История группы Аукцыон История группыИстория
Биографии участников группы Аукцыон В память о Хвосте...КОНЬ УНЕС ЛЮБИМОГО
Интервью Алексей Хвостенко: "Хотелось бы надеяться, что все пойдет к лучшему..." (последняя беседа с Хвостом)Алексей Хвостенко: "Хотелось бы надеяться, что все пойдет к лучшему..." (последняя беседа с Хвостом)Эта беседа с Алексеем Хвостенко состоялась 21 ноября, во время записи моей радиопрограммы, на которую тот любезно согласился прийти. Я прекрасно понимаю, что интервью, прозвучавшее на радио, отчасти не совсем этично помещать на нашем сайте, однако в данном случае, наверное, можно сделать исключение. Едва ли нужно объяснять почему... Во время нашей с Хвостом радийной беседы звучало немало музыки, но я оставил упоминание только о некоторых прозвучавших в программе номерах.
- Алексей, привет, добрый день! - Добрый день, Джордж.
- Я очень рад, что ты пришел к нам в студию, и что ты в последнее время часто приезжаешь в Питер, чего много-много лет не было. Но теперь, видимо, это будет носить регулярный характер? - Думаю да, поскольку я получил, наконец, указом нашего Президента российское гражданство и могу свободно ездить в Россию когда мне заблагорассудится.
- Сейчас прошла выставка к юбилею арт-центра "Пушкинская ,10" и там были представлены твои работы тоже. Но ведь в Москве у тебя гораздо более объемная выставка проходила и продолжается сейчас... - Да, в Москве идет моя выставка в музее современного искусства имени Зверева. Она продлится до конца ноября.
- У тебя вышло довольно много пластинок, особенно за последние годы и именно здесь, в России. И общая сумма альбомов постоянно увеличивается. Знаю, что скоро Андрей Тропилло выпустит очередной диск - еще один альбом, записанный с группой "Дегенераторс". - Да, не исключено. По крайней мере, предварительная работа сделана и, надеюсь, что эта пластинка скоро появится.
- Мне сегодня особенно интересен, скажем так, "Хвост изначальный"; то есть, те песни, которые ты исполнял еще здесь, в России, до своей эмиграции. Первый альбом, который вышел, это было "Прощание со степью"? - Ну да.
- Он ведь записывался уже в Лондоне? - В Лондоне, в 81-м году и тогда же был записан второй альбом "Последняя малина". В то время там появилась фирма, которая должна была работать бесперебойно, но она распалась после выпуска первой пластинки. "Последняя малина" - была записана, но свет не увидела. И только сейчас, спустя двадцать лет, ее выпустил Олег Коврига в Москве.
- С кем ты эти альбомы записывал? - Это все делалось с двумя парижскими цыганами: Паскалем де Люшеком и Андреем Шестопаловым.
- Алексей, я хочу перед тобой извиниться. Мы начали эту программу, начали беседу, начали слушать песни и я нахально, извини Бога ради, забыл тебя поздравить - у тебя недавно, 14 ноября, был День рождения. Но лучше поздно, чем никогда. Я тебя искренне поздравляю. - Спасибо, спасибо.
- "Последняя малина"... что-то не припомню ,чтобы ты исполнял песни с этого альбома на концертах. - Я их вообще практически не пою - они были записаны специально для альбома. Эти песни я распевал будучи еще совсем подростком, когда еще сам не сочинял. Отчасти почерпнул от своего отца, который тоже любил их петь, ну, и на улице - вот так они ко мне пришли.
- Можно сказать, что это авторская переработка русского городского фолка. - Да. И кроме того, я вставил в альбом несколько песен Глеба Горбовского, которые, по-моему, органично вписываются в контекст.
- Если я не ошибаюсь, к выпуску этой пластинки имел некоторое отношение поэт Кузьминский. - Нет. Кузьминский просто подарил кому-то - я уж не помню кому - записи этих песен, и была выпущена кассета, которая называлась "Хвост от Кузьмы".
- Про это я и говорю. - Но вообще-то к выпуску этой пластинки он не имеет никакого отношения.
- Алексей, ты уехал их России очень много лет назад, и вряд ли нужно спрашивать, почему ты тогда эмигрировал. В те годы, это было повальное веяние, вполне закономерное. Когда ты попал в свободный мир, то, насколько я понимаю, смог заняться тем, чем хотел, помимо сочинения песен. - Разумеется. И это осуществилось. Я поставил почти все свои пьесы, провел массу выставок, песни записал.
- В основном, ты жил во Франции? - Да. Кроме этого, много путешествовал: с выставками, с концертами, с другими проектами.
- Велика ли русская колония в Париже? - Велика, конечно, но не объединена. И я попытался организовать небольшой клуб для русских в своей мастерской. Он просуществовал года четыре. Там мне удалось сделать маленький камерный театрик, и каждый четверг мы устраивали музыкальные вечера. Приходили люди, читали стихи, пели песни, и вообще, проходила масса всяких культурных мероприятий.
- Но сейчас про этот клуб, увы, надо говорить в прошедшем времени? - К сожалению, да, потому что контракт не был продлен, дом поставили на капитальный ремонт и нас оттуда выселили.
- Как-то это все немножко напоминает наши российские реалии... - Да. Ну, что ж делать...
- Сейчас ты получил возможность приезжать домой, в Россию. И, наверное, знаешь, что опять пошли разговоры о том, что жизнь здесь становится гораздо более сложной и в смысле экономическом, и в плане духовном, что идут ограничения свобод. Свободы слова, в частности... Что ты думаешь по этому поводу? Что будет дальше в этом аспекте в нашей стране происходить? - Э-э-э... Мне трудно делать прогнозы, но хотелось бы надеяться, что все-таки все пойдет к лучшему.
- Разумеется, хотелось бы. Но пойдет ли? А если пойдет - то когда? - Когда...(смеется) Это вопрос, на который неизвестно кто может ответить.
- Недавно был концерт в ГЭЗе, где ты играл. Там были и зрелые люди, и очень много молодежи. Как считаешь, почему молодежь, которая не видела тебя на сцене, не считая твоих концертов в последнее время, стала активно посещать твои выступления? - Думаю, потому, что вышли мои пластинки с роковым звучанием. Это, в первую очередь, конечно, записи с "Аукцыоном" и с "Дегенераторсами". Они на слуху, и молодежи нравятся. Даже совсем молодые люди - по двадцать лет - ко мне подходят, просят автографы. Это замечательно.
- Ты использовал много мелодий известных песен, народных напевов, классических... Какой принцип отбора? Чисто по твоим симпатиям? - Разумеется.
- А если заглянуть в какие-то старинные времена... Например, небезызвестная песня "Над небом голубым". Когда она у тебя возникла? - Это было, где-то в 71-м году, а музыку почерпнул из пластинки "Лютневая музыка семнадцатого века" Франческо да Милано.
- Перед твоим концертом в ГЭЗе, один человек, который тоже там выступал я не помню его имя и фамилию - назвал тебя бардом. Ты себя бардом ощущал когда-нибудь? - Бард... ну, я не знаю. Нет, скорее вагантом, чем бардом.
- С Иосифом Бродским вы ведь были в одном кругу? В ленинградском литературном творческом кругу? - В начале шестидесятых годов мы были очень дружны и общались с ним практически каждый день.
- И вот буквально на днях, выйдет пластинка "Песни Дома Мурузи" Николая Якимова, его музыка, стихи Бродского. Вместе с ним альбом записывали замечательные музыканты Евгения Логвинова и Эвелина Петрова, но ты уже уедешь в Москву, когда у них будет презентация альбома. Там много песен, альбом двойной, и в частности, в этой пластинке, звучит голос самого Иосифа Бродского...
(Звучит голос Бродского из альбома "Песни Дома Мурузи")
- Насколько я понимаю, это очень знакомый тебе голос? - Да, конечно.
- И ты наверняка неоднократно присутствовал на чтениях его стихов... - Да, более того, он очень часто приходил ко мне поутру и первому читал свои новые стихи, так что... этот голос мне более, чем знаком.
- И заграницей вам приходилось общаться с ним? Да.
- Хотя ты жил больше во Франции, а он - в Штатах. - Ну, так, эпизодически мы общались, не то, чтобы часто.
- Ты сказал несколько минут назад, что молодежь стала интересоваться твоим творчеством во многом благодаря твоему сотрудничеству с группой "Аукцыон". Это ведь все произошло, когда ты еще жил в Париже, и там ты с ними и познакомился. - Да.
- То есть, здесь, когда ты еще жил еще в России, они были совсем маленькие и твоих песен не знали? - Нет, они знали мои песни, а когда продюсер и менеджер "Аукцыона" представил нас в Париже, они знали, кто я такой. И обступили меня со всех сторон...
- А чем тебя "Аукцыон" тогда привлек, чем зацепил? - Он привлек меня своей веселостью, жизнерадостностью, хорошим музыкальным драйвом, и мы как-то по-человечески сошлись. К тому же они поселились у меня..
- В Париже? - Да, в Париже. Несколько дней прожили, пропьянствовали мы вместе и тогда же родилась идея сделать какую-то совместную работу. Так появился альбом "Чайник вина".
(Звучит песня "Милая моя" из альбома "Чайник вина")
- Относительно недавно ты стал сотрудничать с группой "Дегенераторс". Она, конечно, не столь мастеровитая как "Аукцыон", но как-то у вас творческий контакт произошел. Благодаря кому или чему случилось ваше содружество? - Это была инициатива издателя Андрея Тропилло, который эту группу всячески продвигает. Он рассудил, что если она будет работать со мной, то тоже выдвинется вперед и станет известной.
- Вот альбом вы записали. А по поводу центральной композиции "Могила" (песня, в общем-то, всем известная, но в другой немного версии) ты как-то говорил мне, что сделал фонетический перевод на свой текст, того, что в ней звучало. - Ну да, так оно и есть.
- То есть, в изначальном плане там другое содержание? - Да, конечно. Возрадуйся и прочее, никакая не могила
- Но ты сделал по-своему, и вышло очень удачно. Это ведь заглавная песня вашего совместного альбома "Могила". А когда будет следующая пластинка? - Неизвестно.
- А как она будет называться? - Не знаю.
- То есть, сплошные загадки пока? - Да.
- Скажи пожалуйста, ты предполагал когда-нибудь, что со временем станешь рок-исполнителем? - Нет, никогда. И для меня стало совершеннейшим сюрпризом то, что я вдруг стал "дедушкой русского рок-н-ролла" и вписался в рок-н-ролльную тусовку.
- Но ты, тем не менее, чувствуешь себя в ней весьма органично. - Да.
- Во время концерта это чувствуется. - Теперь я привык и с удовольствием это делаю.
- Но, насколько я понимаю, рок-н-ролл никогда не был для тебя главным источником вдохновения? - Я всегда больше как-то на джаз ориентировался, на классику, а рок-н-ролл всегда для меня какой-то вторичной музыкой был.
- Но со временем это изменилось? - Ну да, сейчас уже я пересмотрел свои взгляды.
- Ты много лет провел за границей. Там, наверное, неоднократно посещал самые разные концерты, в том числе и роковые. Если сравнить - наш российский рок идет сзади общемирового, западного? Как ты считаешь? - Очевидно, да. Но, скорее всего, это идет в плане шоу-бизнеса, а не самой музыки. И в России есть прекрасные музыканты, которые делают отличную музыку. Что же касается самих шоу-представлений, то до Запада еще далеко.
- И, видимо, эта дистанция будет какое-то время еще держаться? - Очевидно, да.
- Ну что ж, приходится считаться с тем, что есть, но теперь ты живешь не только в Париже. И основным местом твоего теперешнего проживания является все-таки Москва. - По большей части - да.
- Там тоже проходят концерты и твои выставки. - Да. Хотя Питер мне, конечно, ближе. И симпатичнее во всем статьям. Потому что это все-таки мой родной город, все свое детство прожил здесь и юные годы.
- К счастью, в Питере ты бываешь теперь достаточно часто. Вот сейчас уедешь опять назад, в Москву, потом, наверное, в Париж, но хочется верить и надеяться, что не очень долго придется ждать твоего очередного визита в Санкт-Петербург. - Я тоже так думаю.
- Наверное, он совпадет с тем днем, когда будет издана твоя вторая пластинка с группой "Дегенераторс"? - Не исключено.
- Будем на это надеяться!
(Звучит песня "Игра на флейте")
- Ну сейчас, в конце программы, прозвучала одна из классических песен, которую ты исполнял раньше, а теперь исполняешь, как это было совсем недавно, на концерте в ГЭЗе, в таком, скажем, роково-"дегенераторском" варианте. - Да.
- То есть, это такая классика нетленная для тебя? - Ну да, получается.
- Ну что ж, Алексей, спасибо тебе огромное, наша программа уже подошла к концу. До свиданья, искренне надеюсь, что нам не придется долго ждать твоего очередного появления в Питере. Поздравляю тебя еще раз с Днем рожденья, желаю тебе здоровья, дальнейшего творчества, скульптурного, живописного, литературного, песенного. Спасибо, до свиданья. - Спасибо, дорогой, я надеюсь появиться на твоем радио еще раз. В ближайшем будущем.
Автор: George Гуницкий, cпециально для РокмЬюзик.Ру
|