Так уж случилось, что фамилия Видоплясов овладела умами славянской молодежи лишь спустя сто тридцать лет после ее изобретения нервозным гением русской литературы Ф.М.Достоевским. Франтоватый лакей-шизофреник, проходной персонаж из повести "Село Степанчиково и его обитатели", как-то не встал в один ряд с Печориным и Чацким. Не наделали шороху его коричневый фрак, лакированные полусапожки и розовый галстучек. Тем более весомо второе рождение Видоплясова в названии группы, ставшей символом неоценимого вклада украинской нации во всемирную историю рок-музыки.
"Вопли Видоплясова" изначально возникли как побочный продукт распада киевской хэви-металлической группы "SOS", в которой играли водопроводчик Юра Здоренко (гитара) и студент Шура Пипа (басист). В начале 1987 года в их поредевшие ряды влился переполненный буйной энергией работник военного завода, певец и баянист Олег Скрипка, которого перед этим отвергли несколько групп кряду - "за несоответствие канонам классического рока": рок-музыку Скрипка вообще не любил, предпочитая ей театр и балет. Название новоявленного коллектива придумал начитанный Пипа. В сентябре 1987 г. "ВВ" рекрутируют из киевского музучилища барабанщика Сергея Сахно, и "золотой состав" ансамбля становится полностью укомплектован.
"Стиль группы не всегда зависит от прямого желания музыкантов,- говаривал Скрипка,- он часто определяется непредсказуемым заранее складом конкретных персон". В этом смысле "ВВ" образовали адский коктейль из четырех людей, абсолютно разные музыкальные устремления которых фантастическим образом соединились в бесподобный букет стилевых элементов. Здоренко зависал на классическом хард-роке a la Led Zeppelin и Slade, Сахно предпочитал бесхитростное диско, Пипа обожал старую советскую эстраду и твист, а Скрипка сочинял крутые мелодии с ярко выраженным украинским колоритом. Все вместе давало блестящий сплав легкой танцевальности в духе гопаков и краковяков с добротными хардовыми риффами, мощь которых усиливалась луженой глоткой Скрипки. Казалось, что сам Нодди Холдер променял холодное пиво на горилку, сел на завалинку, подвернул усы и принялся горланить хохляцкий песняк, покоряя груды краснощеких девок. Украина могла торжествовать: земля ее породила мощный и живучий рок-н-ролльный таран.
Весной 1988 г. начались гастроли. Первым пунктом швартовки стал Вильнюс с его традиционным фестивалем "Рок-форум". Уже тогда бредившие идеей государственной независимости литовцы оказались донельзя воодушевлены украинским языком "ВВ", в котором они обоснованно почуяли призрак грядущей жовтоблакiтной самостийности. В результате "Вопли" в Вильнюсе произвели триумф, а выступавший там же московский "Вежливый Отказ" был отторгнут от зрителей развернутой перед сценой литпатриотами гигантской тридцатиметровой простыней.
Следующий визит "ВВ" нанесли в Москву, где в легендарной Горбушке начинающие "FeeLee" учинили небольшой парад звезд киевского индепендента с участием "Рабботы Хо" и "Коллежского Асессора". Здесь "Вопли" пали на благодатную почву застарелых мечтаний столичной рок-тусовки услышать настоящий рок на украинском языке и протащиться от сочетания горячих ритмов с искрометным хохляцким прононсом.
На сцене творилось нечто неописуемое. С долговязым и носатым Пипой, сонно баюкающим басовый гриф, резко контрастировал маленький и верткий Здоренко в черной беретке, из-под которой мерцали печально-веселые еврейские глаза. А меж ними царил грандиозный Скрипка в смокинге и полутораметровом крапчатом галстуке: тигриной походкой шлялся меж микрофонных стоек, артистично теребил меха и издавал грубый зычно-баритонный рев. Его глубокие и низкие обертоны постоянно оттеняли плаксиво-фальцетные завывания Пипы, словно изнеженный денди грустно, но настойчиво подпевал просоленному морскому волку.
Стиль "ВВ" музыкальные критики с ходу определили как "укропанк", хотя по смыслу, наверное, правильнее было бы ввести понятие "ритм-энд-марш" (по аналогии с ритм-энд-блюзом). Среди музыкантов геополитического склада ума бытует мнение, что "атлантисты" (Англия, США, Западная Европа) и "континенталисты" (Германия, Югославия, ех-СССР), помимо прочего, отличаются любовью к двум разным типам ритмов. "Атлантисты" предпочитают акцент на вторую долю, всяческие "ум-ца, ум-ца", т.е. поверхностно-комфортабельные ритмы, а "континенталисты" - на первую долю, т.е. ритмы маршево-тоталитарные. Отсюда, дескать, и Сталин, и Гитлер, и легковесные западные демократии.
Скрипка считает, что в этих рассуждениях есть доля истины и проводит параллель между творчеством "ВВ" и "немецкой новой волны", весьма почитаемой "Воплями" в период зарождения ансамбля. Больше всего здесь выделялись незаслуженно забытая ныне группа "Трио" и, естественно, незабываемая Нина Хаген. С Neue Deutsche Welle "ВВ", по мнению Скрипки, роднит ритмическая конкретность и минимализм, а также сходное чувство юмора: "англичане и испанцы в наши шутки не въезжают".
Однако же с выходом на мировую арену и сменой пункта парковки "ВВ" осели все-таки не в Мюнхене, а в хрестоматийном Париже. В 1991 году по Украине разъезжала французская группа VRP, между которой и "Воплями" вспыхнула дружба, увенчавшаяся совместным концертом в городе на Сене. Там-то и происходит поворотное в судьбе "ВВ" знакомство с подругой VRP Мари Рибо, которая вскоре оказывается "вэвэшным" менеджером и Скрипкиной женой.
Следствием этих событий становится появление смешанного укро-французского состава "ВВ", ибо Пипа вслед за Скрипкой переезжает в Париж, а Здоренко и Сахно, сохранив верность киевской столице, создают здесь автономный проект "Я-Я-Я". Их места занимают французские музыканты Кристоф Жерар (гитара) и Стефан Муфлие (ударные) - к слову, горячий и преданный друг барабанщика Патриции Каас Кристофа Дешана.
В этом составе в 1995-96 гг. "ВВ" провели уже два турне по России и московским клубам. Только что на CD увидел свет лучший, наверное, в истории "Воплей Видоплясова" альбом "Краiна мрiй", записанный еще в 1991 г. в Киеве и после долгих мытарств блестяще сведенный лидером дружественной "Рабботы Хо" Сережей Поповичем. Эта запись, включившая практически все лучшие песни "ВВ", стала великолепным задорную украинскую мову в анналах мирового рок-н-ролла.