Техника игры - Переменный штрих
<< Остальные уроки
Допустим, что Вы уже научились правильно держать гитару в руках, а сама
гитара у вас правильно настроена.
Для начала рассмотрим приём звукоизвлечения под названием "переменный
штрих". Заключается он в том, что медиатор должен совершать удары по
струне поочередно - вверх (u) и вниз (d). Следует обязательно чередовать
удары u и d, иначе это будет уже не переменный штрих. Попробуйте сыграть
переменным штрихом следующее упражнение. Это фрагмент гаммы cоль-мажор.
Следите за штрихом медиатора (он указан над табулатурой):
d u d u d u d u d u d u d u d u d u ...
e:-------------5-7-8-7-5-----------------------5-7-8-7-5------------
B:-------5-7-8-----------8-7-5-----------5-7-8-----------8-7-5------
G:-4-5-7-----------------------7-5-4-5-7-----------------------7-5-4...
Следите, чтобы ноты имели одинаковые длительности и громкости. Hачните
играть медленно и четко, постепенно увеличивая темп. Очень полезным было
бы поиграть под метроном. Если вы уже освоили это упражнение, перейдем к
более сложному. Это арпеджио ми-мажорного септаккорда. Оно требует большей
концентрации и внимательности. Опять же не забывайте следить за штрихом
медиатора и за тем, чтобы ноты звучали как можно более ровно:
d u d u d u d u d ...
e:---7-------4-------7-------4------
B:-5---5-4-5---5-4-5---5-4-5---5-4-5...
Сконцентрируйтесь на том, чтобы ноты на первой струне брать именно ударом
медиатора "вверх".
Теперь рассмотрим несколько аппликатур наиболее часто исползуемых гамм.
Вот аппликатура ля-минорной пентатоники первом "боксе":
e:---------------------5-8-
B:-----------------5-8-----
G:-------------5-7---------
D:---------5-7-------------
A:-----5-7-----------------
E:-5-8---------------------
Если сдвинуть эту аппликатуру на один лад "вверх" по грифу, получится
пентатоника ля-диез-минор. Еще на один лад - си-минор и т.д. То же самое
относится и ко всем другим аппликатурам на гитаре. Отсутствие разделения
нот на "черные" и "белые", как на фортепиано, позволяет легко перемещать
аппликатуры в другие тональности. Проблемы возникают лишь при использовании
"открытых" струн. Пентатоника применяется в основном для рок-н-рольных соло.
Она представляет собой натуральный минор с пропущеными 2-й и 6-й ступенями.
Полностью ля-минорная гамма в 1-м "боксе" выглядит так (эолийский лад):
e:--------------------------------7-8-10-
B:-------------------------6-8-10--------
G:-------------------5-7-9---------------
D:-------------5-7-9---------------------
A:-------5-7-8---------------------------
E:-5-7-8---------------------------------
Если теперь сыграть эти же ноты, но начиная с ноты "си" (а не с ля), то
получим гамму ля-минор (локрийский лад) во втором "боксе" (если просто
сдвинуть аппликатуру вверх до ноты си мы получим 1-й "бокс" гаммы си-минор.
Чтобы остаться в тональности ля минор придется изменить аппликатуру):
e:-------------------------------------8-10-12-
B:-----------------------------8-10-12---------
G:----------------------7-9-10-----------------
D:---------------7-9-10------------------------
A:--------7-8-10-------------------------------
E:-7-8-10--------------------------------------
Особенностью этого бокса является то, что на трех парах струн аппликатуры
совпадают. Это очень удобно для запоминания и тем более для воспроизведения.
Этой же особенностью обладает 3-й "бокс" (ионийский лад):
e:------------------------------------------10-12-13-
B:---------------------------------10-12-13----------
G:-------------------------9-10-12-------------------
D:-----------------9-10-12---------------------------
A:---------8-10-12-----------------------------------
E:-8-10-12-------------------------------------------
Еще одной особенностью этого "бокса" является то, что он совпадает с 1-м
"боксом" гаммы до-мажор. Гаммы ля-минор и до-мажор содержат одни и те же
ноты. Hазывается это "параллельные тональности". Это очень удобно и позволяет
использовать например ля-минорную пентатонику для обыгрывания тональности
до-мажор, а на песню, написанную например в ми-миноре сыграть соло например
в "боксе" соль-мажорной гаммы. Если будем продолжать поступенное движение
вверх, получим следующую последовательность ладов:
- эолийский (минор)
- локрийский
- ионийский (мажор)
- дорийский
- фригийский
- лидийский
- миксолидийский
Hа последок приведу таблатуру простенького пассажа в гармоническом ля-миноре,
за основу которого взята секвенция из четырех последовательно взятых нот.
Hоты, между которыми стоит знак "s" (slide - "слайд") берутся одним пальцем,
который сдвигается от одной ноты к другой. Следите за тем, чтобы при слайде
обе ноты звучали ровно и не выбивались из ритмики пассажа. Соблюдайте
переменный штрих:
e:-13-12-10----12-10-------12------------------------------------------
B:----------13-------13-12----13-12-10-13-12-10s9-12-10-9----10-9------
G:--------------------------------------------------------10------10-9-
D:---------------------------------------------------------------------
A:---------------------------------------------------------------------
E:---------------------------------------------------------------------
e:-----------------------------------------------------------------------
B:-9---------------------------------------------------------------------
G:---10-9s7-10-9-7----9-7------7-----------------------------------------
D:-----------------10-----10-9---10-9-7-10-9-7s6-9-7-6---7-6-----6-------
A:-----------------------------------------------------8-----8-7---8-7-5-
E:-----------------------------------------------------------------------
e:-------------------------------------------------------------
B:-------------------------------------------------------------
G:---------------------------------1----------------2----------
D:---------------------------------2----------------2----------
A:-8-7-5---7-5-------------------------------------------------
E:-------8-----8-7-5-------------------------------------------
Для того, чтобы лучше прочуствовать разницу стоит для
игры A-минорной гаммы записать на магнитофон/компьютер
аккорд A (можно A5), а потом воспроизводить этот аккорд,
чтобы самому играть гамму. Потом тот-же аккорд, но другую
гамму (например, мажорную). Потом еще (например,
гармонический минор), и т.д. Так намного лучше чуствуется
разница между разными гаммами.
Желаю удачи!
Искренне Ваш, Alexander Rostov., модератор Ru.Guitar
При участии Алексея Волкова.
Адрес урока на сайте: http://www.akkords.ru/lessons/fidolesson1.php
<< Остальные уроки
Путешествия
искать в аптеке список лекарств искать в аптеке список лекарств на букву ..
|