думаю, что они хотят делать что-либо, чтобы чего-то достичь. Они просто записывают альбом каждый раз, и все, в то время как мы хотим куда-то идти с тем, что мы делаем. Это не обязательно делает нас лучше их. Это просто делает нас не такими, как они, другое отношение к тому, что мы делаем".
Satyr говорит, что вопрос амбиций был решающим фактором того, что Satyricon оставался группой из двух человек, и серьезно отрицает то, что группа когда-нибудь приобретет полный состав.
"[Satyricon] начал как [я и Frost], потому что тогда были только мы" - объясняет Satyr. - "Мы хотели, чтобы это была полная группа, но тогда у нас не было выбора. Потом мы пытались работать полной группой, и это не работало. Опять же, все эти вещи с амбициями и всем прочим. Никто не хотел так часто тренироваться, как мы, и никто не хотел пролить столько крови, сколько пролили мы за эти годы. Я просто сел и подумал о том, чем мы на самом деле занимаемся. Мы записывались вдвоем всю нашу карьеру. Кодга у нас в группе были Samoth (бас/гитара - Фил) и Kveldulv (гитара - Фил), было хорошо, что они играют на альбомах. Оглядываясь назад, я рад, что они приняли участие, но с другой стороны, я уверен, что альбомы получились точно такими же без них" - честно говорит он. - "Хорошо, что они были, но это не было необходимостью; так что я почувствовал, что мы можем в общем-то продолжать вдвоем, потому что мы знаем - это работает. [К тому же]" - добавляет он, - "я довольно устал от того, что люди приходят и уходят из группы. У нас определенно будут приглашенные музыканты. Нам нравится приглашать музыкантов".
Амбиции и желния - это не те черты, которыми обделен Satyr. Он не только руководит Satyricon, он также организовал Moonfog Records, ставший домом для таких групп, как Gehenna, Darkthrone, Dødheimsgard и конечо же Satyricon. Сейчас Satyr владеет пятьюдесятью процентами компании и все еще сильно вовлечен в работу лэйбла. Хотя диски Moonfog сравнительно легко найти в европейских магазинах (спасибо за дистрибьюционную сделку с Connected Distribution), их трудно обнаружить в Америке.
"Америка остается проблемой", - соглашается Satyr. - "Азия остается проблемой". - Он на секунду останавливается, а потом добавляет - "Я не знаю, что делать. Мы пробовали всех [дистрибьюторов], которых считали возможными, интересными партнерами для Moonfog, но это не сработало".
Поскольку у Moonfog сейчас не хватает ресурсов для надлежащего распространения своих альбомов по всему миру, Satyricon связались с Nuclear Blast, чтобы помочь промоушену и дистрибьюции группы за пределами Скандинавии.
"Я довольно счастлив поддержкой, которую мы имеем в Америке", - говорит Satyr. - "Я чувствую, что могло быть больше рекламы в Америке и могло быть больше интервью, но отношение [Nuclear Blast America] к Satyricon было хорошим, и они очень помогли с туром. Я чувствую, что они нас уважают и заинтересованы в том, что мы делаем".
Однако отношение Satyr`а к Nuclear Blast Germany несколько иное.
"Было бы очень хорошо, если были владелец Nuclear Blast действительно работал", - констатирует Satyr. - "Он был активным владельцем, а сейчас он просто обладает всем, но в действительности там больше не работает. Жаль, потому что эта компания теряет лидерство, и это негативно отражается на нас. Эти люди работали там долгое время, и это было бы хорошо, если бы компания была маленькой, но сейчас они стали такими большими, эти люди должны быть уволены и заменены. Не могу сказать, что я счастлив", - просто говорит он. - "Я счастлив, что владелец серьезно относится к Satyricon, и когда он там, он всегда делает лучше, но он очень редко действительно там работает. Я чувствую, что других людей, которые там работают, мы вообще не волнуем".
Nuclear Blast Germany (и соответственно NBA) извлекли большую выгоду из победы The Kovenent в норвежской Grammy в номинации "лучшая хард-роковая группа" (они едва обошли исполняющую каверы Black Sabbath группу Black Debbath), но никто похоже не отметил тот факт, что более стоящие группы не только не выиграли, многие из них даже не номинировались. Эта деталь не ускользнула от Satyr`а. Он говорит, что "не сердит, но очень удивлен". Satyricon не получили номинацию.
"Rebel Extravaganza" попала в норвежский Billboard, и ни один Black Metal альбом не поднялся так высоко, как этот", - говорит Satyr. Несмотря на то, что крупнейшие мэйнстримовые газеты в Норвегии написали на "Rebel Extravaganza" образцовые рецензии, Satyricon не получили приглашения на танец. - "Мы на самом деле ничего не ждали, но я считал само собой разумеющимся, что они номинируют нас, потому что я действительно думал, что они не посмеют поступить по-другому", - чистосердечно говорит Satyr. - "но я также ожидал что будут номинированы Emperor. Я был бы очень счастлив, если бы нас не номинировали, но номинировали Emperor, потому что это показало бы, что [сообщество Grammy] действительно понимает, что происходит, но они предпочли не видеть нас, Emperor, Immortal, Dødheimsgard. Это показало, что у них совсем нет понятия о том, что происходит. Я думаю, что идея учредить приз за хэви-металлическую музыку на премии Grammy - хорошая идея, но все чувствовали, что это должно заслуживать доверия, проходить правильно. В первый год они допустили много ошибок (Covenant выиграли и в прошлом году - Фил), и я был одним из многих, кто публично критиковал [премию]. Идея критики была в том, что может если мы их будем критиковать, они все сделают правильно на следующий год, и сделают приз чем-то заслуживающим доверия и честным. На второй год они все сделали даже хуже", - говорит Satyr. - "Я знаю, что мы и Emperor чувствуем, что даже если нам дадут приз в следующем году, кого это волнует? Это на самом деле ничего не значит. Что-нибудь значило бы, если бы они сделали это правильно, но металлисты не тупые и вы не можете их одурачить, а именно это они и пытались сделать".
"Rebel Extravaganza" достигла 22 позиции в чартах Billboard. Альбом оставался в чартах две недели. В мире поп-музыки две недели в чартах не выводят в лидеры, но когда Black Metal альбом не только попадает на 22 место, но сохраняет его две недели, люди начинают замечать.
"Если он просто появляется на одной неделе и пропадает на следующей, это не особо влияет на бизнес", - объясняет Satyr. - "Им нравятся альбомы, которые постоянно в чартах, а наш остался в чарте на две недели. В Black Metal это довольно сенсационно".
Американцы имеют тенденцию думать, что европейская металлическая сцена сильнее и более широко поддерживается, чем американская. Хотя это может до определенной степени быть правдой, норвежская премия Grammy доказала, что у европейцев проблема с отделением качества от отстоя. Весь инцидент возвращает ужасные воспоминания американской премии Grammy 1989 года, когда Jethro Tull выиграли у Metallica в номинации "лучшая хард-роковая группа".
Даже не имея блестящего приза у себя на полке, Satyr может оставаться уверенным, что Satyricon всегда будут новаторами и противостоять имитации. Если выпускать ведущие альбомы недостаточно, чтобы выиграть Grammy, то кому она на хуй нужна?