(с 1943 по 1956) Единственным из "Битлз", кто родился в большой семье и кого миновали в детстве драматические ситуации, был Джордж Харрисон - самый млдаший из битлов. Джордж родился 25 февраля 1943 года в ливерпульском районе Вейтвери, улица Арнольда Гроува, 12. В семье он был младшим из детей и поэтому являлся всеобщим любимцем.
"Я пошёл его посмотреть в первый же день. Это было сверхъестественным. Он был моей маленькой копией. Впрочем, все это могло и показаться мне", вспоминал потом Харольд Харрисон.
Джордж рос очень независимым и самостоятельным. Уже в два с половиной года он ходил в магазин за покупками. Все соседи по улице знали его. Первые воспоминания Джорджа о доме связаны с цыплятами. Ему и его братьям принесли цыплят. Но выжил из них только один - Питер. Этот цыплёнок вскоре превратился в сильного и агрессивного петуха, которого вынуждены были съесть на Рождество.
Когда пришло время отдать Джорджа в школу, начались трудности. Дело в том, что английская система весьма сложна и многолика. Здесь школы делятся по религиозному принципу, по времени приёма в школу (когда учитывается возраст поступающего), есть школы частные, есть государственные... В одну школу Джорджа не принимали, потому что по отцу он не был стопроцентным католиком, а в другую - потому что помехой был его возраст. Наконец, родителям удалось устроить сына в начальную школу "Давдейл" - ту самую, в которой учился Джон Леннон. Правда, тот был на три класса выше и поэтому Джорджа не замечал, хотя Харрисон вспоминает, что встречался с Ленноном в те времена. А вот Питер, брат Джорджа, был в одном выпуске с Джоном. В 1954 году мальчик поступил в школу "Ливерпул Инститьют". Пол МакКартни уже в течение года учился здесь, а Джон Леннон - четыре года в "Куорри Бэнк Хай Скул".
"Было жаль оставлять "Давдейл". Классный руководитель сказал нам, что мы уже взрослые мальчики, но в новой школе мы снова чувствуем себя маленькими. Какая досада! Нам так хотелось после всего чувствовать себя наконец-то большими".
Джорджу занятия в новой школе быстро опостылили: "Я ненавидел диктанты. Это смахивало на шизофрению. Желторотый выпускник колледжа диктовал тебе, а ты должен был записывать. Я не мог заставить себя перечитать диктант. Я считал, что всё это бесполезно... Это было время, когда дела шли плохо. Мы подрастали, и педагоги старались сделать нас частью общества. Было ужасно, потому что они старались сбить нас с пути естественного развития и привить нам свои жизненные иллюзии... Ноя всегда старался оставаться самим собой".
С самого начала Джордж выделялся в школе своей экстравагантной для того времени манерой одеваться. Майк МакКартни, брат Пола, будучи на год моложе Харрисона, вспоминал, что у Джорджа всегда были длинные волосы, ещё задолго до того как они вошли в моду. И если Джон утверждался в школе с помощью бесконечных стычек и драк, то Джордж делал то же самое своим внешним видом, чем очень досаждал учителям. Причина же того, почему Харрисон не стригся, была проста. Отец в целях экономии сам стриг всю семью, чем и вызывал неависть Джорджа к этой процедуре. Он ходил в школьной кепке, сидевшей где-то на верхушке его причёски, и в очень узких брюках.
В классе было обычным то, что Харрисона выставляли за дверь или ставили в угол. Но постепенно Джордж стал уклоняться от конфликтных ситуаций: "Я понял, что можно не конфликтовать. Никто из преподавателей не обращал внимания, когда я спал на задней парте или убегал с уроков. Главное было не возражать им".
Музыкой Джордж вначале не увлекался. Заразился он ею примерно в тоже время, что и остальные битлы. Как-то, купив по случаю у одного из одноклассников гитару, он стал учиться играть на ней. Вначале из этого ничего не получилось, что приводило мальчика в полное отчаяние. И только мать поддерживала его: - Научишься, сынок, научишься. Только стой на своём.
И он продолжал, играя до того, что разбивал пальцы до крови. Однажды для участия в одном из многочисленных фестивалей Джордж и его брат Питер организовали группу под названием "Ребелс". Но пока Харрисон не всретился с "Куорримен" (группой Джона, давшей начало "Битлз"), до тех пор ничего серьёзного не произошло.
(Период в "Битлз") Особо останавливаться на данном этапе не буду. Отмечу лишь, что за время существования "Битлз" 20 песен Джорджа вышли на 13 альбомах "Битлз". Ещё 2 вышли на синглах (The Inner Light и Old Brown Shoe), а затем и на The Beatles Past Masters Vol. 2 (1988). О них ниже.
1). Don`t Bother Me (с альбома With The Beatles) "Это была первая песня, которую я написал, чтобы убедиться, что могу сочинять, - признался Джордж Харрисон в автобиографии "I Me Mine". - Я не думаю, что она очень удачная". Работая в одной группе с двумя уже достаточно известными авторами песен - Ленноном и Маккартни, - Харрисон немного завидовал их таланту и гонорарам. Однажды, когда Джордж лежал в постели с простудой во время турне "Битлз", его ливерпульский приятель Бил Херри пошутил по этому поводу, а Харрисон ответил ему сочинением немного неуклюжей, но вполне сносной композиции. Интересно, что она отнюдь не являлась подражанием музыкальным идолам Харрисона - Карлу Перкинсу или Гоффи и Кингу, а просто копировала стиль Леннона и Маккартни - то же самое делали в то время многие английские битгруппы.
2). I Need You (Help!) Это вторая композиция Джорджа Харрисона, записанная "Битлз". Его ранние попытки вроде "You`ll Know What To Do" были забракованы Ленноном и Маккартни. Единственное, на что можно обратить внимание в этой ничем не выдающейся песне, - нерешительные гитарные аккорды, контролируемые ножной педалью, позже это стало известно, как эффект "вау-вау".
3). You Like Me Too Much (Help!) Американский музыкальный критик Лестер Бэнгс как-то отметил, что эта композиция Джорджа Харрисона была, "пожалуй, первой в истории рока, рассказывающей о том, что Он и Она не любят друг друга, но у обоих нет смелости уйти первым". Подобную несентиментальную трактовку темы любви мы вновь увидим в песне "If I Needed Someone" в следующем альбоме группы. В то время, однако, большее внимание было обращено на растущее мастерство Харрисона-вокалиста и игру в четыре руки на фортепиано Пола и Джорджа Мартина.
4). Think For Yourself (Rubber Soul) уховные блуждания Джорджа Харрисона немного позже вылились в отдельный жанр песенного творчества. "Think For Youself" стала первым признаком того, что у Харрисона появилась своя, не менее циничная, чем у Леннона, манера, изобличающая ловушки повседневной жизни и предлагающая в качестве панацеи от всех бед изучение сознания и Вселенной. "Попробуй больше думать, пусть даже просто ради собственного блага" (try thinking more, if just for your own sake), - выразил Харрисон свою философию на следующие несколько лет.
5). If I Needed Someone (Rubber Soul) та композиция безусловно была самым лучшим из всего доселе написанного Джорджем Харрисоном. "If I Needed Sоmеone" не осталась незамеченной по ряду причин: прежде всего, в ней мы слышим одну из лучших вокальных гармоний "Битлз", поистине завораживает и звеняще-поющий тембр гитары, несомненно, заимствованный у "Бедc" (заметим, что и последние обогатили свою игру, слушая "Битлз"), следует выделить также замечательный не столько антиромантический, сколько реалистический текст. Кажется, что эта песня - первая, сочиненная пресыщенным, но отнюдь не истощенным мужчиной, у дверей гостиницы которого в любой стране мира женщины выстраиваются в очередь.
6). Taxman (Revolver) "Taxman" родилась, когда до меня дошло, что, хотя мы и начали зарабатывать деньги, но большую их часть мы фактически отдаем в виде налогов". Эти слова Джорджа Харрисона навсегда закрепили в общественном сознании его имидж как битла, наиболее озабоченного материальной стороной дела (интересная мысль, если вспомнить другую его ипостась - "загадочного битла"). Несмотря на многолетнее стремление менеджера "Битлз" Брайена Эпстайна удержать музыкантов от комментариев в области политики, в 1966 г. они начали высказываться по многим проблемам, и в частности по поводу войны во Вьетнаме. "Taxman" была более универсальным протестом - в своей песне Джордж прошелся как по консерваторам, так и по лейбористам. В композиции присутствует и довольно мощное гитарное соло, исполняемое (что интересно) не Джорджем, а Полом.
7). Love You To (Revolver) Лестер Бэнгс назвал эту композицию "первой инъекцией эрзаца восточной мудрости в рок". На самом деле содержащийся в ней перевод Джорджа Харрисона буддистских духовных трактатов (его основное чтение в последние несколько месяцев) просто подчеркивал идею "Think For Yourself" из предыдущего альбома. С точки же зрения общественности, Харрисон за ночь "обындусился". Это впечатление еще более усилилось, когда он начал брать уроки игры на ситаре у Рави Шанкара, поощрял стремление остальных членов коллектива следовать учению Махариши Махеши Йоги и на протяжении последующих восемнадцати месяцев предлагал музыкантам к исполнению мелодии с восточным уклоном. На фоне заводных ритмов альбома "Love You To" звучала особенно привлекательно, доказывая возможность исполнения группой произведений любого музыкального жанра. Она также положила начало невеселой традиции: Леннон перестает участвовать в исполнении песен Харрисона. Зато здесь мы слышим индийского музыканта Анила Бхагвата, сыгравшего на барабанах "табла".
8). I Want To Tell You (Revolver) В первый раз (и в последний, если не считать "White Album") Джорджу Харрисону дали "добро" на включение в альбом трех авторских композиций, что было использовано им для демонстрации многогранности своего таланта в области сочинения песен. Здесь, как и в "If I Needed Someone", краеугольным камнем являются неповторимые гармонии "Битлз" - Леннон и Маккартни как будто наслаждаются ролью подпевал, будучи освобожденными от груза основного вокала. Харрисон вновь открывает перед слушателем намеренно реалистичную и в чем-то нелепую картину несложившихся отношений, у слушателя возникает ощущение, что это в порядке вещей. В течение всей своей карьеры в группе Джордж не написал ни одной песни о любви со счастливым концом: все его романтические изыскания пронизаны недопониманием и ужасающей перспективой монотонности отношений.
9). Within You, Without You (Sgt. Pepper`s Lonely Hearts Club Band) Известно, что больше всех противился доминированию Пола Маккартни во время записи диска "Pepper" Джон Леннон, но у Джорджа Харрисона, возможно, была более веская причина огорчаться. В альбом включили лишь одну его песню, "зарубив" другую претендентку, "Only A Northern Song" ("Всего лишь северная песня"). Как и в случае с "Love Yоu То", "Within You Without You" открыто продемонстрировала увлечение Джорджа индийской культурой. Композиция записана при содействии нескольких индийских музыкантов и битловского помощника Нила Эспиналла, исполняющего партию на барабане, - других членов группы в ней вы не услышите. "Ее сочинили дома у Клауса Вурмана в Хэмпстеде как-то вечером после ужина, - рассказывал Харрисон десять лет спустя. - Я играл что-то на фисгармонии, и вдруг возник мотив, а затем и первая строчка стихов..." Некоторые считали песню шедевром, некоторые - ярким образцом псевдофилософской чепухи. Как бы то ни было, это был Харрисон в чистом виде.
10). Blue Jay Way (Magical Mystery Tour) Джордж Харрисон сидел в своем арендованном доме на Блю Джей Уэй в Лос-Анджелесе в ожидании бывшего ассистента "Битлз" Дерека Тейлора, приглашенного на ужин. Последний почему-то опаздывал, и у Харрисона было достаточно времени, чтобы обратить свое беспокойство и раздражение в композицию. То, что могло бы навсегда остаться простенькой сентиментальной песенкой, было позже трансформировано студией "Битлз" в экзотическое и таинственное музыкальное путешествие. Голос Харрисона намеренно искажен электронным эффектом и звучит как будто из потустороннего мира, хотя, возможно, и не так пугающе, как вокалы Леннона в композиции "Tomorrow Never Knows". Записи, проигрываемые наоборот, тянущий орган и виолончель - все это придает песне несколько восточный оттенок, причем без помощи какого-либо индийского инструмента.
11). While My Guitar Gently Weeps (White Album) Джордж Харрисон заслужил столь горячие похвалы за эту композицию, что не удержался от написания ее менее удачного продолжения - "This Guitar (Can`t Keep From Crying)". Интересно, что самую известную в истории "Битлз " партию на соло-гитаре исполнил гитарист группы "Крим" Эрик Клзптон - близкий друг Харрисона, приглашенный в студию как серьезный эксперт в области музыки и для того, чтобы охладить постоянно разгоравшиеся страсти. В первоначальном демонстрационном варианте песни, записанном Харрисоном в акустической аранжировке, был еще один куплет, но он не вошел во всем известную версию.
12). Piggies (White Album) При поддержке своей матери, сочинившей строчку относительно воспитательного значения "хорошей шлепки" (damn good whacking), Джордж задумал "Хрюшек" как социальную сатиру, однако такое название привело к тому, что антисоциальные элементы сделали ее своим гимном, направленным против полицейских. В песню было добавлено хрюканье (вклад Леннона в песню и продолжение экспериментов "Дрозда"), а также аккомпанемент оркестра и клавесина, на котором сыграл Крис Томас - один из продюсеров "Белого альбома".
13). Long, Long, Long (White Album) "Битлз" ни много ни мало 67 раз пытались сыграть эту лирическую композицию в студии, правда, без Леннона, который, как обычно при записи сочинений Харрисона, таинственным образом отсутствовал. Нежное, едва слышное исполнение венчали несколько секунд хаоса музыканты запечатлели звук вибрирующей на колонке бутылки, добавив к нему коктейль из гитар, барабанов и стонов.
14). Savoy Truffle (White Album) На сочинение этой довольно игривой песни Джорджа Харрисона вдохновил его близкий друг. "У Эрика Клэптона было много дырок в зубах, и ему необходимо было пойти к врачу. Он ел много шоколада просто не мог себе в этом отказать. Я застрял на двух куплетах, и Дерек Тейлор помог мне со словами в середине песни". Таким образом, Тейлор уже во второй раз в "Белом альбоме" стал безымянным соавтором, но гонорара за это не получил; Харрисон же позаимствовал часть текста прямо с шоколадной коробки. Леннон показал свое отношение к происходящему, вообще не явившись ни на одну звукозапись.
15). Ohly A Northern Song (Yellow Submarine) "Шутка по поводу Ливерпуля, святого города на севере Англии" - так охарактеризовал песню Джордж Харрисон. Шутка Джорджа относится и к "Northern song", компании, публиковавшей композиции Леннона, Маккартни и (по крайней мере, в 1967 г.) Харрисона. Не поддающиеся логическому осмыслению слова и мрачноватый аккомпанемент сделали запись одной из самых необычных в битловском репертуаре, даже по стандартам 1967 г. Непонятно почему, но она так и не была выпущена в стереоверсии.
16). It`s All Too Much (Yellow Submarine) По словам автора этой песни, Джорджа Харрисона, "она была написана в детской манере на основе видений, появлявшихся во время и после приема ЛСД и позже повторившихся в процессе медитации". Это было весьма сложное в техническом отношении психоделическое произведение в духе 67-го, завоевавшее повторное признание любителей рока и наркотиков уже в конце 70-х и даже в начале 90-х гг. Эта необычная и блистательная в своей дисгармонии композиция явилась лучшим (наряду с "Taxman") сочинением Харрисона в области западной рок-музыки. К сожалению, перед выходом она редактировалась и в результате была сокращена с восьми минут до шести, потеряв при этом один куплет.
17). Something (Abbey Road) История этой композиции, названной Фрэнком Синатрой "величайшей песней о любви всех времен" (а уж он-то в свое время спел их немало), началась в 1968 г., когда Джордж Харрисон прослушивал первую партию пластинок "Эппл Рекорде". Впечатленный композицией Джеймса Тейлора "Something In The Way She Moves", Харрисон сочинил песню, не представляя, что она станет самой известной и прибыльной в его репертуаре. Сделав в феврале 1969 г. демонстрационную запись "Something", в апреле Харрисон принес пленку в студию "Эбби Роуд". Первая попытка записать композицию с "Битлз" окончилась ничем, и группа, уже вместе с Билли Престоном, вновь собралась в мае. В этом варианте исполнения песня длилась почти восемь минут и заканчивалась довольно невыразительным инструментальным джэмом, который впоследствии был стерт из записи. На протяжении последующих двух месяцев Харрисон делал добавления к основной дорожке, причем во время последней записи играл уже целый струнный оркестр из 21 инструмента. К тому времени, когда песня была записана окончательно, Джордж "одолжил" ее для исполнения одному из друзей (таким же образом он поступил впоследствии с песнями "My Sweet Lord" и "All Things Must Pass"). Ha этот раз счастливым обладателем внимания Харрисона стал Джо Кокер, и, к счастью для "Битлз", его версия вышла позже. А исполнение "Битлз" стало синглом, впервые в истории группы выпущенным сначала на долгоиграющей пластинке. Кроме того, это была первая композиция Харрисона с "Битлз", записанная на первой стороне сингла. Регулярное исполнение песни Синатрой значительно популяризовало ее. Подстраивая текст под свой вкус, Фрэнк даже изменил одну строчку в середине: "Yоu stick around, Jack, she might show" ("Побудь рядом, Джек, она, может, еще появится"). Харрисону такое обращение с его творением показалось настолько забавным, что впоследствии, на концертах начала 90-х гг., он исполнял вариант Синатры.
18). Here Comes The Sun (Abbey Road) После дня, проведенного в компании "Эппл", Джордж Харрисон расслаблялся в саду у Эрика Клэптона, там он и сочинил эту очаровательную мелодию, построенную на простых вариациях аккорда ре мажор. Как и "Something", она сразу стала битловской классикой и показала, что Харрисон - та еще темная лошадка, способная создать конкуренцию своим более именитым партнерам. Деликатные звуки синтезатора значительно углубляют звучание композиции.
19). I Me Mine (Let It Be) В последний раз "Битлз" собрались вместе в начале января 1970 г. Но все уже было иначе: теперь их было трое, без Джона Леннона, который постригся и уехал в Данию изучать секреты "летающих тарелок". Сыграть мелодию Харрисона - наполовину вальс, наполовину рокер - втроем не представляло трудностей - "Битлз" уже делали это в фильме "Let It Be", когда Джон и Йоко танцевали в студии, Маккартни, Харрисон и Старр записали 90-секундную композицию, а Фил Спектор просто скопировал фрагменты пленки и удлинил ее почти вдвое.
20). For You Blue (Let It Be) Этот легкий гитарный блюз Харрисона вполне соответствовал оригинальной концепции альбома, записанного в студии "вживую". Композиция одна из немногих в альбоме ранних работ "Битлз" (периода сотрудничества с компанией "Эппл"), тогда как другие песни взяты из "концерта на крыше" или последующих студийных киносъемок.
21). The Inner Light (Past Masters Vol. 2) После того как несколько критиков обвинили Джорджа Харрисона в заимствовании текста его последней "индийской" песни в составе "Битлз" из произведений Тао Тэ Чина, Джордж не преминул включить эту историю в свою автобиографию. Там же он поместил письмо от Хуана Маскаро, который переводил Тао и в свое время прислал Джорджу копию переведенной главы XLVII с предложением переложить слова на музыку. Харрисон так и поступил, сочинив при этом одну из самых прелестных мелодий в своем творчестве 60-х, вряд ли заслужившей участи быть помещенной на обратной стороне сингла "Lady Madonna". Основная дорожка "The Inner Light" была записана во время тех же сессий, что и музыка Джорджа к фильму "Wonderwall", в студии И-Эм-Ай в Бомбее, где несколько индийских музыкантов аккомпанировали Харрисону. Тогда же были записаны еще несколько музыкальных фрагментов в стиле "рага", но они до сих пор не выпущены.
22). Old Brown Shoe (Past Masters Vol. 2) Хоть Джон Леннон и явился в студию на запись песни Харрисона (что в 1969 г. было уже редкостью), его инструментальный вклад так и не был использован в окончательном варианте-вместо ритм-гитары решили записать орган Джорджа. Четверо битлов с энтузиазмом исполнили эту рок-композицию, создав вполне подходящий номер для обратной стороны сингла "The Ballad Of John And Yoko". Харрисон даже позволил себе в качестве привилегии одно из своих самых громких гитарных соло.
(после распада "Битлз) После распада группы Джордж в ноябре 1970 года выпускает тройной альбом "All Things Must Pass" ("Всё должно пройти"), заслуживший лестную оценку критиков, хотя в то же время и ошеломивший их своими параметрами.
Не обошлось, правда, без эксцессов. Кем-то было подмечено, что одна из песен альбома - "My Sweet Lord" напоминает боевик начала 60-х годов под названием "His Do Fine" американского женского квартета "Чиффонс". Между тем, сингл с записью этой песни продолжал пользоваться спросом. Всё же Джорджу пришлось изрядно побегать по судам, чтобы отвести обвинения в плагиате.
Наверное, много слышали о знаменитом концерте в пользу голодающих детей Бангладеш - страны, только что отвоевавшей в войне с Пакистаном право на независимое существование. Летом 1971 года в Нью-Йорке появились концертные афиши с пометкой: "Сбор в пользу Бангладеш". Желающих приобрести билеты на концерт в Мэдисон Сквер Гарден, где должны были выступить такие известные музыканты, как Джордж Харрисон, Ринго Старр, Боб Дилан, Леон Рассел, Эрик Клэптон, Клаус Воорман, Аллан Уайт, Билли Престон, Рави Шанкар со своим оркестром и многие другие артисты, было предостаточно, толпы людей осаждали билетные кассы уже за неделю до объявленного срока. Инициатором этого грандиозного рок-представления выступил Джордж Харрисон. Изданный вслед за концертом тройной альбом с великолепной заглавной песней "Бангладеш", написанной тогда ещё в свежих в памяти традициях "Битлз", а такжк с целой стороной творчества Боба Дилана также имел колоссальный успех. Все средства, вырученные от двух концертов, полнометражного фильма и от продажи альбома, Джордж и его друзья передали 17 августа 1971 года представителям Бангладеш. Уму непостижимо, как Джордж сумел провести такое грандиозное мероприятие в то время, когда спор за наследство "Битлз" достиг наивысшей точки. Кроме того, были бесконечные хождения по судам и множество проблем, связанных с выполнением договорных обязательств по фирме "Эппл".
Только летом 1973 года появился его новый альбом "Living In Material World" (Жить в материальном мире"), который заставил многих усомниться в том, что Харрисон уже отошёл от экспериментов с индийской музыкой. Однако в США на местных топ-листах альбом находился целых пять недель на первом месте. Чио же это? Может быть, сказалась репутация Джорджа как одного из участников "Битлз"? Может быть. Но и предыдущие альбомы Джорджа в Америке пользовались успехом.
В начале 1974 года Джордж основал собственную фирму грам-записи под названием "Dark Horse", чтобы выпускать продукцию своего хозяина, а также Рави Шанкара и некоторых других музыкантов. В декабре 1974 года Харрисон издал новый альбом "Dark Horse" ("Тёмная лошадка"), встреченный публикой так же, как и предыдущий. И опять в американской "десятке лучших" эта пластинка всё же побывала!
В 1975 году вышел альбом "Extra Texture" (Сверхстроение"). И хотя для записи этой пластинки собрались хорошие музыканты, упоминания о ней исчезли из рецензий довольно быстро. Отметим, что этот альбом был последним, записанным для "Эппл".
Следующий год принёс Харрисону много волнений, хотя в конце-концов всё стало на свои места. Дело в том, что Джордж заболел желтухой и поэтому не успел представить компании "A&M Records", с которой у него был договор, новый диск. К этому времени акции Джорджа как перспективного музыканта так упали, что руководство компании не знало, как от него избавиться. Поэтому, надеясь ещё вернуть вложенные в новую пластинку Харрисона деньги, хозяева компании возбудили против Джорджа иск в 10 миллионов долларов "за невыполнение взятых на себя обязательств по записи новых пластинок". И просчитались.
Джордж обратился к известной американской компании "Warner Brothers", которая хакупила все материалы нового альбома Харрисона и издал пластинку под названием "33 и 1/3", вновь, в которой раз, заставившую говорить о таланте Джорджа, возрождающегося, как птица Феникс, из пепла после очередного своего "краха".
Для упрочнения своего положения он выпустил в ноябре 1976 года альбом "he Best Of George Harrison" ("Лучшее Джорджа Харрисона"), на первой стороне которого были записаны его песни времён "Битлз", а на другой - более поздние песни. Этот альбом, полный воспоминаний, был принят поклонниками довольно тепло.
В 1979 году выпущен следующий альбом - "George Harrison". Пластинка имела даже ещё больший успех, чем две предыдущие. Теперь уже было забыто всё - и масса отрицательных оценок критики, и утверждения о гибели таланта Харрисона. Радио и телевидение транслировали его последние песни, сделанные в очень красивых и мелодичных тонах.
В 1981 году был хорошо принят его албом "Somewhere In England" ("Где-то в Англии") с песней "All Those Years Ago" ("Все эти прошедшие годы"), посвящённой Леннону. Она вызвала огромный ажиотаж повсюду, для её записи вновь вместе собрались Джордж, Пол и Ринго. В 1983 году был записан альбом "Gone Troppo" ("Ушёл в тропики"), с ярко выраженной латиноамериканской музыкальной мозаикой, и после этого Джордж надолго исчез из поля зрения. "Если мне не изменяет память, мы ещё увидимся", - сказал он и сдержал своё слово.
Его последний альбом "Cloud Nine" ("Облако девять"), сделанный в содружестве с Ринго Старром, Эриком Клэптоном, Элтоном Джоном и появившийся в конце 1987 года, сразу же занял одно из лидирующих мест в мировых хит-парадах. Кстати, популярным стал и сингл с песней из альбома "Got My Mind Set On You" ("Всё время думаю о тебе"), получивший, например, в американском хит-параде второе место. Можно также отметить и песню "When We Was Fab" ("Когдамы были знаменитыми") - ностальгию о временах "Битлз".
Далее следовал двойной концертный альбом "Live In Japan", выпущенный в 1992 году и... восьмилетнее молчание. Следующий альбом "12 Arnold Groove" вышел только в 2000 году. Также в 2000 году был выпущен альбом "Through many Years".
А 30 ноября 2001 года Джорджа Харрисона не стало. Вышедший уже после его смерти альбом "Brainwashed" (2002 год) остаётся последним в его дискографии.